Предупреждение заболеваний органов зрения

     Существенное место среди отклонений в состоянии здоровья учащихся, занимает нарушение зрения.

      Одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных санитарных правил освещенности в помещении. Не менее важными факторами профилактики возникновения нарушений зрения является постоянный контроль за правильной посадкой детей во время занятий и использование удобной мебели, соответствующей росту.

При использовании ноутбука во время обучения необходимо соблюдать безопасное расстояние в 45см между дисплеем ноутбука и глазами обучающегося, для учащихся маленького роста и начальной школы предпочтительно использование подключаемой клавиатуры, в случаях ее отсутствия упражнения надо выполнять чаще. 

     Учебная деятельность постоянно сопряжена с элементами чтения. В целях охраны зрения непрерывная продолжительность чтения должна быть регламентирована для младших школьников – 15-20 минут, для учащихся среднего возраста 25-30 минут, для старших школьников – 45 минут и сопровождаться промежутками для отдыха глаз от зрительной работы. Во время перерыва глазам необходимо дать отдых. Глаза отдыхают тогда, когда смотрят вдаль или когда они закрыты.

     Доказано положительное влияние физкультминуток на состояние органа зрения и формирование рефракции глаз у детей. При этом улучшается мозговое кровообращение, укрепляется склера глаза. Эффективность физкультминуток возрастает при проведении специального комплекса упражнений гимнастики для глаз.

     Во время учебного процесса обязательно выполнять зрительную гимнастику в соответствие с требованиями СанПиН.

     1.1.1. Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 6-10 лет:

     - быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз;

     - крепко зажмурить глаза (считая до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;

     - вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо. Вверх и вниз. Повторить 4-5 раз;

     - посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4-5 раз;

     - исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз

 

     Очень важным профилактическим мероприятием является коррекция зрительных внеучебных нагрузок детей в домашних условиях. Дети младшего школьного возраста могут смотреть телевизионные передачи в те дни, когда учебная нагрузка невелика. Продолжительность просмотра телепередач должна быть не более 1 часа в день. Необходимо, чтобы комната была освещена. Ребенок должен сидеть на расстоянии 3 – 5 метров от экрана в зависимости от размера экрана телевизора. Если ребенку назначены очки для дали, то смотреть телевизионные передачи обязательно надо в очках.

      К профилактическим мероприятиям, предотвращающим прогрессирование нарушений зрения, относится:

     - использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

     - соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

     - чередование занятий учащихся с отдыхом;

     - проведение гимнастики для глаз;

     - контроль за правильной позой учащихся во время занятий;

     - активное гармоничное физическое развитие детей;

     - организацию рационального питания и витаминизации.

     - исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна;

     Проведение комплексных профилактических и оздоровительных мероприятий обеспечивает сохранение и нормализацию зрения, а также предупреждение прогрессирования нарушения зрения.

 

Дыхательная гимнастика

     Эффективным средством для улучшения и укрепления здоровья считаются дыхательные упражнения. Дыхательная гимнастика решает следующие задачи: повышение общего жизненного тонуса и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы; развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

 

     1.2.1. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики:

    - погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице - вдох. Вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая). На выдохе постучать по ноздрям 5 раз;

     - сделать 8-10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди, закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем;

      - сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звуки «м-м-м-м», одновременно постукивая пальцем по крыльям носа;

     - закрыть правую ноздрю и протяжно тянуть «г-м-м-м» на выдохе, то же самое, закрыв левую ноздрю;

     - энергично произносить «п-б». Произношение этих звуков укрепляет мышцы губ;

     - энергично произносить «т-д». Упражнение служит для укрепления мышц языка;

     - высунуть язык, энергично произносить «к-г», «н-г». Укрепляются мышцы полости глотки;

     - несколько раз зевнуть и потянуться. Зевание стимулирует не только гортанно-легочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: