double arrow

Тема «Темперамент, характер, направленность»

1

Практическое занятие 5

Вопросы:

1. Темперамент, характер, направленность: соотношение понятий.

2. Темперамент: свойства, типы.

3. Акцентуации характера..

Задание 1. Изучите лекцию «Темперамент и характер» (см. лекцию-презентацию в письме на почте от 18.03.20), представленный текст (Приложение 1), статью А.Н. Личко (Приложение 2). Ответьте на вопросы:

 

1) Определите понятие "характер". Чем характер отличается от темперамента и от

направленности личности?

2) Приведите по десять прилагательных, с помощью которых можно описать:

(a) Характер человека;

(b) Темперамент человека;

(c) Направленность личности человека.

3) Поясните, почему психологи и психиатры считают, что "плохой" характер не всегда

мешает "возвышенности" личностных устремлений? Приведите примеры исторических

деятелей, внесших замечательный вклад в развитие культуры, но при этом отличавшихся

"тяжёлым" характером.

4) Что такое акцентуации характера? Что такое психопатии? Чем психопатии отличаются

от акцентуаций характера? Перечислите три диагностических признака, по которым судят, является ли человек психопатом (критерии Ганнушкина-Кербикова).




5) Поясните высказывание: «Личность снимает характер».

6) Поясните, чем интернальность отличается от экстернальности?

7) Назовите для 2-3 акцентуаций характера ситуации, которые являются трудно переносимыми.

8) Как можно в воспитании учитывать акцентуации характера? Приведите примеры.

9). Пройдите тест на исследование акцентуаций характера https://psytests.org/leonhard/sm88-run.html

 Зафиксируйте результаты в тетради и определите свои ведущие акцентуации характера. Прим. Акцентуаций (18-24б) может быть несколько. Наличие черт (13-17 б) тоже учитываются при описании характера.  Акцентуации могут сочетаться, а могут быть противоречивыми по отношению друг другу, что сказывается на поведении человека (например, шизоидная и демонстративные акцентуации характера).

 

Задание 2. Выполните творческое задание:

1). Задание 1. Взаимосвязь способа реагирования на экстремальную ситуацию с темпераментом ярко и образно иллюстрирует А.Ф. Кони в работе «Память и внимание». Определите тип темперамента (по И.П. Павлову) по особенностям высказываний свидетелей происшествия, описанные А.Ф. Кони.

«Для характеристики влияния темперамента на показание, то есть на рассказ о том, как отнесется свидетель к тому или другому явлению или событию, можно в виде примера представить себе отношение обладателей различных темпераментов к одному и тому же происшествию. Трамвай наехал на переходившую рельсы женщину и причинил ей тяжкие повреждения или, быть может, самою смерть вследствие того, что она не обратила внимания на предупредительный звонок или что таковой раздался слишком поздно.



________________, волнуясь, скажет: «Это была ужасная картина – раздался раздирающий крик, хлынула кровь. Мне послышался даже треск ломаемых костей, эта картина стоит перед моими глазами, преследует меня, волнуя и тревожа».

________________ скажет: «При мне вагон раздавил несчастную женщину; и вот людская судьба: быть может, она спешила к любящему мужу, к любимым детям, под семейный кров. И все разбито, уничтожено, остались слезы и скорбь о невозвратимой потере, и картина осиротелой семьи с болью возникает в душе».

_________________, негодуя, скажет: «Раздавили женщину! Я давно говорил, что городское управление небрежно в исполнении своих обязанностей: можно ли поручать управление трамваем таким вагоновожатым, которые не умеют своевременно звонить и предупреждать рассеянного или тугого на ухо прохожего. И вот результат. Судить надо за эти упущения, и строго судить».

__________________ скажет: «Ехал я на извозчике и вижу: стоит трамвай, около него толпа, что-то смотрят; я привстал в пролетке и вижу: лежит какая-то женщина поперек рельсов, вероятно, наехали и раздавили. Я сел на свое место и сказал извозчику пошел скорее».

2) Задание 2.Герои фильмов и мультфильмов часто имеют ярко выраженные темпераментные особенности. Определите, к какому типу темперамента можно отнести предложенных героев мультфильмов и литературных произведений.

При описании воспользуйтесь темпераментными характеристиками (активность,  сензитивность, реактивность, лабильность, динамичность, ригидность/пластичность, экстраверсия/интроверсия, преобладающие эмоции). Данные темпераментные характеристики были описаны позже описания таких темпераментных свойств  как сила нервных процессов, уравновешенность, подвижность              ( И.П. Павлов).



Герой

Тип темперамента

Темпераментные характеристики
  И. П. Павлов Э. Кречмер  
Ослик «Иа» Меланхолический (слабый тип н/с, инертный)   Астеник. Шизотимический т-т Пассивный, депрессивный, интровертированный, негибкий (ригидный)
Винни-Пух      
Карлсон      
Пьеро      
Атос Сангвинистический (сильный, уравновешенный, подвижный) Тип не определен (смешанный) Активный, быстро реагирующий, пластичность н/с (адекватность реагирования, быстрая адаптация), не ярко выраженный интроверт, фон настроения – положительный, ровный.
Д’Артаньян      
Портос      
Арамис      
       

 

 

3).  Задание 3. Некая студентка составила психологический портрет своей знакомой, девушки 18 лет.

Укажите в данном описании черты, характеризующие:

а) темперамент;

б) характер, акцентуации.

"…Таня предпочитает спортивный стиль в одежде, яркий цвет волос и короткую

"мобильную" стрижку. Внешний вид всегда аккуратный, ухоженный.

Походка прямая, энергичная, стремительная. Позы и жесты открытые, в

жестикуляции проявляется энергичность и решительность. Обычное выражение лица -

уверенное, видна заинтересованность в том, что происходит "здесь и сейчас". В

разговоре (особенно - когда она что-то доказывает или рассказывает что-то важное),

мимика сильно оживляется. Во время разговора взгляд прямой, направлен в глаза

собеседнику.

Речь свободная, спонтанная. Охотно говорит о том, что думает или чувствует,

мысли свои выражает последовательно и хорошо их аргументирует. Не делает паузы в

речи до тех пор, пока полностью не выскажет свою мысль. Бывает, что сама

перебивает говорящего. Если она понимает, что не права, и что другие это знают, ей

гораздо труднее говорить и обосновывать свою позицию. В таких случаях она пытается

оправдаться и "нападает" на собеседника.

К вещам, которые лично для неё ценности не представляют, относится

небрежно. Свои же личные вещи бережёт и неохотно даёт их на пользование другим

людям.

В общении с людьми, которые ей симпатичны или расположение которых она

хочет получить, проявляет активность и стремление к сотрудничеству. В общении с

близкими людьми, а также с теми, кого недолюбливает, часто проявляет агрессию и

стремление к манипуляциям. Стремится занять доминирующую позицию в общении.

Уверена в себе и своих силах, оптимистична; в ситуациях неудач не отчаивается.

В сложных ситуациях (конфликт, сложное задание) проявляет упорство,

настойчивость, целеустремлённость и ищет наилучшее решение".

Приложение 1



1




Сейчас читают про: