Исследовательская работа
Научно-практической конференции
«Традиционные праздники дома культуры с.Бударино»
в
Номинации: социология
Авторы:
Чернышова Мария, Тарасова Милана
уч-цы 6 класса
МКОУ «Бударинская ООШ»
Научный руководитель:
Будкина Наталья Германовна – учитель истории
Почтовый адрес:
ул.Школьная, 22 «а» с.Бударино Лиманский район
Традиционные праздники дома культуры с. Бударино
Номинация: «социология»
План.
1. Введение.
2. Основа традиционных праздников.
3. Традиционные праздники нашей местности.
4. Работа дома культуры по сохранению традиционных праздников.
5. Заключение.
I. Введение.
Мы живем в селе Бударино Лиманского района. В нашем Доме ежегодно проводятся праздники Рождество, Масленица, Троица, в основе которых лежат народные традиции. Мы сами неоднократно были участниками этих праздников, и нас очень заинтересовала их история. Мы решили провести исследование, для осуществления которого определили следующие задачи:
|
|
1. Выяснить православную основу народных праздников.
2. Узнать, как проводились эти праздники в нашей местности.
3. Выяснить, как проводятся традиционные народные праздники в наши дни.
В ходе исследования изучали специальную литературу о православных праздниках, знакомились с материалами интернета, беседовали со старожилами нашего поселения и работниками дома культуры.
Мы спрашивали у старожилов, как отмечались христианские праздники Рождество, Масленица, Троица в нашей местности, каковы обычаи и традиции праздников, интересовалась блюдами праздничного стола и народными гуляниями. У работников дома культуры выяснили, какие традиции и обряды они используют в своей работе.
Все материалы исследования мы постарались отразить в своей работе.
II. Православная основа народных праздников.
Что такое праздник? Вот какое понятие слова даётся в словаре С. И. Ожегова:
1) Праздник - Выходной, нерабочий день
2) Праздник - День радости и торжества по поводу чего-нибудь
3) Праздник - День торжества, установленный в честь или в память кого(чего)-нибудь
4) Праздник - День, особо отмечаемый обычаем или церковью
5) День игр, развлечений
Православные праздники – дни, назначенные Церковью для торжественного чествования Господа Бога и святых. В предреволюционные годы церковные праздники были наиболее распространёнными. К 1927 году официальное празднование церковных праздников было запрещено, в 90-е годы было восстановлено официальное празднование церковных праздников.
Все праздники по важности и степени торжественности разделяются на малые, средние и великие. Каждый день календарного года по традиции посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению икон, торжества в честь и воспоминание важнейших событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и жизни Пресвятой Его Матери.
|
|
Самый главный праздник церковного года – день Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней. Этот праздник является самым важным и торжественным событием для всех православных христиан. Праздник Воскресения Христова – древнейший из всех христианских праздников, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
Следующие по значимости – 12 двунадесятых праздников. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были официальными гражданскими праздниками. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Непереходящие двунадесятые праздники всегда приходятся на строго определённое число месяца, независимо от дня недели.
Переходящих двудесятых праздников три:
· Вход Господень в Иерусалим
· Вознесение Господне (Пасха)
· День Святой Троицы
Даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи.
Следующие по значению по уставу – 5 больших праздников.
Кроме двунадесятых и великих праздников, есть так называемые средние праздники, которые связаны с памятными событиями и почитанием святых апостолов и великомучеников и храмовые престольные праздники, т. е. местные праздники, которые отмечаются в дни освещения храмов или в дни воспоминаний событий и святых, в честь которых построены храмы, а так же празднование в честь икон Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Казанской, Смоленской, Иверской.
III. Православные праздники нашей местности.
Всем респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Как отмечался праздник?
2. Каковы традиции и обычаи праздника?
3. Традиционные праздничные блюда.
4. Народное гуляние.
О празднике Пасха рассказала Нина Петровна Воронцова – директор Дома культуры.
«Я родилась в с Бударино. Наша семья была как все семьи в то время не очень обеспеченной. Но на праздник обязательно красили яйца, для этого варили их в луковой шелухе. Праздничный стол был богатый по тем временам. Обязательно пекли пироги с разной начинкой: с яйцом, мясом, рыбой, творогом. Обязательно на столе была «Пасха», это блюдо из творога. Варили гречневую кашу с мясом. На стол ставили много блюд: пироги, ватрущки, холодец, рыбные блюда. Народное гуляние было весёлым, с песнями и плясками. Гармонисты в селе играли, гуляли из одного конца улицы в другой. Дети играли.
Самой популярной игрой были «покатушки»: с деревянного лотка катили яйцо, чтобы столкнуть его с другим, и тогда оба яйца становились твоими. Яйцами «христосовались», так же «христосовались» все жители села.
Таисия Ивановна Шкуркина описала, как праздновали Рождество:
«За праздничным столом собирались все родные. На столе пироги с картошкой, рыбой, тыквой. Так же на стол ставили овощи, рыбу.
Ходили гулять в другие села: Бир-косу, Промысловку. Было весело. Песни пели, на гармони играли. Дети ряжеными по домам ходили, пели колядки. Их угощали и благодарили. С бугра катались.
Про Троицу мы узнали у Надежды Федоровны Штепа.
Вот что она рассказала:
«В этот день с утра обязательно шли на кладбище, поминали умерших родственников. В домах всё было украшено ивовыми и фениковыми ветками. И дома ивой украшали. Потом - гуляние. На речку ходили, там и хороводы водили, и песни пели. Девушки «завивали» деревья, т. е. переплетали веточки у деревьев, вплетали в них ленты. И себя венками из цветов украшали. Возле речки «стол» накрывали на поляне. Никаких специальных блюд не готовили. Из дома приносили, кто что может: пироги, яйца, овощи, сало, творог. Гуляние продолжалось до утра. Костёр жгли. Парни через костёр прыгали, девушки побойчее тоже.»
|
|
Надежда Александровна Штепа сельский библиотекарь – рассказала про Масленицу:
«Масленица пришла к нам из давних времён, а потом это стал христианский праздник. Символ Масленицы – блин. Блины пекли всю Масленичную неделю. Её ещё мясопустной называют, потому что мясо есть нельзя – после Масленицы Пост начинается. Блины чаще пекли из тёмной гречневой муки, а потом уже из пшеничной стали. Начинка была разная: и с яйцом, и с творогом, с мясом. Блины обязательно со сметаной подавали или с маслом. Целую неделю родственники ходи друг к другу в гости. Каждый день имел своё название и традиции. В один день тёща зятя блинами угощала, в другой день зять тёщу на блины приглашал. Ещё на Масленицу оладьи пекли, пироги. На столе можно было увидеть и рыбу, и творог, и овощи разные.
На улицах веселье, гулянье. Зиму провожают, весну встречают. Дети делали чучело Масленицы из соломы да возили его на санках по селу. Все зазывали Масленицу к себе. И ряженые ходили по дворам. Песни, пляски были на масленичной неделе.