Место проведения тренинга

Занятия должны проводиться в отдельном помещении. Для предотвращения различных помех желательно, чтобы оно запиралось изнутри. Помещение должно быть достаточно просторным, чтобы участники группы могли сесть в круг и имели достаточно места для выполнения упражнений.

Качественно-количественные характеристики группы участников. Оптимальное

количество участников — 12-15 человек. Лучше, если это будут родители обоего пола (матери и отцы), даже если они не образуют единую семейнуюпару. В силу возможной актуализации общекультуральных меж поколенных различий в установках на воспитание детей нежелательно

одновременное участие в группе представителей разных поколений (мам и бабушек). Также представляется эффективной разнородность участников по критерию нарушения прав ребенка в семье — лучше, если в подобной группе примут участие не только те родители, которые в результате проведенной диагностики характера детско - родительских отношений квалифицированы как «нарушители».

Позиция ведущего. Ряд авторов, обозначая различные стили ведущего, говорят о трех Формах: свободное ведение, программированное ведение и компромиссная, промежуточная форма (Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников.) Выбор того или иного стиля определяется складывающейся ситуацией и общими психотерапевтическими установками самого ведущего, но в любом случае должен обеспечивать возможность «сглаживать» конфликтные ситуации и избегать создания барьеров в общении участников.

Продолжительность занятий.

Продолжительность одного занятия составляет от 1,5 до 2 часов. Всего 6-10 занятий.

Общие сценарные аспекты занятий.

Многие признанные авторитеты в области социально - психологического тренинга отмечают, что одна из очевидных трудностей в изложении его сценарных аспектов состоит в том, что данная форме психологической работы в принципе не имеет однозначного алгоритма в поэтому достаточно широко варьирует. Поэтому мы остановимся лишь на выделении общих этапов с краткими указаниями на возможные психотехники, применяемые на каждом из них.

Начальный этап (первые 2-3 занятия) посвящается первичному знакомству участников

друг с другом, задаче отрефлексирования процессов формирования первого впечатления о себе и о другом, первичному обмену теми образами ребенка, которые презентируются родителями.

В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения на «смену языка самовыражения» (ассоциации, метафоры, невербальные формы).

Основной этап (последующие 3-5 занятий) ориентирован на анализ личностных

проекций участников, углубление обратных связей, отрефлексирование стилей взаимодействия в диаде и расширение ролевого репертуара. В качестве основных психотехнических приемов используются упражнения в парах, направленные на смену позиций доминирования подчинения, рефлексию эмоциональных реакций участников на формы контроля поведения, а также типичных стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Обсуждаемые ситуации анализируются, прежде всего, через вызываемые ими чувства и интерпретации. Также активно используются неоднократно описанные в специальной литературе рисуночные методики (например, «Я, мама и детский сад») и свободные сочинения («Портрет моего ребенка», «Я как родитель»)

Тексты сочинений «Портрет моего ребенка» и «Я как родители анализируются по

выделенным А.С. Спиваковской параметрам: общая оценка ребенка, эмоциональное отношение к ребенку, оценка деятельности ребенка, оценка собственного родительского воздействия на ребенка, преобладание тех или иных временных планов в описании ребенка. Также могут быть использованы неоконченные рассказы, в которых описаны типичные конфликтные ситуации, где главный герой — ребенок, а родитель должен закончить рассказ так, как ему кажется, закончил бы рассказ его собственный ребенок.

Итоговые занятия (1-2) в целом посвящены построению каждым участником своего Я-

прогноза в родительской позиции. Используемые приемы включают в себя довольно широкий спектр гештальт - ориентированных психотехник («волшебная таблетка», «времена года моей души», «зеркало Снежной королевы» и пр.). При условии благоприятных сдвигов в родительских позициях и созданной атмосферы взаимного доверия и доброжелательности возможно объединение детей и родителей одном из итоговых занятий. При этом эффективно использование сказок, посвященных детско -родительским проблемам (примеры их можно найти в лингафонных курсах сказкотерапии) с последующим рисованием и обсуждение (индивидуально и коллективно) в паре или всей группой, причем на начальном этапе родитель работает в паре с чужим ребенком и лишь потом со своим собственным.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: