Тема: Проверка головного освещения

Проверка с помощью прибора ОМА 684-А

Для диагностирования и регулировки света фар и световой сигнализации необходима ровная горизонтальная площадка – допускается продольный уклон до 5º по всей базовой длине автомобиля. Допускается неровность в зоне установки самого прибора (ширина 1,8 м от передней части кузова и длина 2,5 м вдоль продольной части кузова) не более 1 мм. На одном квадратном метре не должно быть более двух выбоин, что соответствует по ГОСТ 30412-96 «Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерения неровностей оснований покрытий» дорогам 1 и 2 категории. Свет фар проверяют по техническому состоянию и регулировке внешних световых приборов транспортных средств в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51709–2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Прибор позволяет проводить следующие измерения (рис. 1):

– углов наклона светового пучка фар автомобиля;

– силы света внешних световых приборов;

– времени от момента включения указателей поворота до появления первого проблеска;

– частоты следования проблесков указателей поворота;

– соотношения длительности горения указателей поворота ко времени цикла.

Рис. 1. Прибор для проверки и регулировки фар автомобилей:

1 – тележка, 2 – штатив, 3 – оптическая камера, 4 – ориентирующее устройство (визир)

Прибор для проверки и регулировки фар автомобилей состоит из те-лежки 1, штатива 2, оптической камеры 3, ориентирующего устройства (визира) 4 (рис. 1). Оптическая камера представляет собой корпус, в котором установлены: линза Френеля с фокусным расстоянием 324 мм; экран, перемещающийся по вертикали при помощи отсчетного диска; фотоприемник со светофильтром, размещенный на экране и закрепленный на дополнительной печатной плате; электронная плата управления и индикации.

Корпус оптической камеры состоит из двух боковых стенок и крышки. На крышке располагается смотровое окно со светозащитным стеклом и зеркалом. Штатив выполнен из тонкостенной трубы прямоугольного сечения. На боковой стенке смонтирована измерительная линейка, в верхней части штатива расположен визир для ориентации прибора относительно измеряемого объекта. Штатив закреплен на тележке, имеет возможность поворота относительно вертикальной оси. Ориентирующее устройство представляет собой рамку с рычагом и осью, содержащую плоскостной визир, состоящий из зеркала с нанесенной на нем горизонтальной линией, которая находится в плоскости, параллельной горизонтальной линии экрана. Визир системы ориентации прибора выполнен из трубы со стеклом, имеющим риску с возможностью поворота посредством маховика вокруг горизонтальной оси, а также перемещения по штативу вверх-вниз с последующей фиксацией в выбранном положении.

6. Порядок и последовательность выполнения работы

6.1. Сборка прибора ОМА 684-А:

– ослабьте фиксирующуюся педаль 4, вставьте стойку 2 в основание тележки 1 и зафиксируйте ее гайкой с шайбой (рис. 2);

– удалите винт 9 и установите оптический элемент 5 на стойку после ослабления двух штифтов на рычаге тормоза 6;

– установите регулировочное устройство 7 на стойку 2;

– установите винт 9 в соответствующее отверстие 7 и выполните затяжку соединений.

Начальная установка:

– после сборки оборудования выполните процедуры установки, которые необходимо повторять после каждых 20-30 проверок или по мере необходимости (рис. 3);

Рис. 2. Схема сборки прибора для регулировки фар автомобилей:

1 – основание тележки; 2 – стойка; 3 – шайба; 4 – педаль; 5 – оптический элемент;

6 – рычаг тормоза; 7 – регулировочное устройство; 8, 9 – винт; 10 – крышка

– установите оборудование на ровную поверхность без наклонов (проверьте уровнем);

– проверьте фиксированное положение педали 4 и то, что регулировочное устройство 7 надежно закреплено на стойке 2;

– выровняйте положение регулировочного устройства , с помощью регулировочных винтов и уровня , расположенных на устройстве;

– как и в предыдущей операции, необходимо исключить любые ослабления в креплении стойки 2 и подвижного кронштейна ;

– для выполнения фиксации затяните два штифта 6, чтобы исключить люфт, не ограничивая обычное перемещение оптического элемента 5 по стойке 2.

Перед началом регулировки фар автомобиля ознакомьтесь со следующими процедурами выполнения регулировок:

– установите автомобиль на ровную и гладкую поверхность;

– проверьте давление в шинах;

Рис. 3. Схема начальной установки прибора для регулировки фар автомобилей:

2 – стойка; 4 – педаль; 5 – оптический элемент; – подвижный кронштейн; 6 – штифт;

7 – регулировочное устройство; 7a – регулировочный винт; – регулировочное устройство; – уровень

– переместите автомобиль для того, чтобы разработать подвеску;

– проверьте положение регуляторов каждой фары (если автомобиль оборудован таким устройством), чтобы оно соответствовало положению нормальной загрузки автомобиля.

Важно, чтобы поверхность, на которой установлен автомобиль для проверки, была ровной: наличие неровностей на месте, где установлены оборудование или автомобиль, недопустимо (рис. 4).

Если автомобиль оборудован воздушным приводом подвески, перед проверкой автомобиля следует запустить двигатель и дать ему поработать на оборотах холостого хода в течение 4-5 минут, чтобы исключить увеличение высоты автомобиля, что отразится на правильности регулировок.

Выравнивание:

– установите устройство регулировки фар напротив одной из фар на расстоянии 20-50 см (рис. 5);

Рис. 4. Правильная установка автомобиля и оборудования – а и неправильная – б

– если необходимо, отрегулируйте его горизонтальное положение вращением колесика ручной регулировки 5b и перемещением его вниз или вверх в соответствии с показаниями уровня 5c (рис. 6);

– измерьте высоту установки устройства регулировки фар от поверхности h (рис. 7) и установите измеренное значение на стержне со шкалой 2c, поднимая или опуская оптический элемент с помощью соответствующей рукоятки 5d (рис. 6);

Рис. 5. Схема установки автомобиля и устройства для регулировки фар

– установите значение угла наклона луча света фары в процентах, перемещая регулятор до значения, указанного заводом-изготовителем автомобиля (рис. 6);

Рис. 6. Схема регулировки горизонтального положения устройства для регулировки фар

Рис. 7. Схема измерения высоты установки устройства регулировки фар от поверхности

– переместите устройство регулировки фар к центру автомобиля, и, удерживая руками обе стороны коллиматора , используя педаль, ослабьте фиксацию устройства на стойке 4 таким образом, чтобы оптический элемент 5 поворачивался по горизонтали (рис. 2). Выровняйте горизонтальную линию внутри оптического коллиматора 7b по точкам углов обеих фар автомобиля (рис. 8);

– после выравнивания зафиксируйте стойку нажатием на педаль 4 (рис. 3);

– теперь устройство регулировки готово к выполнению регулировок фар.

Рис. 8. Схема выравнивания фар автомобилей

6.1.1. Регулировка луча по вертикали

Включите ближний свет фар и спроектируйте луч света на панель внутри оптического элемента.

Следите за линией разделения между освещенной областью и затемненным участком, созданными ближним светом фар, чтобы определить, совпадает ли эта линия с линией на панели. Если луч симметричен, он должен совпадать с горизонтальной линией на приборе.

При правильной регулировке луч должен совпадать с горизонтальной линией и линией наклона в 15 градусов (рис. 9):

– если луч ближнего света не совпадает с линиями на панели прибора, измените направление луча регулировочными винтами;

– если автомобиль оборудован устройством ручной регулировки из салона для компенсации изменения положения луча при нагрузке, то его положение должно устанавливаться так же, как для регулировки дальнего света для ненагруженного автомобиля;

– после выполнения регулировки луча ближнего света фар необходимо проверить, чтобы фотоэлемент находился непосредственно выше горизонтальной линии контрольной панели и не ниже определенного значения;

– нажмите кнопку Test (Проверка) для проверки "коэффициента ослепления ближним светом".

При выполнении этого этапа регулировок необходимо тщательно следить за устройствами защиты фар и концентрации света.

На эти две характеристики могут влиять деформация нити накала лампочки (ее положение вне параболического фокуса), или неисправный или неправильно установленный отражатель.

На концентрацию светового пучка могут также влиять чистота отражателя и напряжение питания лампочки (например, коррозия контактов и т. д.).

 

а

 

 

б

 

Рис. 9. Схема регулировки луча по вертикали: а – симметричный луч, б – ассиметричный луч

6.1.2. Регулировка луча по горизонтали

Ближний свет также должен быть выровнен по продольной оси автомобиля. Для проверки возможных смещений используйте вертикальную линию на панели внутри оптического элемента.

а) ассиметричный луч

Проверьте точность центровки освещенной области по вертикальной оси и линии наклона в 15 градусов, маркированной на контрольной панели (рис. 10).

 

а

 

 

б

 

Рис. 10. Схема регулировки луча по горизонтали:

а – луч направлен влево, б – луч направлен вправо

Максимальное допустимое отклонение (это определяется по внутренней панели) составляет 1 см (эквивалент соответствует отметке 30 градусов) вправо для стран с правосторонним движением. Любые регулировки должны выполняться посредством использования соответствующих регулировочных винтов установки положения по горизонтали.

б) симметричный луч

Симметричный луч не имеет линии разделения областей с 15-градусным наклоном, поэтому точность центровки по горизонтали оценить труднее. Для проверки его положения воспользуемся тем же методом, что и для установки положения луча дальнего света фар, описание далее.

6.1.3. Процедура проверки положения луча дальнего света фар

Дальний свет может включаться переключением фар ближнего света или включаться отдельно фарами дальнего света.

а) лучи дальнего и ближнего света в одной фаре (отражатели с двумя типами отражения или двумя нитями накала в лампах).

Проверьте, чтобы позиционирование совпадало с регулировками луча ближнего света, а рассеивание находилось в пределах двух вертикальных линий на панели (рис. 11).

 

Рис. 11 Схема регулирования луча ближнего света фар

Тем не менее, установка позиции невозможна, поскольку регулировки лучей дальнего света фар могут изменить установку луча ближнего света, которая более важна. Если различие слишком заметно, замените лампы, так как они являются причиной такой неисправности.

б) отдельные фары дальнего света

Проверьте как вертикальную, так и горизонтальную установку с помощью описанного метода регулировки ближнего света. Если требуется регулировка, то ее можно выполнить и по горизонтали, и по вертикали с помощью регулировочных винтов.

6.1.4. Измерение интенсивности луча света

Это измерение относится только к интенсивности луча дальнего света и выполняется считыванием указываемых показаний (Нажмите на приборе кнопку "Test" (Проверка), расположенную на шкале проверки дальнего света). Показания должны находиться в области "GOOD" (хорошая): чем больше они изменяются в сторону максимального значения, тем выше эффективность светового луча. Любая, даже значительная, недостаточность эффективности луча определяется по ранее указанному индексу "Dazzle" (Ослепление).

6.1.5. Проверки и техническое обслуживание

Рекомендуется периодически проверять эффективность аккумуляторных батарей, которые обеспечивают питание фотоэлемента. Для выполнения проверки нажмите кнопку "Battery Test" (Проверка батарей) и проследите, движется ли указатель прибора в область "Battery Control" (Контроль батарей). Если указатель не достигает этой области, замените батареи (1,5 В), установленные в корпусе прибора.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: