Методика «Классификация предметов»

Цель: Определение способности классифицировать предметы.

Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, - одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)

Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».

Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.

Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, определяя на функциональном уровне. Начиная, с 6 лет нормой является использование отвлечённых категорий.

работка результатов:

- самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;

- называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;

- раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;

- задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.

 

2. Тест для оценки словесно-логического мышления:

Ребенок отвечает на вопросы:

1. Какое из животных больше — лошадь или собака?

2. Утром люди завтракают. А вечером?

3. Днем на улице светло, а ночью?

4. Небо голубое, а трава?

5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?

6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?

8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и

просят назвать время.)

9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..

10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?

11. Для чего нужны автомобилю тормоза?

12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

13. Что общего между белкой и кошкой?

14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?

15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?

16. Какие ты знаешь виды транспорта?

17. Чем отличается старый человек от молодого?

18. Для чего люди занимаются спортом?

19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?

20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?

При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: