Эпическое и лирическое в повести

Иначе говоря, эпическое и лирическое «идут рука об руку». Воспринимающее сознание Алеши для создателя трилогии одномоментно и объект изображения, и субъективная призма повествования, поскольку взрослый рассказчик воспроизводит бытие в тех мысленных и чувственных формах, в каких они являлись юному автогерою. Наблюдая за тем, как Пешков шаг за шагом познает Русь и душу народную, мы движемся вместе с развивающейся мыслью подростка и воспринимаем реальность такой, какой она открывалась автобиографическому герою. Продвигаясь вслед за этой развивающейся и обнимающей бытие мыслью, мы постигаем одновременно и характер формирующегося сознания, и самый механизм про- цесса познания жизни, и горьковскую концепцию мира. То есть картины народной жизни выступают в трилогии как формы материализовавшейся (словесно и образно) мысли автогероя, его индивидуального мирочувствования.

У Горького это рассказ о себе и широкое эпическое повествование о целом поколении русских людей 1870—1880-х гг., прошедших трудный, подчас мучительный путь идейных и нравственных исканий. Жизнеописание Алексея Пешкова становится произведением о русской народной жизни и судьбе простого человека России.

М. Горький существенно «эпизировал» свой рассказ о себе, но сделал он это отнюдь не в ущерб автобиографичности. «Эпизация» повествования в «Детстве» осуществляется не за счет усеченного внимания к особенной личности рассказчика. У М. Горького она опирается на усиление психологизма и точного рассмотрения внутреннего мира человека. Чем шире и чем богаче воссоздан поток жизни вокруг Алексея Пешкова, тем полнее и глубже наши представления о динамике внутреннего роста героя.

«До нее, – читаем мы, – будто спал я, спрятанный в темно- те, но явилась она, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все вокруг в разно- цветное кружево...»

Данное лирическое «вкрапление» очень значимо, причём не только содержательно, но и с точки зрения поэтической. Благодаря ему картина воспринимающего сознания (а с ней и кар- тина бытия) тут же обретает иную смысловую и стилистическую окраску. Данная фраза словно обнимает собой предшествующий событийный ряд, заключает его в некую «лирическую обойму» и с несомненной верностью указывает на присутствие авторского «я». В результате две повествовательные струи – эпическая и лирико- автобиографическая – сливаются в единый художественный поток.

 

Авторская позиция и средства ее воплощения

Горький все внимание направляет на социально-нравственное самоопредление героя, происходящее во многом благодаря противостоянию окружающих.

Мещанство было для Горького средоточением низменных побуждений, невежества, стяжательства, застоя. Хотя и в этой среде он выделяет людей, близких его душе, но среда в целом вызывала у него глубокую неприязнь. Многочисленные бытовые картины в «Детстве» убедительно работают на мысль писателя: если в человеке не убита живая душа, он найдет в себе силы вырваться из такой среды, изменить свою жизнь на более осмысленную.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: