Ж) Столкновение контейнеровоза «MSC Sambrina» с рефрижератором «Wintertide»

 Задание: Изучить материалы аварийного случая и выполнить следующую работу.

1.Классификация АС:

- по видам,

- по ПРАИМ-2013

       2. На основании материала АС выявить положительные и отрицательные стороны действий судов и заполнить таблицу (верх)

       3. Дать предложения по недопущению АС и заполнить таблицу (низ).

 

Описание события

13 июня 2000 г. в 02 час. 24 мин. контей­неровоз под панамским флагом «MSC Sabrina» столкнулся с британс­ким рефрижератором «Wintertide» в районе соединения систем раз­деления движения судов Off Vlieland и Off Texel у побережья Голлан­дии.     

        Т/х «MSC Sabrina»(длина 243 м, 35,6 тыс. брт, скорость 21,5 узла) следовал из Бремерхавена (Германия) в Felixstoure с 1710 контейнерами на борту; рефсудно «Wintertide» на­правлялось из Koping (Швеция) в Колумбию, имея на борту 3,5 тыс. т нитрата аммония.            Оба судна были снабжены современным навига­ционным оборудованием, на их мостиках несли вахту квалифици­рованные и опытные судоводители и матросы-впередсмотрящие. Инцидент произошел при следующих обстоятельствах.

          На мостике «Wintertide» находились вахтенный старший офицер и рулевой-впередсмотрящий. Судно следовало со скоростью 12,6 узла в полосе разделения движения Off Vlieland курсом 205° к намеченной точке поворота на новый курс 230°, после которой теплоход должен был войти в полосу разделения движения Off Texel. Видимость в это вре­мя ухудшилась вначале до 0,5 мили, затем до 2 кбт. В 2 час. 07 мин. вахтенный офицер с помощью радара установил, что справа по кор­ме их догоняет судно, следующее курсом около 200° со скоростью 19 узлов. Он предположил, что оно обгонит «Wintertide» после по­ворота на новый курс, но не определил точно времени и дистанции, в которой это произойдет. После звукового сигнала GPS о приходе в точку поворота в 02 час. 15 мин. вахтенный офицер изменил курс судна на 230° и включил авторулевой. В 02 час. 19 мин. догоняющее судно на экране радара было в 0,6 мили справа по корме, дистанция наибольшего сближения равнялась 0,25 мили.

        После этого отметка судна исчезла с экрана радара, офицер вы­шел на левое крыло мостика и попытался его увидеть с помощью бинокля. Он был уверен, что догоняющее судно пройдет по корме «Wintertide», но не смог его обнаружить. Спустя мгновение после этого он увидел неясно вырисовывающийся топовый огонь и тем­ный силуэт быстро приближающегося судна с правого борта. Он тотчас же переключил руль на ручное управление и положил 20° вле­во. Передав руль матросу, старший офицер установил ВРШ в поло­жение «самый малый вперед». Другое судно, приблизившись к «Wintertide» под углом около 20°, в то время как рефрижератор на­чал поворачивать влево, ударило его в правую переднюю часть сво­им кормовым подзором левого борта.

       На «MSC Sabrina» вахту нес второй офицер, который во время следования курсом 200° в полосе разделения движения Off Vlieland в 01 час. 10 мин. на экране радара и визуально увидел судно, двигающе­еся в том же направлении в 5 милях впереди справа. К 02 час. 00 мин. эго судно находилось слева по носу в 2 милях, далее оно уже не на­блюдалось.

       Вскоре после этого на экране радара появилась отметка судна сле­ва по носу, которое двигалось курсом около 300° со скоростью 11 уз­лов. В 02 час. 09 мин. вахтенный офицер увидел яркий белый огонь и зеленый бортовой огонь рыболовного судна вблизи своего левого борта. Оно уменьшило скорость, но все же ударило «MSC Sabrina» в левый борт в кормовой части. Как установили позже, это было рыбо­ловное судно «Concordia», направлявшееся к месту лова рыбы и пере­секавшее полосу разделения движения судов курсом 310° со скорос­тью 11 узлов. Оно прошло по корме «Wintertide» в 02 час. 05 мин., но не сумело избежать столкновения. Вахтенный офицер контейнерово­за вначале изменил курс на 12° влево, затем после столкновения — на 26° вправо, чтобы вернуть судно на прежний курс - 200°. По времени эти маневры заняли около 7 минут, скорость «MSC Sabrina» весь пе­риод была неизменной — 17,5 узла. Он пытался вызвать на УКВ это судно, но безрезультатно. В 02 час. 10 мин. вахтенный офицер позво­нил капитану и сообщил ему о столкновении с рыболовным судном. Через несколько минут капитан был на мостике и попытался на экра­не радара обнаружить рыболовное судно, ударившее контейнеровоз. Вместо этого в 4 кабельтовых слева впереди он увидел отметку судна, дистанция наименьшего сближения с которым была нулевой. Капи­тан приказал вахтенному офицеру положить руль право на борт; не­сколькими секундами позже капитан увидел носовую надстройку и топовый огонь судна, появившиеся из тумана в дистанции около 1,5 кабельтовых. Немного позже на развороте контейнеровоз кормо­вой частью ударил другое судно в районе носового трюма с правого борта. После осмотра полученных повреждений, которые оказались небольшими, и обмена информацией оба судна прервали свои рейсы и направились в ближайшие порты для ремонта. Травм среди членов экипажей и загрязнения среды не было. Запланированные и действи­тельные пути судов, вовлеченных в инцидент, показаны на рисунок 5, 6.

Инспекторы Британского бюро по расследованию морских аварий (MAIB) установили ряд факторов, приведших к столкновению. Основные из них:

   1) Состав вахтенных команд на мостиках обоих судов не соответствовал требованиям руководящих документов судовладельцев (Vessel Operations Manual) при плавании в условиях ограниченной видимости. Кроме впередсмотрящих, на вахте должны быть матросы, стоящие на руле.

  2) Оба вахтенных офицера не предупредили капитанов о снижении видимости вначале до 0,5 мили, а затем до 2 кбт, хотя о необходимости этого прямо указывалось в руководствах ком­паний и в указаниях капитанов ночной вахте (Night orders). Оба помощника расписались под этими указаниями о том, что их прочли и поняли содержание, но их не выполнили.

 

                 Рисунок 5                                                    Рисунок 6

 

        Вахтенный офицер на т/х «Wintertide»:

        - установил, что «MSC Sabrina» обгоняет их справа по корме, но не определил, в какое время и на каком расстоянии это судно пройдет;

         - учитывая наличие догоняющего судна, он не должен был изменять курс на 230° в 02 час. 15 мин.; имелось достаточно «чистой» воды, чтобы пройти прежним курсом около 4 миль преж­де, чем судно будет входить в полосу разделения движения. Правило 13 МППСС-72 в отношении действий судов при обгоне применяется в случае, когда суда находятся в видимости друг друга. В данном случае вахтенный офицер не видел другое судно и должен был руководствоваться правилом 19;

          - поворот на 230°, обусловленный навигационными причинами, был неблагоразумным и не соответствовал смыслу правила 19;

         - непрерывное слуховое наблюдение не поддерживалось с крыла мостика, вахтенный матрос большей частью находился в рулевой рубке;

         - действия по предотвращению столкновения были запоздалыми, но все же способствовали уменьшению повреждений.

       Вахтенный офицер на «MSC Sabrina»:

       - не подавал звуковых сигналов согласно правилу 35 МППСС-12 до самого момента столкновения; возможно, они были бы услышаны на т/х «Wintertide» и обусловили более оперативные действия по избежанию столкновения;

 

   - звуковое наблюдение не обеспечивалось в период вахты;

    - вызвал капитана на мостик только после столкновения с рыболовным судном «Concordia»;

   - весь период поддерживал скорость судна 17,5 узла, которая в сложившихся условиях видимости была чрезмерной: для поворота на 90° судну требовалось 3-4 кбт, для полной останов­ки - 1,3 мили;

  - действия по избежанию столкновения были запоздалыми, хотя и способствовали смягчению его последствий.

      Изложенное показывает, что вахтенные командиры обоих судов не выполнили требования, содержащиеся в руководящих документах судовладельцев, указания капитанов относительно мер предос­торожности при плавании в условиях ограниченной видимости, нарушили.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: