III. Православные праздники нашей местности

Исследовательская работа

Научно-практической конференции

«Традиционные праздники дома культуры с.Бударино»

в

Номинации: социология

 

 

 Авторы:

Чернышова Мария, Тарасова Милана

уч-цы 6 класса

МКОУ «Бударинская ООШ»

 

Научный руководитель:

 Будкина Наталья Германовна – учитель истории

Почтовый адрес:

 ул.Школьная, 22 «а» с.Бударино Лиманский район

 

Традиционные праздники дома культуры с. Бударино

Номинация: «социология»

План.

 

1. Введение.

2. Основа традиционных праздников.

3. Традиционные праздники нашей местности.

4. Работа дома культуры по сохранению традиционных праздников.

5. Заключение.

 

 

I. Введение.

 

Мы живем в селе Бударино Лиманского  района. В  нашем Доме ежегодно проводятся праздники  Рождество, Масленица, Троица, в основе которых лежат народные традиции. Мы  сами неоднократно были участниками этих праздников, и нас  очень заинтересовала их история. Мы решили провести исследование, для осуществления которого  определили следующие задачи:

1. Выяснить православную основу народных праздников.

2. Узнать, как проводились эти праздники в нашей местности.

3. Выяснить, как проводятся традиционные народные праздники в наши дни.

В ходе исследования  изучали специальную литературу о православных праздниках, знакомились с материалами интернета, беседовали со старожилами  нашего поселения и работниками дома культуры.

 Мы  спрашивали у старожилов, как отмечались христианские праздники  Рождество, Масленица, Троица в нашей местности, каковы обычаи и традиции праздников, интересовалась блюдами праздничного стола и народными гуляниями. У работников дома культуры выяснили, какие традиции и обряды они используют в своей работе.

Все материалы исследования мы постарались отразить в своей работе.

 

II. Православная основа народных праздников.

Что такое праздник? Вот какое понятие слова даётся в словаре С. И. Ожегова:

1) Праздник - Выходной, нерабочий день

2) Праздник - День радости и торжества по поводу чего-нибудь

3) Праздник - День торжества, установленный в честь или в память кого(чего)-нибудь

4) Праздник - День, особо отмечаемый обычаем или церковью

5) День игр, развлечений

Православные праздники – дни, назначенные Церковью для торжественного чествования Господа Бога и святых. В предреволюционные годы церковные праздники были наиболее распространёнными. К 1927 году официальное празднование церковных праздников было запрещено, в 90-е годы было восстановлено официальное празднование церковных праздников.

Все праздники по важности и степени торжественности разделяются на малые, средние и великие. Каждый день календарного года по традиции посвящается Церковью воспоминанию того или иного священного события, празднованию памяти святых или прославлению икон, торжества в честь и воспоминание важнейших событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и жизни Пресвятой Его Матери.

Самый главный праздник церковного года – день Светлого Воскресения Христова, Пасхи Господней. Этот праздник является самым важным и торжественным событием для всех православных христиан. Праздник Воскресения Христова – древнейший из всех христианских праздников, день торжества православной веры, знамение победы Господа над грехом и смертью и начало бытия нового мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

 

  Следующие по значимости – 12 двунадесятых праздников. В православной России Пасха и двунадесятые праздники были официальными гражданскими праздниками. Двунадесятые праздники разделяются на непереходящие и переходящие. Непереходящие двунадесятые праздники всегда приходятся на строго определённое число месяца, независимо от дня недели.

Переходящих двудесятых праздников три:

· Вход Господень в Иерусалим

· Вознесение Господне (Пасха)

· День Святой Троицы

Даты переходящих праздников каждый год зависят от времени празднования Пасхи.

Следующие по значению по уставу – 5 больших праздников.

 

Кроме двунадесятых и великих праздников, есть так называемые средние праздники, которые связаны с памятными событиями и почитанием святых апостолов и великомучеников и храмовые престольные праздники, т. е. местные праздники, которые отмечаются в дни освещения храмов или в дни воспоминаний событий и святых, в честь которых построены храмы, а так же празднование в честь икон Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Казанской, Смоленской, Иверской.

 

III. Православные праздники нашей местности.

Всем респондентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Как отмечался праздник?

2. Каковы традиции и обычаи праздника?

3. Традиционные праздничные блюда.

4. Народное гуляние.

О празднике Пасха рассказала Нина Петровна Воронцова – директор Дома культуры.

«Я родилась в с Бударино. Наша семья была как все семьи в то время не очень  обеспеченной.  Но на праздник обязательно красили яйца, для этого варили их в луковой шелухе. Праздничный стол был богатый по тем временам. Обязательно пекли пироги с разной начинкой: с яйцом, мясом, рыбой, творогом. Обязательно на столе была «Пасха», это блюдо из творога. Варили гречневую кашу с мясом.  На стол ставили много блюд: пироги, ватрущки, холодец, рыбные блюда. Народное гуляние было весёлым, с песнями и плясками. Гармонисты в селе играли, гуляли из одного конца улицы  в другой. Дети играли.

Самой популярной игрой были «покатушки»: с деревянного лотка катили яйцо, чтобы столкнуть его с другим, и тогда оба яйца становились твоими. Яйцами «христосовались», так же «христосовались» все жители села.

 

Таисия Ивановна Шкуркина описала, как праздновали Рождество:

«За праздничным столом собирались все родные. На столе пироги с картошкой,  рыбой, тыквой.  Так же на стол ставили овощи,  рыбу.

Ходили гулять в другие села: Бир-косу, Промысловку. Было весело. Песни пели, на гармони играли. Дети ряжеными по домам ходили, пели колядки. Их угощали и благодарили. С бугра катались.

 

Про Троицу мы узнали у Надежды Федоровны Штепа.

Вот что она рассказала:

 «В этот день с утра обязательно шли на кладбище, поминали умерших родственников. В домах всё было украшено ивовыми и фениковыми ветками. И дома ивой  украшали. Потом - гуляние. На речку ходили, там и хороводы водили, и песни пели. Девушки «завивали» деревья, т. е. переплетали веточки у деревьев, вплетали в них ленты. И себя венками из цветов украшали. Возле речки «стол» накрывали на  поляне. Никаких специальных блюд не готовили. Из дома приносили, кто что может: пироги, яйца, овощи, сало, творог. Гуляние продолжалось до утра. Костёр жгли. Парни через костёр прыгали, девушки побойчее тоже.»

 

 

  Надежда Александровна Штепа сельский библиотекарь – рассказала про Масленицу:

«Масленица пришла к нам из давних времён, а потом это стал христианский праздник. Символ Масленицы – блин. Блины пекли всю Масленичную неделю. Её ещё мясопустной называют, потому что мясо есть нельзя – после Масленицы Пост начинается. Блины чаще пекли из тёмной гречневой муки, а потом уже из пшеничной стали. Начинка была разная: и с яйцом, и с творогом, с мясом. Блины обязательно со сметаной подавали или с маслом. Целую неделю родственники ходи друг к другу в гости. Каждый день имел своё название и традиции. В один день тёща зятя блинами угощала, в другой день зять тёщу на блины приглашал. Ещё на Масленицу оладьи пекли, пироги. На столе можно было увидеть и рыбу, и творог, и овощи разные.

На улицах веселье, гулянье. Зиму провожают, весну встречают. Дети делали чучело Масленицы из соломы да возили его на санках по селу.  Все зазывали Масленицу к себе. И ряженые ходили по дворам. Песни, пляски  были на масленичной неделе.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: