Вилла Папирусов Геркуланум (окрестности) I в. до н.э

16 слайд     Интересна вилла Папирусов около Геркуланума. Роскошная древнеримская загородная вилла, раскинувшаяся на площади 2790 м² и удалённая от Геркуланума на расстояние нескольких сотен метров. Погребённая под слоем пепла вместе с Помпеями и Геркуланумом при извержении Везувия в 79 году, она была открыта в конце 1740-х годов. Под руководством швейцарского инженера Карла Вебера она исследовалась на протяжении шести лет путём пробивания коридоров в породе.

О втором и полном открытии виллы Папирусов, которая хранит в себе еще много неразгаданных тайн, мечтают выдающиеся археологи Италии и других стран. Можно только вообразить, какие шедевры античного искусства ждут исследователей в комнатах семейной половины дома, которую не успели раскопать в XVIII веке.

17 слайд По своему масштабу вилла Папирусов намного превышает размеры других кампанских вилл. Длина ее главного фасада около 250 м. По стилю росписей и другим данным можно заключить, что вилла была заложена во II веке до н. э., а затем много раз перестраивалась и меняла свой декор. Ко II веку до н. э. относится малый перистиль, самая древняя часть. Стены главного, большого перистиля относят к I веку до н. э. Большинство парадных комнат создавались в начале империи - возможно, во времена правления Нерона и Флавиев. Главный перистиль по своим размерам и великолепию убранства не имел себе равных. Он занимает прямоугольник со сторонами 100X38 м. В центре перистиля находится узкая писцина (бассейн) длиной более 60 м. В ней, как в зеркале, отражались пышная зелень, фонтаны, колонны и статуи изящного портика, окаймляющего перистиль. С одной стороны портика расположены парадные апартаменты: атриум, малый перистиль, библиотека и другие помещения.

18 слайд С другой, противоположной стороны к большому перистилю примыкает длинная терраса, которая заканчивается круглой башней со смотровой площадкой - бельведером, имеющим форму ротонды. Статуи, стоявшие между колоннами портика на постаментах из цветного мрамора, представляли собой римские копии с шедевров греческой и эллинистической пластики. В перистиле найдено шестьдесят бронзовых скульптур, составляющих теперь гордость неаполитанского музея. Среди них - такие известные, как "Геркуланские танцовщицы" (первая половина V в. до н. э.), "Отдыхающий Гермес", восходящий к кругу Лисиппа (вторая половина IV в. до н. э.), "Пьяный фавн", "Спящий сатир", "Борцы", скульптурные портреты Сципиона, Селевка Никатора, псевдо-Сенеки, Береники и Сапфо (эпоха эллинизма). В той же вилле найдены статуи животных, исполненные с превосходным знанием натуры. В наши дни многие произведения из этого великолепного собрания являются единственными римскими копиями с исчезнувших греческих оригиналов. На территории виллы было установлено множество бюстов античных литераторов и государственных деятелей — полководца Сципиона Африканского, писателя Аристофана, царя Спарты Архидама III, поэтов Паниассиса и Фесписа, оратора Демосфена, философа Эпикура и многих других.

19 слайд   Вилла Папирусов обладала еще одним редчайшим сокровищем - коллекцией папирусов, которой она обязана своим названием. Эта небольшая, но прекрасно подобранная библиотека была найдена еще в XVIII веке. Свитки папирусов, заботливо уложенные на деревянных полках маленькой комнаты, содержат литературные и философские творения прославленных античных авторов. Среди них - почти все труды знаменитого греческого философа Филодема. Это дает нам право сделать некоторые предположения относительно владельца библиотеки, а следовательно, и самой виллы. В одном из своих писем Цицерон сообщает, что Филодему покровительствовал и старательно собирал его книги Луций Кальпурний Пизон. Вполне вероятно, что именно Пизон, патриций, происходивший из древнего рода, отец жены Юлия Цезаря, являлся первым владельцем виллы Папирусов, по своему богатству не уступавшей резиденциям римских императоров. О широкой  образованности и тонком вкусе Пизона можно судить по собранной им уникальной коллекции. От раскаленного пепла, поглотившего виллу, свитки папирусов почернели, обуглились, но не сгорели полностью. Искатели сокровищ в XVIII веке поначалу приняли их за брикеты угля. Многие свитки при неосторожном развертывании превратились в пыль. Весьма затруднительным было чтение поблекших текстов. Ценой огромных усилий ученым XVIII века удалось восстановить фрагмент из трактата Филодема о музыке. Работа по реставрации и расшифровке свитков из библиотеки Пизона продолжается и в наши дни. У современных исследователей накопился богатый опыт и мастерство в обращении с хрупкими материалами, какими являются папирусы, содержащие трактаты Филодема.

20 слайд Вилла Гетти  По плану, вычерченному Вебером в  1974 году американский предприниматель Пол Гетти построил в Малибу копию Виллы папирусов, которая входит в комплекс основанного им музея. Хотя она и не является точной копией — так как оригинальная вилла раскопана только частично, недостающие фрагменты здания были возведены по мотивам античных построек других уничтоженных извержением городов, — всё же благодаря ей можно получить некоторое представление о том, как выглядела вилла Папирусов во времена процветания Геркуланума.

Императорский период

21 слайд В императорский период продолжают существовать и развиваться ранее установившиеся в Италии типы вилл. Богатейший опыт, накопленный римской архитектурой в этой области, находит теоретическое обобщение в трактатах, записях и письмах античных авторов. Из них самым капитальным трудом был трактат Колумелы «О сельском хозяйстве» (I в. н.э.), содержащий ценные практические советы о наиболее правильном устройстве виллы и всех ее частей.

Наиболее распространенным среди вилл Италии I—II в. н.э. стал смешанный тип (villa urbano-rustica), так как он давал возможность владельцу сочетать труд с отдыхом и развлечениями. Распространение калориферного отопления, позволившее расширить число зимних помещений, сделало удобным пребывание на вилле круглый год. Наряду с виллами, представлявшими собой единый объем или группу примыкающих друг к другу построек, существовали виллы, в которых не только дом владельца, но и различные хозяйственные и производственные помещения строились в виде отдельных, отстоящих друг от друга зданий, размещенных в соответствии с рельефом участка.

  22 слайд Вилла в Сирмионе (Северная Италия, конец I — начало II в. н.э.) представляла собой целостный архитектурный объем, прямоугольный в плане (его длина 159 м), с большим перистилем в центре и двумя выступающими корпусами по продольной оси (рис. 188). Южный (на плане вверху) выступ с террасой и бельведером был обращен к озеру. Служебные помещения нижнего этажа были заглублены в землю. Вдоль коротких; сторон здания располагались жилые комнаты и писцина, а вдоль длинных — криптопортики и коридоры. Вилла имела ступенчатый силуэт, так как ее верхние этажи несколько отступали от края, образуя террасы с портиками и экседрами.

23 слайд В противоположность компактному и высотному объему этой виллы, вилла Русси близ Равенны (начала империи)  представляла собой протяженную систему зданий и дворов, заключенных в квадратную ограду со стороной 150 м. Город Русси расположен в 17 км от Равенны. В 1938 году в нем были обнаружены остатки римской виллы. Помог счастливый случай: при добыче глины был вырыт огромный ров глубиной в 8 метров. Работники оказались честными и сообщили о наличии остатков старинного сооружения.

 Вилла, не имеющая четко выраженной осевой композиции, раскрыта еще не полностью. Северную ее часть занимала резиденция владельца, состоявшая из покрытых росписями залов с мозаичными полами вокруг двух перистильных дворов. Центральный зал между перистилями был двухэтажным. С востока к парадной части виллы примыкал производственный двор, а с юга — большой сарай с колодцем и водоемом для скота. В южном углу участка высилась цистерна, сообщавшаяся с термами. На вилле найдены также остатки кузницы и керамической мастерской.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: