Предупреждение заболеваний органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройств питания

     Организм ребенка испытывает повышенные нагрузки, как умственные, так и физические, что связано с большим расходом энергии и с высоким потреблением пищевых веществ. Нарушение питания может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе к возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения, изменениям со стороны эндокринной, костно-мышечной и центральной нервной систем, что напрямую связанно с нарушением рационального питания.

     Для правильного развития организма, сохранения высокой работоспособности детям и подросткам необходимо соблюдение режима питания. Учащимся требуется 4-5-разовый прием пищи в течение дня в зависимости от возраста, умственной и физической нагрузки. В первую половину дня следует использовать продукты, богатые животным белком, а на ужин – молочно-растительные продукты.

     В настоящее время часть учащихся общеобразовательных учреждений имеют избыточную массу тела и ожирение. Наибольшей эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий при избыточной массе тела удается достичь, если они начаты в младшем школьном возрасте, в 7-11 лет, пока у ребенка не развились осложненные формы ожирения.

      Основными причинами, приводящими к избыточной массе тела и ожирению в детском и подростковом возрасте, являются предрасположенность к нарушению обменных процессов, чрезмерное питание и малоподвижный образ жизни.

     Основными направлениями профилактики и оздоровления детей с избыточной массой тела являются: повышение двигательной активности, закаливание организма и соблюдение правил рационального (ограниченного) питания.

     Одной из основных форм двигательной активности учащихся с избыточной массой тела является утренняя гимнастика (до 10 мин.).

 

     1.6.1. Комплекс упражнений утренней гимнастики для учащихся с избыточной массой тела (общая продолжительность утренней гимнастики до 10 минут, каждое упражнение выполняется 5-6 раз, темп – свободный):

     - вращение бедрами по часовой стрелке и против нее (руки за головой, локти максимально отводятся назад);

     - повороты корпусом вправо и влево с вытянутыми в сторону руками (ноги шире плеч, при выполнении упражнения их не отрывают от пола);

     - поднятие груза (гантели), лежа на животе (ноги фиксируются, под живот подкладывают свернутый в виде валика коврик);

     - сгибание и разгибание туловища (упражнение выполняется сидя на полу, колени согнуты, ступни зафиксированы), туловище медленно переводится в горизонтальное положение и быстро возвращается в исходное;

     - поднятие таза, лежа на спине (грудь выгнута, живот втянут, ноги упираются в пол);

     - наклоны корпуса вперед (руки касаются пола).

  

Режим питания учащихся с избыточной массой тела должен отличаться следующими особенностями: калорийность пищи в течение дня распределяется так, чтобы завтрак включал 25-30% калорийности всего суточного рациона, обед – 35-40%, полдник – 10-15%, ужин – 25-20%; частота приема пищи – не менее 4 раз в день и 75-90% всего количества пищи должно приходиться на время до 17-18 часов; после 18 часов употребляются только кисломолочные продукты (кефир, простокваша, ряженка) и овощи, исключая картофель. Ребенка следует приучать есть медленно, тщательно пережевывая пищу. Режим питания: дробный, 5-6 раз в сутки.

         

     При дефиците массы тела у учащихся пища должна быть более калорийной и высокобелковой. Рацион питания должны быть увеличены на 10-15%, а в некоторых случаях – на 20%, и содержать достаточное количество белков, жиров, углеводов. В белковую часть рациона следует включать продукты, содержащие белки животного происхождения (мясо, птицу, рыбу, яйца, творог, сыр, молоко, кефир и др.), т.к. они обладают более высокой усвояемостью, содержат незаменимые аминокислоты, не синтезирующиеся в организме человека, а также продукты, обогащенные недостающими микронутриентами (витаминами и минералами). Животные белки в рационе детей и подростков должны составлять не менее 55-60% от общего количества белков.

     Родителям следует помнить, что экзамены учащихся сопровождаются значительным умственным напряжением и стрессом. Для успешной сдачи экзаменов необходимо особенно строгое соблюдение режима питания учащихся. В суточном рационе питания учащегося обязательно должны присутствовать овощи, фрукты, молочные продукты, мясо, рыба, соки, орехи, сухофрукты, мед, растительное масло. Дополнительное введение фруктов в промежутке между основными приемами пищи и поливитаминные препараты позволят предотвратить возможный дефицит и нарастающие потребности в незаменимых веществах в период повышенной интеллектуальной

     Большое внимание следует уделять соблюдению питьевого режима. Пить при этом рекомендуется обычную воду, отдавая ей предпочтение вместо газированных напитков и фруктовых соков.

Литература

 

1. Базарный, В. Ф. Повышение уровня здоровья школьников за счет построения учебного процесса в режиме «динамических поз» [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева, Э. Я. Оладо, В. А. Гуров // Начальная школа.– 1988.– № 2.

2. Базарный, В. Ф., Уфимцева, Л. П. Влияние занятий в режиме «зрительных горизонтов» на динамику функции зрения у детей [Текст] / В. Ф. Базарный, Л. П. Уфимцева // Гигиена и санитария. – 1991. – №3.

3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М.: Вако, 2007

4. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. - М.: Перспектива, 2011. - 424 c.

5. Хрипкова, А. Г., Колесов, Д. В. Гигиена и здоровье школьников [Текст] / А. Г. Хрипкова, Д. В. Колесов. – М.: Просвещение, 1988. – 216 с.

         

 

Электронные образовательные ресурсы

1.Соколова, О. А. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс] / О. А. Соколова. – Режим доступа: http://www.shkolnymir.info/.

2.Применение в начальной школе здоровьесберегающих технологий на основе ФГОС– Режим доступа: http://shkolabuduschego.ru/shkola/zdorovesberegayushhie-tehnologii-v-nachalnoy-shkole.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: