Цель: Определение способности классифицировать предметы.
Материал: Набор карточек с предметными изображениями, предполагающими категориальную классификацию, - одежда, овощи, фрукты, животные, транспорт (игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, растения, посуда, мебель, транспорт.)
Инструкция: «Разложи картинки на столе – что к чему подходит. Назови каждую группу предметов. Как, одним словом можно назвать картинки?».
Ход выполнения задания: Ребёнку предлагаются разложить 20 (16, 12, 8) карточек на 5 групп предметов (4 группы, 3 группы, 2группы соответственно). Названия групп и их количество не называются. Затем предлагается назвать каждую группу предметов обобщающим словом.
Норма выполнения: Дети 5 лет справляются с заданием в действенном плане, определяя на функциональном уровне. Начиная, с 6 лет нормой является использование отвлечённых категорий.
работка результатов:
- самостоятельно раскладывает группы предметов по отвлеченным категориям – 3 балла;
- называет обобщающее слово (за каждое обобщение) – 1 балл;
|
|
- раскладывает предметы по ситуативно-функциональному признаку – 0.5 балла;
- задания не понял, хаотично манипулирует картинками – 0 баллов.
2. Тест для оценки словесно-логического мышления:
Ребенок отвечает на вопросы:
1. Какое из животных больше — лошадь или собака?
2. Утром люди завтракают. А вечером?
3. Днем на улице светло, а ночью?
4. Небо голубое, а трава?
5. Черешня, груши, сливы, яблоки... — это что?
6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
7. Что такое Москва, Санкт-Петербург, Хабаровск?
8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и
просят назвать время.)
9. Маленькая корова — это теленок. Маленькая собака и маленькая овечка — это?..
10. На кого больше похожа собака — на кошку или на курицу?
11. Для чего нужны автомобилю тормоза?
12. Чем похожи друг на друга молоток и топор?
13. Что общего между белкой и кошкой?
14. Чем отличаются гвоздь и винт друг от друга?
15. Что такое футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание?
16. Какие ты знаешь виды транспорта?
17. Чем отличается старый человек от молодого?
18. Для чего люди занимаются спортом?
19. Почему считается плохим, если кто-то не хочет работать?
20. Для чего на конверт необходимо наклеивать марки?
При анализе ответов которые дает ребенок, правильными считаются те которые достаточно разумны и отвечают смыслу поставленного вопроса. Высокий уровень развития словесно-логического мышления – если ребенок ответил правильно на 15 – 16 вопросов.