Во введении проведено обоснование актуальности диссертационного исследования, сформулированы цели и задачи, раскрыта научная и практическая значимость работы.
В первой главе «Научная и практическая база исследования временных зданий и сооружении» исследована ретроспектива развития строительства зданий железнодорожных вокзалов.
Анализ исторического опыта проведен в хронологических границах XIX-XXI веков, когда развитие железнодорожного транспорта имело высокий уровень. Строительство железнодорожных вокзалов трудоемкий и сложный технологический процесс. В то время как создавались первые предпосылки к развитию железнодорожного транспорта, развитие технологий строительства, которые могли оптимизировать временные затраты и затраты человеческого труда, только набиралти обороты (рис. 1).
Анализируя исторический опыт можно выявить следующие тенденции, определяющие объемы строительства железнодорожных вокзалов.
Начиная с XIX века, когда железнодорожное сообщение набирало обороты, под влиянием технического прогресса и современных, на тот момент, потребностей общества, процент вновь возведенных зданий железнодорожных вокзалов в крупных городах был очень высоким, с учетом их социално-экономической активности. В пригородах и не очень крупных городах часть зданий приспосабливались под функции железнодорожных станций, так как пассажиропоток был не велик, а здания не нуждались в сложной функционально планировочном решении.
В XX веке прослеживается тенденция увеличения объемов строительства зданий железнодорожных вокзалов, но в то же время увеличивается процент зданий нуждающихся в реконструкции, престройке и модернизации, под влиянием различных факторов: увеличение пассажиропотока, увеличение грузоперевозок, расширение и увелиение дорожного полотна и др (рис. 1)
По истечению двух веков здания железнодорожных вокзалов превратились в железнодорожные вокзальные комплексы, с рсширенным составом включенных в них функций. Функциональное наполнение вокзалов распостраняется от непосредственно транспортных функций до торговли, временного проживания и общественного питания.
XXI век является важной вехой в осознании основных проблем связанных с функионально-планировочной организацией железнодорожный вокзальных комплексов. Процентное соотношение нового строительства и реконструкции уже постороенных зданий почти сравнялось (рис. 1). В настоящее время вокзал - это крупные градообразующие объекты.
Современные здания вокзалов имеют достаточно сложную объемно- и функционально-планировочную структуру. Сегодня уровень грузо- и
пассажиропотока достиг очень высоких отметок, так самые крупные железнодорожные вокзалы Европы обслуживают от 100 до 200 млн/чел в год. По данным информационных изданий в 2018 году пассажиропоток Токийского вокзала Shinjuku составил 1 260 000 000 чел/год, Центральный вокзал Нью-Йорка принял 273 750 000 чел/год, Garde du nord в Париже – 206 700 000 чел/год, Ярославский вокзал в Москве 78 876 780 чел/год.
Рисунок 1 – Соотношение объемов нового строительства и реконструкции железнодорожных вокзалов XIX-XXI вв.
Такой пассажиропоток требует усовершенствования уже существующих вокзалов за счет расширения площадей, создания дополнительных конструктивных уровней и несомненно строительства новых современных и технологичных объектов вокзального комплекса, отвечающих требованиям безопасности, надежности и комфортности.
Технологические изменения в развитии транспортных систем, и в частности появление скоростного рельсового транспорта сыграло ключевую роль в переработке архитектурных решений. Новые транспортные системы в Европе и Азии потребовали строительства высокоскоростных железнодорожных линий, новых транспортных терминалов, реконструкции и модернизации сложившихся железнодорожных комплексов. Современные железнодорожные вокзалные комплексы мыслятся, как многофункциональные центры, центры сосредоточения различных видов транспорта.
Расматривая современный опыт проектирования и строительства зданий железнодорожных вокзалов, можно выделить два типа построек: новое строительство и реконструируемые здания вокзалов. Реконструкции чаще всего подвержены исторические здания в крупных городах, имеющие историческую и культурную значимость, площадь и функциональная составляющая которыхне выполняет тех задач, которые возгникют в совремнном мире.
В каждом проекте реконструкция была направлена на увеличение транспортных узлов (организация дополнительных транспортных потоков, городского транспорта, организации подземных путей сообщения и т.д.), на модернизацию функционального пространства для пассажиров (зоны ожидания, площади для организации временного проживания людей, общественное питание и.т.д.), модернизацию и благоустройство привокзальных территорий.
Необходимость подобной модернизации и совершенствование зданий железнодорожных вокзалов и привокзальных территорий отмечается каждые 50-60 лет.
Современный отечественный опыт проектирования и строительства железнодорожных вокзалов базируется на зарубежном опыте, в частности европейском. Здания железнодорожных вокзалов, так же подвержены модернизации. В каждом проекте реконструкция была направлена на увеличение транспортных узлов (организация дополнительных транспортных потоков, городского транспорта и т.д.), ноданный аспект подвержен модернизации в меньшей степни в связи с достаточно низким уровнем внедрения новых технологий в области железнодорожного транспорта (отсутствие скоростных железных дорог, тип поездов и т.д.), модернизацию и благоустройство привокзальных территорий, в большей степени на модернизацию функционального пространства для пассажиров (зоны ожидания, площади для организации временного проживания людей, общественное питание и.т.д.)
Необходимость подобной модернизации и совершенствование зданий железнодорожных вокзалов и привокзальных территорий отмечается каждые 60-70 лет.