Практическое занятие 5
Вопросы:
1. Темперамент, характер, направленность: соотношение понятий.
2. Темперамент: свойства, типы.
3. Акцентуации характера..
Задание 1. Изучите лекцию «Темперамент и характер» (см. лекцию-презентацию в письме на почте от 18.03.20), представленный текст (Приложение 1), статью А.Н. Личко (Приложение 2). Ответьте на вопросы:
1) Определите понятие "характер". Чем характер отличается от темперамента и от
направленности личности?
2) Приведите по десять прилагательных, с помощью которых можно описать:
(a) Характер человека;
(b) Темперамент человека;
(c) Направленность личности человека.
3) Поясните, почему психологи и психиатры считают, что "плохой" характер не всегда
мешает "возвышенности" личностных устремлений? Приведите примеры исторических
деятелей, внесших замечательный вклад в развитие культуры, но при этом отличавшихся
"тяжёлым" характером.
4) Что такое акцентуации характера? Что такое психопатии? Чем психопатии отличаются
|
|
от акцентуаций характера? Перечислите три диагностических признака, по которым судят, является ли человек психопатом (критерии Ганнушкина-Кербикова).
5) Поясните высказывание: «Личность снимает характер».
6) Поясните, чем интернальность отличается от экстернальности?
7) Назовите для 2-3 акцентуаций характера ситуации, которые являются трудно переносимыми.
8) Как можно в воспитании учитывать акцентуации характера? Приведите примеры.
9). Пройдите тест на исследование акцентуаций характера https://psytests.org/leonhard/sm88-run.html
Зафиксируйте результаты в тетради и определите свои ведущие акцентуации характера. Прим. Акцентуаций (18-24б) может быть несколько. Наличие черт (13-17 б) тоже учитываются при описании характера. Акцентуации могут сочетаться, а могут быть противоречивыми по отношению друг другу, что сказывается на поведении человека (например, шизоидная и демонстративные акцентуации характера).
Задание 2. Выполните творческое задание:
1). Задание 1. Взаимосвязь способа реагирования на экстремальную ситуацию с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А.Ф. Кони в работе «Память и внимание». Определите тип темперамента (по И.П. Павлову) по особенностям высказываний свидетелей происшествия, описанные А.Ф. Кони.
«Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесется свидетель к тому или другому явлению или событию, можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самою смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.
|
|
________________, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».
________________ скажет: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».
_________________, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупреждать рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить».
__________________ скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику пошел скорее».
2) Задание 2.Герои фильмов и мультфильмов часто имеют ярко выраженные темпераментные особенности. Определите, к какому типу темперамента можно отнести предложенных героев мультфильмов и литературных произведений.
При описании воспользуйтесь темпераментными характеристиками (активность, сензитивность, реактивность, лабильность, динамичность, ригидность/пластичность, экстраверсия/интроверсия, преобладающие эмоции). Данные темпераментные характеристики были описаны позже описания таких темпераментных свойств как сила нервных процессов, уравновешенность, подвижность (И.П. Павлов).
Герой | Тип темперамента | Темпераментные характеристики | |
И. П. Павлов | Э. Кречмер | ||
Ослик «Иа» | Меланхолический (слабый тип н/с, инертный) | Астеник. Шизотимический т-т | Пассивный, депрессивный, интровертированный, негибкий (ригидный) |
Винни-Пух | |||
Карлсон | |||
Пьеро | |||
Атос | Сангвинистический (сильный, уравновешенный, подвижный) | Тип не определен (смешанный) | Активный, быстро реагирующий, пластичность н/с (адекватность реагирования, быстрая адаптация), не ярко выраженный интроверт, фон настроения – положительный, ровный. |
Д’Артаньян | |||
Портос | |||
Арамис | |||
3). Задание 3. Некая студентка составила психологический портрет своей знакомой, девушки 18 лет.
Укажите в данном описании черты, характеризующие:
а) темперамент;
б) характер, акцентуации.
"…Таня предпочитает спортивный стиль в одежде, яркий цвет волос и короткую
"мобильную" стрижку. Внешний вид всегда аккуратный, ухоженный.
Походка прямая, энергичная, стремительная. Позы и жесты открытые, в
жестикуляции проявляется энергичность и решительность. Обычное выражение лица -
уверенное, видна заинтересованность в том, что происходит "здесь и сейчас". В
разговоре (особенно - когда она что-то доказывает или рассказывает что-то важное),
мимика сильно оживляется. Во время разговора взгляд прямой, направлен в глаза
собеседнику.
Речь свободная, спонтанная. Охотно говорит о том, что думает или чувствует,
мысли свои выражает последовательно и хорошо их аргументирует. Не делает паузы в
речи до тех пор, пока полностью не выскажет свою мысль. Бывает, что сама
перебивает говорящего. Если она понимает, что не права, и что другие это знают, ей
гораздо труднее говорить и обосновывать свою позицию. В таких случаях она пытается
|
|
оправдаться и "нападает" на собеседника.
К вещам, которые лично для неё ценности не представляют, относится
небрежно. Свои же личные вещи бережёт и неохотно даёт их на пользование другим
людям.
В общении с людьми, которые ей симпатичны или расположение которых она
хочет получить, проявляет активность и стремление к сотрудничеству. В общении с
близкими людьми, а также с теми, кого недолюбливает, часто проявляет агрессию и
стремление к манипуляциям. Стремится занять доминирующую позицию в общении.
Уверена в себе и своих силах, оптимистична; в ситуациях неудач не отчаивается.
В сложных ситуациях (конфликт, сложное задание) проявляет упорство,
настойчивость, целеустремлённость и ищет наилучшее решение".
Приложение 1