МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГБОУ ДПО РК «КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Методические рекомендации
Учителям начальных классов и родителям детей младшего школьного возраста
По проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся
Г. Симферополь
2020
Методические рекомендации учителям начальных классов и родителям детей младшего школьного возраста по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся
Автор-составитель:
Подсмашная Н.Е. – методист Центра развития дошкольного и начального образования ГБОУ ДПО РК КРИППО
Предлагаемые методические рекомендации содержат материалы по
предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата,
заболеваний органов зрения, органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройств питания.
|
|
Сборник адресован родителям детей младшего школьного возраста и учителям начальных классов общеобразовательных организаций.
Содержание
Вступление 3
1. Рекомендации по организации физической активности в период дистанционного обучения
1.1. Предупреждение заболеваний органов зрения
1.1.1. Комплекс упражнений гимнастики для глаз для детей 6-10 лет
1.2. Дыхательная гимнастика
1.2.1.Комплекс упражнений дыхательной гимнастики
1.3. Предупреждение заболеваний опорно-двигательного аппарата
1.3.1. ФМ для улучшения мозгового кровообращения
1.3.2.ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1.3.3. ФМ для снятия напряжения с мышц туловища
1.3.4. Комплекс упражнений ФМ для младших школьников на занятиях с элементами письма
1.3.5. Корригирующие упражнения для нормализации осанки детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.3.6. Корригирующие упражнения с гимнастической палкой для нормализации осанки
1.3.7. Корригирующие упражнения с резиновым бинтом для нормализации осанки
1.3.8. Игры - подражания для профилактики нарушений осанки
1.3.9. Упражнения, рекомендуемые учащимся с плоскостопием
1.3.10. Гигиенические правила и рациональный режим нагрузки на нижние конечности для детей с нарушениями формирования свода стопы (осуществляется под контролем родителей)
1.4. Массаж и самомассаж
1.4.1. Самомассаж височной и затылочной области головы и шеи:
1.5. Физкультурные минутки
|
|
1.6. Предупреждение заболеваний органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройств питания
1.6.1. Комплекс упражнений утренней гимнастики для учащихся с избыточной массой тела
Литература
Электронные образовательные ресурсы
Уважаемые коллеги и родители!
Мы сейчас все переживаем неспокойное и не совсем привычное для нас время. Как взрослым, так и детям пришлось столкнуться со многими вещами, которые поменяли наш обычный жизненный уклад. Это и смена привычной жизнедеятельности, иной режим дня, спад физической активности, ограничение в свободе и, что немаловажно, мы все испытываем эмоциональные перемены. В наши дни, когда родители вынуждены находиться дома вместе со своими детьми, возникают много сложностей, вопросов, непониманий. И в этот период важно сохранить здоровье, в том числе и психическое, поддерживать друг друга и организовать свой день так, чтобы он не только не утомлял, но и прошел с пользой и с интересом. И прежде всего для наших детей.
Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации. Даже несмотря на ограниченное пространство дома, существует очень много возможностей для ведения активного образа жизни и занятий физической культурой.
Во время дистанционного обучения обучающимся необходимо поддерживать привычный уровень физической активности, чтобы не допустить замедления обменных процессов в организме и тем самым снижения иммунитета.
Методические рекомендации предназначены для педагогов, родителей и обучающихся в период предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) при проведении следующих профилактических мероприятий:
- профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата;
- профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний органов зрения;
- профилактических мероприятий по предупреждению заболеваний органов пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройств питания.
Рекомендации по организации физической активности в период дистанционного обучения
При дистанционном обучении младших школьников необходимо учитывать требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях: СанПиН 2.4.2.2821-10 (с изм. на 22 мая 2019 года). Продолжительность непрерывного использования в образовательной деятельности технических средств обучения устанавливается согласно таблице 1.
Таблица 1. Продолжительность непрерывного применения
технических средств обучения на уроках
Непрерывная длительность (мин), не более | ||||||
Классы | Просмотр статистических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения | Просмотр телепередач | Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отражённого свечения | Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуре | Прослушивание аудиозаписи | Прослушивание аудиозаписи в наушниках |
1-2 | 10 | 15 | 15 | 20 | 10 | |
3-4 | 15 | 20 | 15 | 20 | 15 |
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором составляет: для учащихся 1-2-х классов - не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов - не более 25 минут.
После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце занятия - физические упражнения для профилактики общего утомления.
|
|
Обучение ребёнка в дистанционной форме требует от родителей учёта некоторых правил и создания особого учебного пространства. Необходимо продумать, где лучше всего расположить рабочее место ученика, что оно должно удовлетворять некоторым важным требованиям:
- рабочий стол с оборудованием должен находиться недалеко от естественного освещения. Лучше, если это будет отдельный стол с прямой столешницей.
- для освещения лучше применять обычные светильники (люминисцентные желательно не использовать). Свет должен падать на клавиатуру сверху.
- во время чатов с учителем должен быть выключен телевизор в комнате, обеспечена тишина и рабочая обстановка.
- старайтесь первое время наблюдать за работой ребёнка на компьютере, процессом обучения в целом и целевым использованием оборудования и Интернета. Обязательно контролируйте время работы ребёнка на компьютере. Перерывы необходимо устраивать через каждые полчаса. Старайтесь снижать зрительную нагрузку ребёнка при работе с компьютером.
- составьте вместе с ребенком план-распорядок дня в период карантина.
- не подгоняйте, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
- не торопите. Умение рассчитать время – Ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
- после дистанционного обучения не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе лучше 1,5 часа поспать для восстановления сил).
- не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерывы, лучше, если они будут подвижными.
- не сравнивайте успехи сына, дочери с успехами их друзей, детей Ваших знакомых. Сравнивайте ребёнка только с ним самим.
Дома, в перерывах между уроками необходимо производить сквозное проветривание.
Необходимо ограничить использование компьютера, планшета, телефона. Находясь дома, нужно отдавать предпочтение активным видам отдыха (посильные занятия спортом, умеренной интенсивности), чередовать пассивный отдых и хобби связанные с активными упражнениями (это могут быть упражнения для снятия утомления с мышц туловища, рекомендованные СанПиН, из выше приведенного списка) из расчета 3-5 минут в час.
|
|
Важно следить за такими параметрами, как настроение и сон. Апатия, раздражительность, бессонница могут быть последствиями гиподинамии, в этих случаях необходимо увеличить объем посильной физической нагрузки и отказаться от использования электронных устройств, не менее чем за 2 часа до сна.