Тема: Разборка и сборка рулевых механизмов и приводов
Цель занятия: изучить устройство и работу рулевых механизмов автомобилей ГАЗ – 31029, -3107, ЗИЛ -5301 «Бычок»; приобрести навыки в разборке и сборке рулевых механизмов.
Наименование занятия: устройство рулевых механизмов автомобилей, их работа и регулировка.
Материально – техническая оснащенность:
1. автомобили ГАЗ– 31029, -3107, ЗИЛ -5301 «Бычок», автомобили марки ВАЗ;
2. съемники для спрессования рулевых колес;
3. наборы рожковых, накидных и торцевых ключей;
4. пружинный динамометр;
5. круглогубцы;
6. ключ для регулировки зацепления червяка с роликом.
7. методические указания;
8. журнал техники безопасности.
Правила техники безопасности при выполнении сборочно – разборочных работ рулевых механизмов и приводов.
Норма времени: 12 часов
Контрольные вопросы при допуске к работе:
6400. Каково назначение рулевого управления? Какие применяются типы рулевых механизмов на автомобилях?
6401. Каково назначение центра поворота автомобиля и где он находится.
|
|
6402. Объясните назначение рулевой трапеции. Из каких деталей она состоит при зависимой и независимой подвеске передних колес?
6403. Опишите назначение рулевого механизма, типы механизмов изучаемых автомобилей, их устройство и принцип действия.
6404. Что такое передаточное число рулевого механизма?
Содержание и последовательность выполнения задания:
Задание 1. Разобрать рулевой механизм
- отвернуть гайку и снять рулевое колесо;
- отвернуть гайку болта хомутика и снять трубку колонки с верхней крышки картера рулевого механизма;
-отвернуть гайку регулировочного винта, снять стопорную шайбу;
- отвернуть болты крепления крышки, снять крышку и регулировочный винт с вала сошки;
- выпрессовать уплотнительную манжету и вынуть вал сошки из картера рулевого управления;
- отвернуть болты и снять крышку картера вместе с регулировочными прокладками;
- вынуть вал рулевого управления с червяком в сборе, снять подшипники;
- отвернуть болты и снять верхнюю крышку картера рулевого механизма.
Задание 2. Собрать рулевой механизм:
- положить прокладку на плоскость картера рулевого управления под верхнюю крышку и завернуть четыре болта с пружинной шайбой;
-завернуть в маслоналивное отверстие картера пробку;
- подсобрать нижнюю крышку картера с пружинной стопорной шайбой (она должна быть поставлена отбортованной стороной к фланцу крышки) и уплотнительным кольцом;
- взяв вал рулевого управления с червяком в сбое, надеть сепаратор на верхний конец червяка и, предварительно смазав консистентной смазкой сепаратор или конец червяка, вставить в картер рулевого колеса;
|
|
- установить на другой конец сепаратор и вставить в гнездо картера кольцо, предварительно смазав концы;
-установить на картер нижнюю крышку с трубкой провода звукового сигнала (предварительно установив на внутреннюю плоскость крышки регулировочные прокладки) и закрепить ее болтами;
- предварительно надев на болты шайбы, отрегулировать затяжку червяка в конических роликоподшипниках, проверку затяжки червяка в подшипниках производить вращением вала с червяком, но без вала сошки и ролика (усилие затяжки 0,3 …0,5 Н);
- установить вал сошки в картер рулевого управления, смазав цилиндрическую часть вала и ролик нигролом;
- положить на боковую плоскость разъема картера прокладку, надеть регулировочный винт на вал сошки, установить на вал сошки крышку и завернуть ее на регулировочный винт, надеть на болты шайбы и привернуть крышку к картеру;
- отрегулировать винт так, чтобы усилие, приложенное к рулевому колесу, необходимое для поворота вала с червяком в зацеплении с роликом, составляло 1,6….2,2 Н;
- надеть на регулировочный винт прокладку, стопорную шайбу, завернуть гайку до отказа;
- надеть на трубку колонку, установить трубку колонки с хомутиком на верхнюю крышку рулевого управления диаметром 3 мм должно находиться на горизонтали с левой стороны, или прорезь колонки должна быть на средней части квадрата верхней крышки картера рулевого управления;
- надеть на вал рулевого колеса разжимную втулку и пружину;
- надеть на шлицевой конец вала рулевое колесо, навернуть и закрепить гайку;
- на шлицевой конец вала рулевой сошки надеть предохранительную втулку, запрессовать уплотнительную манжету в сборе с пружиной в горловину картера на вал сошки, снять со шлицевого конца вала предохранительную втулку, надеть на шлицевой конец вала сошки шайбу и завернуть гайку;
- завернуть окончательно гайку болта хомута.
Задание 3. Разобрать рулевой механизм типа «шестерня – рейка» (использовать приспособления для разборки).
- снять защитные чехлы с картера и сдвинуть их в сторону вдоль тяг, расконтрить контргайки крепления внутренних наконечников тяг к рейке, вывернуть их и снять наконечники тяг;
- отвернуть гайку упора и извлечь пружину и стопорное кольцо, круглогубцами извлечь упор рейки из картера;
- снять пыльник с вала зубчатого колеса и стопорную шайбу, извлечь шестерню из картера в сборе с подшипниками, снять защитную шайбу, стопорное кольцо и спрессовать шариковый подшипник с вала зубчатого колеса;
- вынуть рейку рулевого механизма и опорную втулку рейки, при необходимости выпрессовать роликовый подшипник из картера рулевого механизма.
Задание 4. Собрать рулевой механизм типа «шестерня – рейка»:
- перед сборкой особое внимание обратить на то, чтобы в картере рулевого механизма не было стружек и других посторонних предметов;
- напрессовать шариковый подшипник на вал приводной шестерни до упора, установить стопорное кольцо, защитную шайбу и уплотнительное кольцо;
- установить в картер опорную втулку и запрессовать под прессом роликовый подшипник;
- установить рейку в картер, продвинув ее через опорную втулку до упора в специальное приспособление, все детали необходимо при этом обильно смазать;
- завернуть гайку приводного зубчатого колеса, установив защитную шайбу;
- установить приводную шестерню в положение прямолинейного движения;
- установить упор рейки с уплотнительным кольцом;
- поставить стопорное кольцо;
- напрессовать на вал пыльники, собрать внутренний шарнир наконечника тяги.
После выполнения задания студент должен:
знать:
- снятие и постановку рулевого механизма на автомобиль. Разборка и сборка механизма рулевого управления, регулировка механизма.
уметь:
-выполнять приемы работы с использованием приспособлений и оснастки.