Эпическое и лирическое в повести

Мохова Лада 19ИПД1

Автобиографическая повесть о детстве в детском чтении

Определение автобиографического произведения, особенности жанра

Автобиографическое произведние — это произведение, в котором писатель наделяет героя своего произведения своей биографией, своим характером, отражает в судьбе персонажа свою судьбу. Нередко автобиографический герой внешне похож на автора произведния

Особенности:

1) Писатель наделяет героя своей биографией, в его судьбе отражает свою собственную судьбу, а в характере — свой характер.

2) Особенностью автобиографических героев является большая, чем у персонажей обычных, «вымышленных», связь с реальной жизнью. Соотношение с реальными людьми у большинства литературных персонажей в значительной мере условно и практически не ощущается читателями. Автобиографические герои, напротив, могут быть прямо сопоставлены с личностью автора.

3) Нередко иллюзию полного совпадения автора и героя поддерживает сама форма повествования: многие автобиографические произведения написаны «от первого лица»
4) Иногда имя автобиографического героя совпадает с подлинным именем автора (автобиографический герой трилогии М. Горького Алексей Пешков — подлинное имя писателя).

5) Автобиографический герой никогда не является буквальным повторением автора, создателя произведения. Автор всего лишь прототип («натура», модель) автобиографического героя.

6) В автобиографическом герое может быть не только осмысление, но и переосмысление подлинной биографии писателя. Как и любой художественный образ, образ автобиографического героя не только отражает реальность, но и преображает ее. Такой герой — прежде всего плод творческой фантазии автора.

7) Автор раскрывается не в сюжете, так как не является персонажем, а в повествовании, в рассказе о героях и событиях.


А.Н.Толстой «Детство Никиты»

Художественное время и пространство

Толстой действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Н. в течение последнего года перед поступлением его в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Начало повести—обычное утро мальчика, Здесь ассоциации с утром жизни, ожиданием чего-то нового, интересного. Круг года в финале «Детство Никиты» замыкается. Для Никиты в нем было много открытий и новых впечатлений.

Такой же прием цикличности в расположении сюжета можно наблюдать в повести И. Шмелева «Лето Господне», в которой жизнь ребенка проходит в череде христианских праздников.

Герой в системе образов

Для А.Н. Толстого представляет интерес прежде всего жизнь Никиты в соединении с жизнью других людей и всего бытия. Мальчик приобщается к конфликтам этого самого бытия, но лишь в той мере, в какой они взаимосвязаны с окружающим миром. В повести уделяется внимание тому, как мир и люди вокруг помогают раскрываться и развиваться личности Никиты: слова и поступки Аркадия Ивановича, родителей, Мишки Коряшонка, Лили и ее брата Виктора. Помогают выражению главного героя и изображения праздников и будней: они открывают картину бытия, и Никита - часть ее. «А.Н. Толстой, изображая детство своего героя Никиты, описывает его существование в рамках.

Через характер Никиты выражает себя мир, который предстает в форме массовой жизни. Так, появляется второе действующее лицо - народ, народная жизнь. В этом угадывается стремление писателя рассказать о природной силе, мощной и жизнеутверждающей. Связь Никиты с массовой крестьянской жизнью подчеркивается на протяжении всего повествования. Отсутствует характеристика каких бы то ни было социальных и имущественных отношений.

 

Сюжет

Никите трудно слушать своего учителя. Он смотрит в окно, и ему кажется, что солнце, зеленые луга, речка и вся природа задорно зовут его играться и развлекаться. Но учитель умный — он разговаривает с родителями мальчика так, что тому приходится слушать его уроки. Никита любит зиму — строить снежные норки, прятаться в них и играть. Еще он много играет в старом деревянном доме с Мишкой и Степкой. У Степки есть сестренка Лиля, к которой он испытывает невероятную любовь и нежность. С сестренкой они нашли кольцо своей прабабушки и восхитились находкой — ведь они столько слышали о большой любви прабабушки и прадедушки. Играм приходит конец, когда мальчику пора готовиться ко второму классу школы.

 

Эпическое и лирическое в повести

«А.Н. Толстой, изображая детство своего героя Никиты, описывает его существование в рамках «единого пространства - родина, Россия, вечно юная, неделимая неделимая и светлая», то есть замкнутого, идиллического, и эпического времени, круглого, завершенного, соотносящегося с временами года».

Через характер Никиты выражает себя мир, который предстает в форме массовой жизни. Так, появляется второе действующее лицо - народ, народная жизнь. В этом угадывается стремление писателя рассказать о природной силе, мощной и жизнеутверждающей. Связь Никиты с массовой крестьянской жизнью подчеркивается на протяжении всего повествования. Отсутствует характеристика каких бы то ни было социальных и имущественных отношений. Угроза засухи и следующие за ней «голодная зима, тиф, падает скот, мрут дети» воспринимаются не как беда собственная, а как народная. Социальное неравенство отступает назад перед лицом народной беды.

Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.

Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования:

“Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры”. “Все это – мое,-думал он,-когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу…”

Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического.

Поэтому нам понятно столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Автор часто одушевляет явления природы, он создает поэтические образы скворца, кота, коня, ежа, иволги.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: