Республика(509—27 года до н. э.)

3 слайд Типы вилл Республиканского периода

Римское общество было в основе своей обществом землевладельцев, которые значительную часть доходов получали от эксплуатации своих поместий. Центром поместья (фундуса), в котором сосредоточивались управление хозяйством, обработка сельскохозяйственной продукции и ее хранение, была вилла. Рациональной организации хозяйства и целесообразному устройству виллы римляне придавали огромное значение как основе своего благосостояния.

Об этом свидетельствуют трактаты Катона (234—149 гг. до н.э.), Варрона (116—27 гг. до н.э.), письма Цицерона и другие источники. В них  даны  рекомендации наиболее правильного устройства виллы и ее отдельных частей и наилучших условий ее местоположения.

4 слайд Древнейшие виллы римлян нам неизвестны. Самые ранние из дошедших восходят к III в. до н.э. Несомненно, однако, что в начале республиканского периода, когда Римское государство занимало еще небольшую территорию, земельные наделы были невелики, а виллы, по-видимому, представляли собой группу мелких помещений вокруг хозяйственного двора. По мере завоевания Италии размеры земельных наделов увеличились, что постепенно привело к образованию латифундий — крупных поместий римской аристократии.

5 слайд Сельская вилла

 В период ранней республики наиболее распространенной была сельская вилла — вилла рустика. Она являлась самостоятельной экономической единицей, которая обычно обеспечивала себя многим из необходимого. В III в. до н.э., когда опасность военного нападения еще существовала, сельские виллы укреплялись стенами с башнями. Центром сельской виллы был хозяйственный двор, вокруг которого группировались кладовые, погреба, хлевы для скота, мастерские, винодельня, баня, пекарня, жилища рабов и домик управляющего виллой (вилика) у ворот. Жилище владельца было скромным и обычно не выделялось в отдельный корпус, так как сельская вилла была прежде всего местом управления имением, которым руководил хозяин (доминус) или в его отсутствие вилик.

Для римской аристократии был характерен деятельный интерес к сельскому хозяйству, стремление и умение извлекать из него максимальную выгоду. Отсюда постоянная связь между виллой и городским домом, наличие даже в самых богатых городских домах таберн, при посредству которых реализовалась продукция виллы.

6 слайд Загородная вилла

Тяготение к природе всегда было присуще римлянам и побуждало их делать внутри городского дома садик, бассейн, источник в нимфее, а стены дома расписывать изображениями пейзажей.. Все это способствовало возникновению типа загородной виллы, которую возводили среди красивого пейзажа, у озера или на морском берегу. Вилла этого типа предназначалась для отдыха от бурной  общественной жизни в городе и от тягот и хлопот жизни в деревне.

На развитие загородной виллы большое влияние оказали формы эллинистического жилища, а также сильно возросшие к концу II — началу I в. до н.э. потребности в комфорте. Именно загородная вилла с ее свободным расположением в пространстве дала возможность создать во всех отношениях комфортабельное жилище.

Для постройки виллы выбирали преимущественно высокое место на южном склоне холма, богатого ручьями. Площадка основания виллы выравнивалась, укреплялась и расширялась искусственными террасами на сводчатых субструкциях.

7 слайд Основу виллы составлял жилой дом, в котором повторялось в основных чертах устройство домуса, но свободно варьировалась принятая там последовательность помещений. Комнаты здесь были гораздо просторнее и многочисленнее, чем в городском доме. Спальни, библиотеки и кабинеты были удалены от шумной части жилища. Богатая вилла содержала целый комплекс помещений, необходимых для поддержания здоровья: термы, плавательный бассейн, солярий, иногда гимнасий, крытые аллеи для прогулок и обрамленный деревьями и подстриженным кустарником стадий, также служивший местом прогулок.

Среди тенистых платанов, миртов и лавров размещались триклинии, нимфеи, экседры, перголы, увитые виноградом, бассейн для разведения рыб, широкие мраморные скамьи, статуи, фонтаны и бельведеры.

Характерным для загородной виллы было взаимопроникновение архитектуры и природы. С одной стороны, правильная разбивка сада, очертания клумб и узоры насаждений, направление аллей и дорожек и расположение малых архитектурных форм — все подчинялось общему замыслу виллы вплоть до форм подстриженных кустарников, которым придавали вид геометрических тел и фигур животных. С другой стороны, вилла была раскрыта и ориентирована на природу своими террасами, перистилями, бельведерами, пейзаж возникал в просветах окон и портиков. Во всем этом обнаруживается присущая римлянам склонность к «сценическим» многоплановым построениям, к устройству наиболее выгодных точек зрения на пейзаж, стремление приспособить окружающую природу к собственному вкусу, которое проявилось в создании иллюзорного пейзажа и пространственно-перспективных эффектов внутри дома.

8 слайд  По своему архитектурному решению загородные виллы, особенно в I в. до н.э., сильно отличались друг от друга и почти не поддаются классификации. Слишком многое в их облике определялось индивидуальными вкусами владельцев, их материальным положением и конкретными условиями местности. Однако в условиях Кампании часто употреблялся тип П-образной в плане виллы. В такой вилле от основного здания под прямым углом выступали вперед продолжения его криптопортика — сводчатого подземного (в террасной вилле) или наземного коридора.

9 слайд Смешанный тип

К концу республики наряду с сельской и загородной виллой утвердился смешанный тип виллы, который позволял владельцу пользоваться привычным городским комфортом, не удаляясь от хозяйственных дел. Этот тип виллы состоял из трех частей — просторного, удобного и нарядного господского дома на возвышенной части участка, производственного двора с мастерскими, пекарней, стойлами и хлевами и из группы складских помещений для хранения продукции.

 

Вилла Мистерий

10 слайд Самая ранняя из сохранившихся городских вилл  восходит к III в. до н.э.  Это вилла Мистерий близ Помпей, известная замечательными росписями середины I в. до н.э. со сценами мистериального культа. Обращенная главным фасадом к Неаполитанскому заливу, вилла Мистерий была выстроена на пологом склоне холма, частично на почти квадратной террасе, которую поддерживали арочные субструкции и под которой проходил сводчатый криптопортик.

11 слайд Вначале она имела более скромный вид и по своей планировке напоминала городской дом, предназначенный для семьи знатного патриция. Несмотря на то, что здание несколько раз перестраивалось, оно сохранило свое четкое осевое построение. Во II веке до н. э. была расширена восточная часть виллы, где появились: перистиль с колоннадой, баня с маленьким атриумом, дворик, окруженный хозяйственными постройками, винодельня. В середине I века до н. э. преобразилась западная, парадная, часть виллы. В центре главного фасада была сооружена полукруглая экседра, завершившая собой таблинум. Два крыла по сторонам выдвинутой вперед экседры были украшены лоджиями с широкими окнами. Боковые фасады, выходящие на террасу, были обнесены колонными портиками, а перед баней и кухней поднялись колонны так называемого Южного портика. В этот период стены парадных и жилых комнат были расписаны, после чего здание уже окончательно приняло вид аристократической загородной виллы. Однако большую часть своего декора вилла потеряла при перестройке здания в сельскохозяйственную ферму после землетрясения 62 года. Эту разрушительную деятельность новых владельцев виллы остановило извержение Везувия, которое, как это ни парадоксально, и сохранило для человечества один из ценнейших памятников античного искусства.

12 слайд Впервые вилла была частично раскопана в 1909-1910 годах. Окончательно открыта и восстановлена в 1929-1930 годах. В углу перистиля была найдена мраморная статуя жены Августа-Ливии. Культ Ливии, которая почиталась как богиня Благочестия, был широко распространен в Помпеях. Ливия представлена в спокойной величавой позе. Ее лицо обрамляет накинутый на голову плащ. Лицо Ливии портретно: простая прическа, маленький рот, нос с горбинкой. И в то же время этот портрет идеализирован,сглажены реальные черты.

13 слайд Стенные росписи, частично сохранившиеся до наших дней, - главное сокровище виллы Мистерий. Это египетские мотивы в таблинуме, архитектурные композиции, сцены на дионисийские темы. Зал Дионисийских мистерий, давший название вилле, находится в юго-западном углу здания.. Как предполагают исследователи, на стенах зала показан ритуал посвящения в таинства дионисийских мистерий. Дионисийский культ, распространенный в Кампании и Этрурии, был запрещен в Риме специальным указом сената. Техника кампанской живописи нам полностью не известна, но некоторые сведения о ней мы можем почерпнуть в трудах Плиния Старшего и Витрувия. Вероятно, художники комбинировали известные в те времена живописные техники - энкаустику и темперу.

Виллы Боскореале

14 слайд  Сильнее отличаются от городского дома виллы в Боскореале. По неполностью дошедшим до нас планам видно, что второстепенные корпуса в них постепенно отрываются от главного и контур дома теряет свою компактность. Такова вилла Фанния Синистора, равно знаменитая как монументальными росписями, так и найденным в ней полным набором сельскохозяйственного инвентаря. Вилла имеет два перистиля, но лишена атрия. Одновременно с нею строились, однако, и виллы с атриями, причем в их композиции атрий решался свободнее, чем в городском доме.

Вилла Азеллия в Боскореале  принадлежала местному оскскому роду, являясь одновременно и производственной усадьбой и местом отдыха. Вместо перистиля мы видим в ней двор, окруженный колоннами с трех, а не с четырех сторон. Два проезда, один против другого, отделяют жилые помещения хозяина от остальных. Сельские дома этого типа, дошедшие до нас от II века до н. э. — I века н. э., в схеме плана напоминают атриумный дом.

15 слайд В двух уровнях располагалась вилла Диомеда близ Помпей, возникшая в конце республики на возвышенности неправильной формы. Треугольный участок перед домом вместил термы, кухню и дворик. Дом с коринфским атрием стоял на краю откоса. Позже перед ним на том же уровне был сооружен обращенный к морю триклиний на искусственной террасе. Сад с плавательным бассейном и перголой по оси виллы находился на нижней террасе и был огражден спереди криптопортиком, а с боков — стенами с портиками на столбах. По верху ограды на уровне дома был обход, подводивший к двум смотровым площадкам над углами криптопортика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: