Домашние животные (млекопитающие)

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация и обогащение предметного словаря. 1. Профессии. Телятница, доярка, свинарка, конюх. 2. Названия животных. Бык, корова, теленок, конь, лошадь, жеребенок. 3. Кто как голос подает? Мычит, рычит, мяукает. 4. Части тела животных. Рога, копыта, хвост, грива, вымя, усы.   Активизация глагольного словаря. 1. Кто как голос подает? Мычит, рычит, мяукает, ржет, блеет, лает. 2. Кто как передвигается? Скачет, прыгает, бегает, ходит, ползет.   Активизация словаря признаков. 1. Внешний вид. Лошадь (какая?) - гнедая, белогривая. 2. Антонимы. Высокий - низкий, сильная - слабая, трусливый - смелый, рогатый - безрогий, мчится.   Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. 1. Родительный падеж. Нет щенка - щенят. Нет олененка - оленят. 2. Творительный падеж. Корову кормят травой, сеном. Кошку кормят мясом, молоком. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Теленок - теленочек. Образование существительных множественного числа, обозначающих детенышей животных. Теленок - телята, жеребенок - жеребята. Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. Один ягненок, два ягненка, пять ягнят. Образование однокоренных слов. Кот - котик, котяра, котенька, котище, коток. Образование глаголов с помощью приставок. Лошадь - прискакала, ускакала, перескочила Составление рассказа-описания о домашних животных по плану. Кто это? Внешний вид, повадки животного. Чем оно питается, где живет? Кто ухаживает за животным? Какую пользу оно приносит людям?   Составление рассказа-сравнения двух животных, например кошки и собаки (чем похожи, чем отличаются?).   Составление рассказа по набору слов Развитие зрительного и слухового внимания и памяти. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок.   Развитие мимики, общей моторики: - демонстрация повадок домашних животных  


ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация и обогащение предметного словаря. Птичник, птицеферма, птицефабрика, птичница, курица, петух, цыпленок, гусь, гусыня, гусенок.   Активизация и обогащение глагольного словаря. Кудахчет - кудахчут, гогочет - гогочут, вышагивает, переваливается.   Активизация и обогащение словаря признаков. 1. Внешний вид и повадки птицы. Курица - пестрая, короткохвостая, суетливая, неугомонная. 2. Антонимы. Гусыня спокойная — курица суетливая.   Активизация словаря наречий. Гусь ходит (как?) - важно, настороженно. Птенцы пищат (как?) - громко, жалобно. Петух кукарекает (как?) - пронзительно, звонко. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Утенок - утеночек. Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. 1. Родительный падеж. Я буду поить водой канарейку, цыплят, индюшат. 2. Творительный падеж. Гусыня идет с гусятами. Индюшата побегут за индюшкой. Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей домашних птиц. Цыпленок - цыплята, индюшонок - индюшата, гусенок - гусята, утенок - утята. Употребление предлогов. Зерно склевали с блюдца. Червяка достали из травы. Жука нашли под кустом. Образование сложных слов. У гусыни белая голова – она белоголовая. Образование притяжательных прилагательных. Подушки из гусиного пуха, петушиные перья. Образование однокоренных слов. Клюв - клювик, клевать, заклевать, заклеванный.   Составление рассказа по картине «Птичий двор». Составление рассказа по набору слов. Составление рассказа-описания по плану. Кто это? Размеры птицы. Цвет оперенья (пуха). Части ее тела. Чем она питается? Где живет? Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Развитие мимики, общей моторики. Развитие логического мышления: - игра «Кто лишний?».   Формирование языкового чутья: - объяснение пословиц


ДИКИЕ ЗВЕРИ

 

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация предметного словаря. Лес, животные, звери, белка, еж, медведь, заяц, лиса, волк, берлога, логово, нора, дупло, морда, хвост, уши, туловище, лапы, когти.   Активизация глагольного словаря. Заяц (что делает?) - прыгает, скачет, грызет, дрожит и т.д.   Активизация и обогащение словаря наречий. Белка прыгает (как?) - ловко, стремительно, быстро, резко.   Активизация и обогащение словаря признаков: 1. Внешний вид. Медведь - огромный, бурый, белый, лохматый, толстопятый. 2. Повадки. Медведь - неуклюжий, косолапый, сильный, сладкоежка. 3. Антонимы. Проворный - неповоротливый Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Лисенок - лисеночек. Образование существительных в разных падежах. 1. Родительный падеже множественного числа. В лесу много медведей, волков, лосей, кабанов, зайцев. 2. Творительный падеж единственного и множественного числа. Буду охотиться за зайцем (зайцами). Образование существительных единственного и множественного числа, обозначающих детенышей зверей. Медвежонок - медвежата, лисенок - лисята. Согласование числительных с существительным в роде, падеже и числе. Один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат. Образование сравнительной степени прилагательных. У лисы мягкий мех, а у зайца еще мягче. Образование притяжательных прилагательных. Берлога (чья?) - медвежья. Логово (чье?) - волчье Составление рассказа-описания о звере по плану. Кто это? Внешний вид, повадки зверя. Чем он питается? Где живет, что делает?   Составление рассказа-сравнения о двух зверях (чем похожи, чем отличаются?). Составление рассказа по набору слов   Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок; - игра «Четвертый лишний».   Развитие мимики, общей моторики: — демонстрация повадок животных


ЗИМА, РОЖДЕСТВО

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация предметного словаря (существительные, характеризующие состояние природы зимой). Вьюги, метели, бураны, поземка, снегопад, град, гололед, полярная ночь, северное сияние.   Активизация глагольного словаря. Снег (что делает?) - ложится, сверкает, блестит.   Активизация словаря признаков. 1. Качественные прилагательные. Снег (какой?) - белый, сверкающий, пушистый, мягкий. 2. Антонимы. Снег мягкий - лед твердый.   Активизация словаря наречий. На улице (как?) - морозно, холодно, темно, хмуро. Образование существительных множественного числа в разных падежах. 1. Родительный падеж. Зимой много ветра, снега, штормов, снегопадов. 2. Творительный падеж. Зима приходит с вьюгами, метелями, морозами. Дети выходят гулять с лыжами, санками, коньками. 3. Предложный падеж. Зимой дети вспоминают о лыжах, санках, коньках. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Ветерок - ветерочек, лед - ледок - ледочек. Согласование существительных в роде, числе и падеже. Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок. Образование однокоренных слов. Снег - снежный, снегопад, снеговик, снежок. Образование сложных слов. Долго падает снег - снегопад. Санки для катания на снегу - снегокат. Употребление предлогов над, под, на, в и др. Ночью над головой светят звезды. Спит медведь под снегом. Образование глаголов с помощью приставок. Заметает, сметает, умчится, примчится Составление предложений по данным словам. День морозный; пошел с санками; Ваня гулять.   Составление рассказа-описания по картине с изображением зимнего пейзажа Развитие зрительного внимания, памяти, мышления. Развитие логического мышления: - называние видов спорта, которые подходят для зимы. Объяснение выбора.   Формирование языкового чутья: - объяснение значения пословиц.   Формирование общей моторики: - постройки из снега; - подвижные игры.


НОВЫЙ ГОД

 

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация предметного словаря. Утренник, Новый год, Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя елочка.   Активизация словаря признаков (подбор эпитетов, характеризующих предмет по внешнему виду). Шарик - стеклянный, круглый, блестящий.   Активизация глагольного словаря. Наряжать, украшать, праздновать, веселиться, петь, танцевать, читать (стихи), играть.   Активизация словаря наречий. На празднике (как?) - шумно, весело, дружно     Образование существительных в родительном падеже множественного числа. Много игрушек, подарков. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Один подарок, два подарка, пять подарков.   Употребление сложных предлогов. Зайчик прыгает под елочкой. Я достал подарок из-под елочки Составление рассказа «Как мы елочку наряжали». Составление рассказа о елочной игрушке по плану. Что это за игрушка? Какая она? Из чего сделана? Кто ее смастерил и как? Что ею украшают?   Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику.   Формирование общей и мелкой моторики: - изготовление елочных украшений.   Развитие зрительного и слухового внимания. Развитие логического мышления, воображения


ДОМ, СЕМЬЯ

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация предметного словаря. Брат, сестра, отец, бабушка, дедушка, мама, семья.   Активизация словаря признаков. 1. Качественные прилагательные. Мама (какая?) - добрая, ласковая, нежная, заботливая. 1. Антонимы. Бабушка старенькая, а мама молодая.   Активизация словаря наречий. Как мама говорит? - Нежно, ласково.   Активизация глагольного словаря. Любить, готовить, помогать, чинить, стирать Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Мамочка, дедулечка.   Образование существительных множественного числа в именительном, родительном, дательном, творительном, предложном падежах. Родители любят своих детей. Читают сказки детям. Гордятся своими детьми. Заботятся о детях.   Согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. Один брат, два брата, пять братьев.   Образование однокоренных слов. Брат - братик, братишка, браток     Развитие монологической речи. Составление рассказа по плану о маме, папе. Формирование навыков диалогической речи: - драматизация сценок из семейных взаимоотношений Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. Развитие логического мышления. Формирование общей моторики.  


ПОСУДА, РОСПИСЬ

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация предметного словаря. 1. Предметы. Кофейник, самовар, блюдо, дуршлаг, сервиз. 2. Классификация. Столовая посуда - мелкие и глубокие тарелки, супница, блюда, салатница. Декоративная посуда - вазы, декоративные тарелки.   Активизация глагольного словаря. В посуде (делают что?) - режут, жарят, варят, пекут.   Активизация словаря признаков. 1. Антонимы. Тарелка глубокая - блюдце мелкое 2. Качественные прилагательные. Тарелка (какая?) - глубокая, легкая, с золотым ободком.   Активизация словаря наречий. Очень вкусно, горячо, сладко Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах. 1. Родительный падеж. На столе нет вилки (вилок), ложки (ложек). 2. Творительный падеж. Я режу хлеб ножом (ножами). 3. Предложный падеж. Я варю суп в кастрюле (кастрю­лях). Образование относительных прилагательных. Посуда для кухни - кухонная, для чая - чайная, для кофе - кофейная. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Одна ложка, две ложки, пять ложек Образование сравнительной степени прилагательных. Стакан ниже графина (уже, глубже). Образование новых слов с помощью суффиксов и окончаний. Солонка, сухарница, хлебница, сахарница. Образование глаголов с помощью приставок. Зажарить, поджарить, нажарить. Образование притяжательных прилагательных. Посуда из стекла - стеклянная. Образование существительных с разными суффиксами. 1. С уменьшительно-ласкательными. Кофейничек, тарелочка. 2. С увеличительными. Самоварище Составление рассказа-описания о каком-либо предмете посуды по плану. Что это? Какая она? Из чего сделана? Для чего предназначена? Как за ней ухаживать?   Составление рассказа-сравнения о двух предметах посуды (чем отлича­ются, чем похожи?) Развитие зрительного, слухового, речевого внимания. Развитие памяти, логического мышления: - игры «Найди ошибку», «Угадай, что лишнее».   Развитие пространственной ориентировки: - сервировка стола к обеду (завтраку, ужину); - ориентация на поверхности стола (справа от.., слева от.., в середине, впереди)


МЕБЕЛЬ

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация и обогащение предметного словаря. 1. Классификация мебели. Кухонная - обеденный стол, стулья, посудные шкафы, сервант, полки, мойка. Мебель для гостиной - диван, кресло, канапе. 2. Обобщение понятия гарнитур.   Активизация глагольного словаря. Мебель можно (делать что?) - покупать, привозить, расставлять, чинить, ремонтировать, протирать, собирать, ломать, полировать, выбирать.   Активизация словаря признаков. Шкаф - высокий, большой, прямоугольный, коричневый, блестящий.   Активизация словаря наречий. Удобно, комфортно, устойчиво, мягко, жестко Образование существительных в разных падежах. 1. Родительный падеж единственного и множественного числа. В комнате много стульев. Нет стула. 2. Дательный падеж единственного числа. Подойди к дивану (кровати). Радуюсь новому столу и тумбочке. 3. Творительный падеж единственного и множественного числа. Сижу на стуле, диване. Сидят на стульях, диванах.   Образование существительных с разными суффиксами. 1. С уменьшительно-ласкательными. Стул - стульчик. 2. С увеличительными. Диван - диванище. Согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже. Один стул, два стула, пять стульев. Употребление сложных предлогов. Бусы упали за шкаф. Достала мячик из-за шкафа. Образование однокоренных слов. Зеркало - зеркальце, зеркальный. Образование глаголов с помощью приставок. Рубить - срубить, нарубить, отрубить.   Составление расска­за-описания о каком-либо предмете мебе­ли по плану. Что это? Какой он? Из чего сделан? Какие у него детали? Как им пользоваться?   Составление сравнительного рассказа-описания о двух предметах мебели по предъявляемому плану. Например, о журнальном и обеденном столах (чем похожи, чем отличаются?)   Формирование общей и мелкой моторики Развитие слухового, зрительного, речевого внимания. Развитие логического мышления, памяти.


ТРАНСПОРТ

Словарная работа Грамматический строй речи Связная речь Психические процессы
Активизация и обогащение предметного словаря. 1. Составные части. Кабина, салон, иллюминатор, фары, турбины, пропеллер, шасси. 2. Названия транспорта. Трамвай, самолет.   Активизация глагольного словаря. 1. Действия. Машина - едет, мчится, несется, тормозит. 2. Антонимы. Спуститься - подняться, отходить - приходить.   Активизация и обогащение словаря признаков. 1. Качественные прилагательные. Сиденья (какие?) - мягкие, жесткие, удобные. 2. Классификация транспорта. Водный, наземный, воздушный Образование существительных в разных падежах. 1. Родительный падеж множественного числа. В порту много кораблей, катеров. 2. Дательный падеж единственного и множественного числа. Давайте подойдем к этому судну (этим судам). 3. Творительный падеж единственного и множественного числа. Путешествовать можно поездами (поездом) или самолетами (самолетом). 4. Предложный падеж единственного и множественного числа. Важные грузы перевозят на судах (судне). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Самолетик, катерок. Употребление предлогов. Поеду в такси. Полечу на самолете. Согласование существительных с числительными в роде, падеже и числе. Один поезд, два поезда, пять поездов. Образование однокоренных слов. Вода - водный, водяной, водич­ка, подводный. Образование глаголов с помощью приставок. Привезти, перевезти, подвезти, увезти, завести Составление предложений по данным словам. Составление рассказа о каком-либо виде транспорта по плану. Что это? Какой он? Как передвигается? К какому виду относится? Развитие логического мышления: - решение логических задач; - игра «Что лишнее?».   Развитие зрительного и слухового внимания, памяти  



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: