Родилась 26 сентября 1892 г. В семье профессора Московского университета,
основателя Музея изящных искусств Ивана Владимировича Цветаева.
Мать, Мария Александровна Мейн, была натурой утончённой. Любила музыку и стихи.
В 1906 г. умирает мать. Цветаева обучается в пансионе Алферовой, а затем в гимназии Брюхоненко,
лето проводит в Париже и Дрездене.
Первая книга поэтессы «Вечерний альбом» выходит в 1910 году.
В 1911 году в Коктебеле знакомится с Сергеем Эфроном, за которого через год выходит замуж.
В 1912 году выходит вторая книга стихов, получившая название «Волшебный фонарь».
В том же 1912 году рождается дочь Ариадна.
В 1915 году С. Эфрон отправляется добровольно на фронт
В 1916 г. пишется книга «Вёрсты», которая будет издана лишь через 6 лет.
В 1917 г. рождается вторая дочь Ирина. Цветаева начинает работать над книгой «Лебединый стан».
В 1918-1919 г.публикуется ряд поэм: «Метель», «Приключение», «Фортуна».
В 1922 по 1939 г.г.Цветаева находится в эмиграции: сначала 3 года в Чехии, а затем 14 лет во Франции –это были годы нищеты, несчастий и бесконечных мытарств.
В 1924 г. публикуются поэмы «Молодец», Поэма Горы», Поэма Конца», Цветаева много пишет. Годы жизни в Чехии оказались самым светлым эмигрантским периодом поэтессы, здесь же в 1925 г. рождается сын Георгий. Во Франции Цветаева пишет «Поэму Лестницы», но жизнь вдали от родины не складывается. Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда.
В 1937 г. в Россию возвращаются дочь и муж поэтессы (Сергея Эфрона подозревали в просоветской деятельности), а в 1939 г. приезжает в СССР и сама Цветаева с сыном.
В том же 1939 г. арестованы дочь муж. Поэтесса живет с сыном на даче в посёлке Новый Быт, топить приходилось хворостом, собираемым в саду. Условия жизни ухудшились.
В 1939 – 1941 г.г. Цветаева изнурительно занималась переводами, чтобы заработать на жизнь себе и сыну, а также иметь возможность отвозить передачи на Лубянку, где находилась Ариадна, и в Лефортовскую тюрьму для мужа.
В начале августа 1941 г. М.И.Цветаева отправляется с сыном в эвакуацию в Чистополь, но не найдя там работы, переезжает в Елабугу.
31 августа 1941 г. М.И.Цветаева пишет три прощальных письма и совершает самоубийство
Марина Цветаева оставила значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу. К этому надо добавить большое количество писем и дневниковых записей. Имя Марины Цветаевой неотделимо от истории отечественной поэзии.
Основные мотивы и темы:
- тема детства («В зале», ….). Жизнь ребенка необычайно наполнена и динамична. Каждый ее миг открывает юному человеку новые для него истины, обогащает новым опытом. Дети чувствуют кровную связь с миром, сознание собственной значимости переполняет их, они первооткрыватели всего, что их окружает.
- тема дома («Наша зала», …). Понятие дом для поэтессы – особый уклад жизни, дом воспринимает как живое существо, преданное и понимающее. Зала – действуещее лицо цветаевской лирики. Зала – любящая советчица героини, заботливая няня.Родные стены утишают боль героини, ее одиночество.
- тема матери («Маме», …). Автор подчеркивает духовное воздействие матери на дочерей. Мать ввела их в мир прекрасного, с ранних лет музыка была для Цветаевой тождественна голосу матери. Страсть к стихам у нее также от матери.
- тема Москвы («Домики старой Москвы», …). В первых сборниках Москва – воплощение гармонии, света. (Цикл «Стихи о Москве» 1917). Москва – средоточие всех путей, сердце Родины.
- тема души («Молитва», «В раю»..). Цветаевская героиня с присущей ей безоглядностью бесстрашно устремляется навстречу неизведанному. Она мечтает реализоваться в множестве ролей и призваний. Жизнелюбие героини связано с авторскими размышлениями о смерти, уходе из жизни. С ранних лет она ощущает тонкость той незримой грани между бытием и небытием. («Уж сколько их упало в эту бездну»).
- тема бессонности (цикл «Бессонница»). Бессонность – важнейшее свойство ее лирич. Героини, составляющая ее духовной жизни; означает «растревоженность» духа, не знающего безразличия, апатии, сна, в противовес равнодушию это вечный вызов всему неподвижному, застывшему в своем развитии, вызов миру, готовность к подвигу.
- тема поэтов-современников. Восхищение талантом поэтов, глубоко чувствует душу в их творениях. Сборник «Стихи Блоку», «Стихи к Пушкину», «Моим стихам, написанным так рано...» и др.
- тема любви (Предчувствие любви, ожидание ее, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки). «Строительница струн», «Никто ничего не отнял», «Расстояние: версты, мили..
Задание: