Задание: Изучить материалы аварийного случая и выполнить следующую работу.
1.Классификация АС:
- по видам,
- по ПРАИМ-2013
2. На основании материала АС выявить положительные и отрицательные стороны действий судов и заполнить таблицу (верх)
3. Дать предложения по недопущению АС и заполнить таблицу (низ).
Описание события
13 июня 2000 г. в 02 час. 24 мин. контейнеровоз под панамским флагом «MSC Sabrina» столкнулся с британским рефрижератором «Wintertide» в районе соединения систем разделения движения судов Off Vlieland и Off Texel у побережья Голландии.
Т/х «MSC Sabrina»(длина 243 м, 35,6 тыс. брт, скорость 21,5 узла) следовал из Бремерхавена (Германия) в Felixstoure с 1710 контейнерами на борту; рефсудно «Wintertide» направлялось из Koping (Швеция) в Колумбию, имея на борту 3,5 тыс. т нитрата аммония. Оба судна были снабжены современным навигационным оборудованием, на их мостиках несли вахту квалифицированные и опытные судоводители и матросы-впередсмотрящие. Инцидент произошел при следующих обстоятельствах.
|
|
На мостике «Wintertide» находились вахтенный старший офицер и рулевой-впередсмотрящий. Судно следовало со скоростью 12,6 узла в полосе разделения движения Off Vlieland курсом 205° к намеченной точке поворота на новый курс 230°, после которой теплоход должен был войти в полосу разделения движения Off Texel. Видимость в это время ухудшилась вначале до 0,5 мили, затем до 2 кбт. В 2 час. 07 мин. вахтенный офицер с помощью радара установил, что справа по корме их догоняет судно, следующее курсом около 200° со скоростью 19 узлов. Он предположил, что оно обгонит «Wintertide» после поворота на новый курс, но не определил точно времени и дистанции, в которой это произойдет. После звукового сигнала GPS о приходе в точку поворота в 02 час. 15 мин. вахтенный офицер изменил курс судна на 230° и включил авторулевой. В 02 час. 19 мин. догоняющее судно на экране радара было в 0,6 мили справа по корме, дистанция наибольшего сближения равнялась 0,25 мили.
После этого отметка судна исчезла с экрана радара, офицер вышел на левое крыло мостика и попытался его увидеть с помощью бинокля. Он был уверен, что догоняющее судно пройдет по корме «Wintertide», но не смог его обнаружить. Спустя мгновение после этого он увидел неясно вырисовывающийся топовый огонь и темный силуэт быстро приближающегося судна с правого борта. Он тотчас же переключил руль на ручное управление и положил 20° влево. Передав руль матросу, старший офицер установил ВРШ в положение «самый малый вперед». Другое судно, приблизившись к «Wintertide» под углом около 20°, в то время как рефрижератор начал поворачивать влево, ударило его в правую переднюю часть своим кормовым подзором левого борта.
|
|
На «MSC Sabrina» вахту нес второй офицер, который во время следования курсом 200° в полосе разделения движения Off Vlieland в 01 час. 10 мин. на экране радара и визуально увидел судно, двигающееся в том же направлении в 5 милях впереди справа. К 02 час. 00 мин. эго судно находилось слева по носу в 2 милях, далее оно уже не наблюдалось.
Вскоре после этого на экране радара появилась отметка судна слева по носу, которое двигалось курсом около 300° со скоростью 11 узлов. В 02 час. 09 мин. вахтенный офицер увидел яркий белый огонь и зеленый бортовой огонь рыболовного судна вблизи своего левого борта. Оно уменьшило скорость, но все же ударило «MSC Sabrina» в левый борт в кормовой части. Как установили позже, это было рыболовное судно «Concordia», направлявшееся к месту лова рыбы и пересекавшее полосу разделения движения судов курсом 310° со скоростью 11 узлов. Оно прошло по корме «Wintertide» в 02 час. 05 мин., но не сумело избежать столкновения. Вахтенный офицер контейнеровоза вначале изменил курс на 12° влево, затем после столкновения — на 26° вправо, чтобы вернуть судно на прежний курс - 200°. По времени эти маневры заняли около 7 минут, скорость «MSC Sabrina» весь период была неизменной — 17,5 узла. Он пытался вызвать на УКВ это судно, но безрезультатно. В 02 час. 10 мин. вахтенный офицер позвонил капитану и сообщил ему о столкновении с рыболовным судном. Через несколько минут капитан был на мостике и попытался на экране радара обнаружить рыболовное судно, ударившее контейнеровоз. Вместо этого в 4 кабельтовых слева впереди он увидел отметку судна, дистанция наименьшего сближения с которым была нулевой. Капитан приказал вахтенному офицеру положить руль право на борт; несколькими секундами позже капитан увидел носовую надстройку и топовый огонь судна, появившиеся из тумана в дистанции около 1,5 кабельтовых. Немного позже на развороте контейнеровоз кормовой частью ударил другое судно в районе носового трюма с правого борта. После осмотра полученных повреждений, которые оказались небольшими, и обмена информацией оба судна прервали свои рейсы и направились в ближайшие порты для ремонта. Травм среди членов экипажей и загрязнения среды не было. Запланированные и действительные пути судов, вовлеченных в инцидент, показаны на рисунок 5, 6.
Инспекторы Британского бюро по расследованию морских аварий (MAIB) установили ряд факторов, приведших к столкновению. Основные из них:
1) Состав вахтенных команд на мостиках обоих судов не соответствовал требованиям руководящих документов судовладельцев (Vessel Operations Manual) при плавании в условиях ограниченной видимости. Кроме впередсмотрящих, на вахте должны быть матросы, стоящие на руле.
2) Оба вахтенных офицера не предупредили капитанов о снижении видимости вначале до 0,5 мили, а затем до 2 кбт, хотя о необходимости этого прямо указывалось в руководствах компаний и в указаниях капитанов ночной вахте (Night orders). Оба помощника расписались под этими указаниями о том, что их прочли и поняли содержание, но их не выполнили.
Рисунок 5 Рисунок 6
Вахтенный офицер на т/х «Wintertide»:
- установил, что «MSC Sabrina» обгоняет их справа по корме, но не определил, в какое время и на каком расстоянии это судно пройдет;
- учитывая наличие догоняющего судна, он не должен был изменять курс на 230° в 02 час. 15 мин.; имелось достаточно «чистой» воды, чтобы пройти прежним курсом около 4 миль прежде, чем судно будет входить в полосу разделения движения. Правило 13 МППСС-72 в отношении действий судов при обгоне применяется в случае, когда суда находятся в видимости друг друга. В данном случае вахтенный офицер не видел другое судно и должен был руководствоваться правилом 19;
|
|
- поворот на 230°, обусловленный навигационными причинами, был неблагоразумным и не соответствовал смыслу правила 19;
- непрерывное слуховое наблюдение не поддерживалось с крыла мостика, вахтенный матрос большей частью находился в рулевой рубке;
- действия по предотвращению столкновения были запоздалыми, но все же способствовали уменьшению повреждений.
Вахтенный офицер на «MSC Sabrina»:
- не подавал звуковых сигналов согласно правилу 35 МППСС-12 до самого момента столкновения; возможно, они были бы услышаны на т/х «Wintertide» и обусловили более оперативные действия по избежанию столкновения;
- звуковое наблюдение не обеспечивалось в период вахты;
- вызвал капитана на мостик только после столкновения с рыболовным судном «Concordia»;
- весь период поддерживал скорость судна 17,5 узла, которая в сложившихся условиях видимости была чрезмерной: для поворота на 90° судну требовалось 3-4 кбт, для полной остановки - 1,3 мили;
- действия по избежанию столкновения были запоздалыми, хотя и способствовали смягчению его последствий.
Изложенное показывает, что вахтенные командиры обоих судов не выполнили требования, содержащиеся в руководящих документах судовладельцев, указания капитанов относительно мер предосторожности при плавании в условиях ограниченной видимости, нарушили.