Гибкость мотивационной сферы – способность человека удовлетворять одну и

ту же потребность с помощью различных, разнообразных мотивов. Более гибкой

считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного

побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано

больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, для одного человека потребность в знаниях может быть удовлетворена

только телевидением, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также

являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего

мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному.

Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для данного

человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость -

подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической

организованности мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и

целями, потребностями и целями.

Иерархизированность мотивационной сферы – это степень упорядоченности

побуждений человека, их неравная важность и значимость для него.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие -

слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте возникновения

мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность

мотивационной сферы.

Соотношение характера и направленности личности

Практически во всех описаниях типов характера можно найти сочетания очень

разнородных или, лучше сказать, очень разнопорядковых свойств. Попросту говоря, в них

содержатся в нерасчлененном виде и свойства характера, и свойства личности.

В «типах характеров» показана типичность и, следовательно. закономерность

сочетаний определенных черт характера с определенными чертами личности. И здесь

возникает очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства

характера способствуют формированию определенных свойств личности.

В психологической литературе содержатся отдельные попытки ответить на эти

вопросы, т. е. проследить механизмы возникновения личностных качеств в связи с

некоторыми ярко выраженными чертами характера.

Так, С. Я. Рубинштейн приводит следующее объяснение угодливости и ханжества

эпилептиков и эпилептоидных психопатов. Как уже говорилось, характер этих лиц

отличается повышенной гневливостью и злобностью. Получая в ответ на частые

аффективные вспышки законные «возмездия» от сверстников и взрослых, ребенок с таким

характером ищет способы самозащиты. Он находит их на пути маскировки своей

злобности и вспыльчивости угодливым поведением.

Другой пример касается влияния акцентуаций характера на формирование

личности в подростковом возрасте. Известно, насколько решающее значение для развития

личности подростка имеет его отношение к социальным нормам и ценностям. Однако из-

за особенностей своего характера подросток может обнаружить разное отношение к ним.

Так, у гипертима обычно очень выражена «реакция эмансипации», т. е. отделение от

взрослых, что, конечно, осложняет процесс усвоения социальных норм. Напротив,

сензитивный подросток, как правило, сохраняет детскую привязанность к взрослым,

охотно подчиняется их требованиям. В результате у него рано формируются чувство

долга, чувство ответственности, повышенные и даже завышенные моральные требования

к себе и к другим.

Вряд ли нужно особенно подчеркивать, что проблема влияния характера на

формирование личности важна не только в теоретическом плане. Она имеет

исключительно важные выходы в практику воспитания и самовоспитания, так как прямо

подводит к вопросам о методах воспитания детей, с учетом их индивидуальных

характеров, о способах профилактики и разрешения, напряжений, создаваемых

различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения

некоторых внутренних проблем личности и т. д.

Можно сказать, что активность общества, направленная на формирование

личности, «встречает» в индивидуальных характерах разную почву. В результате таких

встреч возникают типичные сочетания характерологических и личностных свойств. Они и

отражены в «типах характера», хотя точнее следовало бы говорить о «личностно-

характерологических типах». Еще раз подчеркну, что типичность обсуждаемых сочетаний

означает не предопределенность личности характером, а лишь закономерное проявление

роли определенных черт характера в процессе формирования личности.

Возможен и обратный процесс, т. е. влияние личности на характер. Проявления

характера гораздо более непосредственны, чем проявления личности. Когда человек

проявляет свой характер, то он скорее побуждается тем, что ему «естественно», что

«хочется» или «не хочется». Когда же он начинает действовать как личность, то

руководствуется скорее тем, что «должно», что «следует», «как полагается». Иными

словами, с развитием личности человек начинает жить более нормативно не только

в смысле общей направленности, но и в смысле способов поведения. Это может быть

выражено общей формулой, согласно которой личность в своем развитии "скрывает",

или "снимает" характер.

Нельзя, однако, думать, что маскировка свойств характера свойствами личности

происходит всегда. Сказанное выражает лишь общий принцип. Часто эта тенденция

реализуется не до конца, а иногда встречает серьезные препятствия в виде резко

выраженных черт характера, которые еще более усугубляются внешними условиями. В

таком случае личность оказывается не в состоянии преодолеть или «переработать» свой

характер. Тогда последний оказывается существенной детерминантой поведения, а иногда

и тормозом к развитию личности (что и наблюдается при психопатиях).

Локус контроля

Данное понятие введено в психологию американским психологом Джулианом Роттером.

   Локус контроля - личностное свойство, проявляющееся в объяснении причин

различных событий. Локус контроля показывает, насколько тот или иной человек

верит, что он сам контролирует свою жизнь.

Локус контроля личности имеет два основных измерения: интернальность

(внутреннее расположение локуса контроля) и экстернальность (внешнее полагание

локуса контроля).

Соответственно, всех людей можно условно разделить на «интерналов» и «экстерналов».

Для экстерналов характерно внешне направленное защитное поведение, так как

причину своих неудач они видят во внешнем мире, в сложившихся обстоятельствах.. В

любой ситуации они предпочитают искать шанс на успех. Любая ситуация ими

расценивается как внешне стимулируемая, то есть или организуемая другими людьми,

или сложившаяся случайно. Экстернал убеждён, что его неудачи являются результатом

невезения, случайностей, отрицательного влияния других людей. Одобрение и поддержка

таким людям необходима, иначе они работают всё хуже и хуже.

Интерналы имеют убеждение в неслучайности своих успехов и неудач. Они

считают, что удачи зависят от компетентности, целеустремлённости, уровня способностей

человека и являются закономерным результатом его усилий. Обычно они имеют более

сильную заинтересованность в новых знаниях, при планировании будущего учитывают

множество различных факторов. При этом их поведение направлено на последовательное

достижение успеха путём развития своих навыков, более глубокой профессионализации и

т.п. Обычно интерналы очень целеустремлённы, склонны к анализу широкого круга

данных при принятии каждого решения и ставят перед собой всё более и более сложные

жизненные и профессиональные задачи.

Интерналы менее стрессоустойчивы, часто имеют повышенный уровень

тревожности, очень уязвимы в период серьёзных сложностей и неудач. Однако во

внешнем поведении интерналы выглядят более уверенно и в жизни чаще занимают

руководящие посты. Интерналы считают положительными качествами те особенности

личности, которые помогают добиться успеха: настойчивость, планомерность,

старательность, ответственность, аккуратность, упорядоченность. Отрицательными

качествами они обычно считают апатичность, небрежность, безответственность и

необязательность. Интерналы более эмоционально стабильны, склонны к

абстрагированию и теоретическому мышлению.

Для экстерналов характерны более открытые эмоциональные реакции и

эмоциональная нестабильность, их мышление обычно направлено на решение конкретных

задач.

Приложение 2

Статья.

А..Е.ЛИЧКО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow