Предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата

 

     Ведущее место среди отклонений, выявляемых у учащихся, занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, главным образом функциональные нарушения осанки и формирования свода стопы. Согласно современным взглядам, осанка является интегральной характеристикой состояния организма и отражает результат комплексного воздействия наследственных и социально-гигиенических факторов.

     Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата:

     - контроля подбора мебели, соответствующей длине тела учащихся;

     - контроля за позой учащихся во время занятий;

     - проведения физкультминуток;

     - создания благоприятного двигательного режима для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия.

     Необходимо уделять внимание формированию правильной позы детей, обучать  их самым простым приемам контроля рабочей позы во время занятий. При резко наклоненной позе, необходимой для выполнения письменных работ, значительно возрастает нагрузка на мышцы спины, увеличивается частота сердечных сокращений, уменьшается амплитуда дыхательных движений, а также уменьшается расстояние от глаз до тетради. Для сохранения равновесия в таком положении ребенку приходится опираться грудью на поверхность стола, что еще в большей степени затрудняет работу внутренних органов. В связи с этим, в профилактике отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата, а также зрения, большое значение имеет правильная поза.

     Проведение физкультминуток (далее - ФМ) – это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время ФМ обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за столом. Для того, чтобы физкультминутка оказывала универсальный профилактический эффект, она должна включать упражнения для различных групп мышц и для улучшения мозгового кровообращения.

Для проведения физкультурных минуток может быть использован специальный комплекс из 3 – 4-х упражнений.

 

     1.3.1. ФМ для улучшения мозгового кровообращения:

     - исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1 – голову наклонить направо, 2 – и.п., 3 – голову наклонить налево, 4 – и.п., 5 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать, 6 – и.п. Повторить 3 – 4 раза. Темп медленный.

     - и.п. – сидя, руки на поясе, 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 4 – 5 раз. Темп медленный.

 

     1.3.2. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:

     - и.п. – стоя, руки на поясе. 1 – правую руку вперед, левую вверх, 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Затем повторить еще 3 – 4 раза. Темп средний.

     - и.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5 – 6 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

     - и.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

 

     1.3.3. ФМ для снятия напряжения с мышц туловища:

     - и.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-5 – круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 – то же в другую сторону, 7-8 – вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

     - и.п. – стойка ноги врозь. 1-2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 – и.п., 5-8 – то же в другую сторону. Повторить 5 - 6 раз. Темп средний.

     Во время занятий по письму должны проводиться упражнения для снятия напряжения с кисти.

    1.3.4. Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на занятиях с элементами письма:

     - упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – голову наклонить вперед, 6 – и.п. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

     - упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

     - упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – повернуть туловище направо, 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

     - упражнение для мобилизации внимания. И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – левую руку на пояс, 12 – правую руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 раза – средний, 3 -4 – быстрый, 1-2 – медленный.

 

    1.3.5. Корригирующие упражнения для нормализации осанки   детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:  

     - стоя, пятки вместе, носки врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок приподнять;

     - ходьба обычная, следя за осанкой;

        - ходьба на носках, руки за головой;

     - ходьба на пятках, руки на поясе;

     - ходьба на наружном крае стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад;

     - поднять руки вверх, отводя ногу назад, сделать вдох, вернуться в исходное положение (основная стойка-выдох). То же самое другой ногой;

     - ноги на ширине плеч, руки на поясе. 1-2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3-4 – исходное положение – выдох;

     - приседание с прямой спиной на носках (на пятки не опускаться), колени развести в стороны, руки вперед или в стороны на счет 1-2, на 3-4 медленно вернуться в исходное положение;

     - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад;

     - ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной;

- «мельница». Соединить кисти рук за спиной (сверху то правая, то левая рука);

     - ноги на ширине плеч, руки в стороны. Вращение рук назад;

     - поднимание прямых рук через стороны вверх – вдох. Возвращение в исходное положение – выдох;

     - ноги на ширине плеч, руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе;

     - ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки, руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от возраста и тренированности).

 

     1.3.6. Корригирующие упражнения с гимнастической палкой для нормализации осанки:

     - поднимание рук с палочкой вверх с отведением одной ноги в сторону или назад;

     - ноги вместе, руки опущены, в руках палочка. 1 – поднять руки с палочкой вверх – вдох, 2 – опуская палочку, поднимать одну ногу, согнутую в колене, коснуться палочкой колена – выдох, 3-4 – другой ногой;

     - ноги на ширине плеч, палочка на груди: 1 – поднять палочку вверх; 2 – положить палочку на лопатки; 3 – поднять палочку вверх; 4 – исходное положение;

     - ноги вместе, руки опущены, в руках палочка: 1 – руки с палочкой на грудь, одно колено к животу; 2 – руки вверх, согнутую ногу выпрямить вперед (поднятую над полом); 3 – повторить первое положение; 4 – исходное положения, то же с другой ноги;

     - палочка стоит вертикально, один конец упирается в пол, на другом конце руки. Приседание с опорой на палочку с разведением коленей, спина прямая, пятки пола не касаются;

     - палочка лежит на полу, перекат на палочке с пяток на носки, руки на поясе;

     - ходьба по палочке приставным шагом (носки и пятки касаются пола).

        

1.3.7. Корригирующие упражнения с резиновым бинтом для нормализации осанки:

     - стоя на бинте, кисти с бинтом на поясе, самовытяжение (макушкой тянуться вверх);

     - стоя на бинте, ноги на ширине стопы, руки опущены, в руках бинт. Поднимание прямых рук через стороны вверх (бинт натянут) с последующим опусканием рук;

     - исходное положение стоя на бинте, ноги на ширине плеч, кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад (бинт на лопатках вертикально);

     - приседание на носках, стоящих на бинте, с разведением коленей и подниманием прямых рук вверх;

     - бинт на груди (один или два слоя). Растягивание бинта на груди с отведением локтей в стороны и сведением лопаток.

 

     1.3.8. Игры - подражания для профилактики нарушений осанки:  

      «Штангист». Встать прямо, ноги врозь. Поднять руки к плечам (ладонями вперед), кисти сжать в кулаки. Энергично выпрямить руки вверх – наружу и, подняв голову, потянуться, держать так 3-5 с. Согнуть руки к плечам, вернуться в и.п. При сгибании рук локти опущены, плечи отведены назад.

     «Деревья качаются». Встать прямо, ноги врозь, руки вверх. Наклоняться вперед, вправо, влево, назад не опуская рук.

     «Великан идет». Приподняться на носки, поднять руки вверх; не сводя глаз с кончиков пальцев, вытянуть туловище. В таком положении пройти несколько шагов.

 

 

     1.3.9. Упражнения, рекомендуемые учащимся с плоскостопием:

     - упражнение «каток» - ребенок стопой катает вперед-назад мяч, скалку или бутылку. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой;

     - упражнение «разбойник» - ребенок сидит на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног он старается подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (или салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз (например, камень). Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой;

     - упражнение «маляр» - ребенок, сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены, большим пальцем одной ноги проводит по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. «Поглаживание» повторяется 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой;

     - упражнение «сборщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, собирает пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки для белья, елочные шишки и др.), и складывает их в кучки. Другой ногой он повторяет тоже самое. Затем, без помощи рук, перекладывает эти предметы из одной кучки в другую. Следует не допускать падения предметов при переносе;

     - упражнение «художник» - ребенок карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист другой ногой. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой;

     - упражнение «гусеница» - ребенок сидит на полу с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он притягивает пятку вперед к пальцам, затем пальцы снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно;

     - упражнение «кораблик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу, постепенно старается выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу (старается придать ступням форму кораблика);

     - упражнение «мельница» - ребенок, сидя на полу с выпрямленными коленями, описывает ступнями круги в двух направлениях;

     - упражнение «серп» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сперва сближаются, а затем разводятся в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз;

     - упражнение «барабанщик» - ребенок, сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и вниз, касаясь пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются;

     - упражнение «окно» - ребенок, стоя на полу, разводит и сводит выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола;

     - упражнение «хождение на пятках» - ребенок ходит на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

     Продолжительность таких занятий 10 минут. Перед упражнениями следует походить на носках, затем попрыгать на носках через скалку – на одной и двух ногах.

     

1.3.10. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для детей с нарушениями формирования свода стопы (осуществляется под контролем родителей):

     - необходимо каждый день дома делать гигиеническую ножную ванну (36-37°);

     - необходимо выработать походку без сильного разведения стоп;

     - не рекомендуется находиться в помещении в утепленной обуви;

     - детям с наклонностью к плоскостопию следует избегать продолжительного стояния (особенно с разведенными стопами), переноски тяжестей;

     - при необходимости длительного стояния полезно перенести на некоторое время нагрузку на наружный край стопы.

     Самомассаж ног рекомендуется производить при появляющемся чувстве утомления в ногах, при неприятных ощущениях в мышцах голени или стопе. Массируют преимущественно внутреннюю поверхность голени и подошвенную поверхность стопы. Массаж голени производится в направлении от голеностопного сустава к коленному, а массаж стопы – от пальцев к пяточной области. На голени применяется прием поглаживания, растирания ладонями и разминания, на стопе – поглаживания и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев).

         

Массаж и самомассаж

     Массаж способствует усилению кровообращения и активизации обменных процессов, что весьма положительно сказывается на самочувствии и общем состоянии организма.

 

     1.4.1. Самомассаж височной и затылочной области головы и шеи:

    - одновременно с обеих сторон в височной области выполнять указательным и средним пальцами правой и левой руки легкие круговые движения;

    - приложить указательный и средний пальцы левой и правой руки к середине лба; слегка надавить и медленно вести пальцы к вискам, слегка растягивая кожу;

     - выполнять круговые движения указательным и средним пальцем за ухом в течение 20-40 с.;

     - растирать подушечками пальцев от позвоночника к ушам или вдоль позвоночника, затем поглаживать шею от позвоночника к плечам.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: