double arrow

Уступки: несмотря на что?

В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. (К. Паустовский.)

В начале предложения могут стоять обстоятельства места и времени, если они устанавливают для всего сообщения пространственные и временные рамки: В степи за хутором стыла прозрачная тишина. (М. Шолохов.)

Обычно обстоятельства относятся к сказуемому, реже — к другим членам предложения: Вовремя прочитанная книга — огромная удача. (П. Павленко.) Вставая на рассвете, она спускалась в кухню. (М. Горький.)

Обстоятельственные значения могут быть выражены как в простом, так и в сложном предложении. При этом образуются синтаксические синонимы. Сравните выражение времени и причины средствами простого и сложного предложений: 1) Я проснулся на рассвете. — Я проснулся, когда рассветало. 2) Я устал от жары. — Я устал, потому что было жарко.

Обстоятельства сравнения с союзами как, словно, будто, как будто называются сравнительными оборотами: Грач по нивам ходит важно, словно сельский агроном. (М. Исаковский.) К. Паустовский подчёркивал: «Сравнение вносит иногда удивительную ясность в самые сложные вещи».

Сравнительные и деепричастные обороты, а также обстоятельства уступки с предлогом несмотря на выделяются запятыми: И берёзы стоят, как большие свечки. (С. Есенин.) Любка проснулась чуть свет и, весело напевая, стала собираться в дорогу. (А. Фадеев.) На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи. (В. Короленко.)

Инфинитив может выполнять роль всех членов предложения:

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В. Маяковский.)

2) Обломов стал читать вслух. (И. Гончаров.) Грустно нам слушать осеннюю вьюгу. (Н. Некрасов.) Не нагнать тебе бешеной тройки! (Н. Некрасов.)

3) Не раз поднималось в её душе непреодолимое желание высказать всё без утайки. (И. Тургенев.)

4) Леса учат человека понимать прекрасное. (А. Чехов.)

5) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М. Исаковский.)

Инфинитивное обстоятельство цели относится к глагольному сказуемому, обозначающему движение. В некоторых случаях такой инфинитив можно заменить существительным: На юг я приехал работать над книгой. — На юг я приехал для работы над книгой. (К. Паустовский.)

Инфинитив, входящий в состав сказуемого, обозначает действие лица, названного подлежащим (Я хочу петь), а инфинитив-дополнение обозначает действие другого лица, названного дополнением (Я прошу Марину спеть) или вообще не названного (Он предложил послушать пение).

Второстепенные члены предложения поясняют, уточняют, дополняют, распространяют как главные, так и второстепенные члены; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь.

1.Перейдите по ссылке и ознакомьтесь с теоретическим материалом:

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/8-klass/dvusostavnye-predlozheniia-14609/vtorostepennye-chleny-predlozheniia-13928.

2. Просмотрите видеоуроки: А) «Различение второстепенных членов предложения», Б) «Роль второстепенных членов предложения:

А)https://videouroki.net/video/59-trudnosti-russkogo-yazyka-razlichenie-vtorostepennyh-chlenov-predlozheniya.html.

Б) https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2234421933147950076&text=%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8B%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%2010%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81&path=wizard&parent-reqid=1587900770425796-767827719907510507000293-production-app-host-man-web-yp-344&redircnt=1587900775.1

Практическое задание:

Упражнение 1. Спишите, подчеркните второстепенные члены предложения.

1) Я сидел в шалаше на берегу озера. 2) Я жил на берегу моря и ловил рыбу. 3) Скоро подъехали гости и наша собака громко залаяла. 4) Люди шли по улице и не замечали сильного ветра. 5) Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый лесок. 6) Целое лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щёчки, спинки и животики. 7) В первый день щенок утащил у хозяина сапог и отъел кусок голенища. 8) Хозяин бить щенка не стал, а купил ему мячик. 9) Ветер дует без устали и далеко разносит созревшие семена деревьев и трав.


Упражнение №2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите в тексте второстепенные члены предложения, подчеркните их.

С ветки на ветку перел..тает шустрая птич(?)ка. Спина у неё белая, грудка ж..лтая, на г..лове чёрная шапочка. Это синица. Она прил..тела за жуч(?)ками. Большой вред наносят они садам. Одни грызут листья на фруктовых д..ревьях, другие портят плоды. Вот этих вр..дителей ловит синица.

 

Упражнение №3. Подчеркните обстоятельства в предложениях, определите вид обстоятельства.

1)Птицы пели в лесу. 2) На улице ударил мороз. 3) Зимой я ездил в деревню. 4) Летом мы отдыхали на курорте. 5) Кони громко заржали. 6) Петя быстро вскочил. 7) Красное солнце закатилось за горизонт. 8) В соседнем саду росли красивые цветы. 9) Ручей за нашими огородами шумит звонко. 10) В синее небо медленно поднялись воздушные шары.11) Во время поездки в Москву мы побывали в музеях и на выставках.

 

Примечание: теоретический материал представлен также и в учебнике

Автор: В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко 10-11 класс. Если файл не открывается, попробуйте скачать самостоятельно данный учебник.

 

Сфотографируйте свои работы и отправьте на электронную почту с указанием группы, фамилии, имени: zarema.ignatova.20@mail.ru

Убедительная просьба, если есть возможность, выполните задания в электронном виде, например, в программе Word!

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: