Выводы по первой главе

Анализ опыта проектирования и строительства железнодорожных вокзалов определяет взаимосвязь архитектуры истори. развития транспортных технологий и общие исторические и социально-экономические тенденции формирования и развития крупных городов. В результате исследования было выявлено следующее:

1. Исследование архитектуры железнодорожных вокзалов разных периодов позволило выявить общие тенденции их исторического развития и основные факторы, которые влияют на необходимость реконструкции и модернизации. Значительное влияние оказывают технологические факторы — технический прогресс в области транспорта, градостроительные факторы — рост численности населения городов и развитие их планировочной структуры, социально-экономические факторы проявляются в части добавления комплексам железнодорожных вокзалов общегородских функций и формирование многофункциональных структур — общественно-транспортных комплексов.

2. Анализ исторического развития железнодорожных вокзальных комплексов показал, что здания вокзалов, с учетом влияния социально-экономических и технологичнеских факторов требуют модернизации в среднем каждые 50-60 лет. Такое быстрое устаревание объясняется большой функциональной нагрузкой на здание, быстрым ростом городов и прогрессом транспортных технологий. Процент реконструируемых зданий и зданий подвергнутых модернизации увеличивается с периода первых построек (XIX в) к современности.

3. Выявлены предпосылки модернизации и усовершенствовании зданий железнодорожных вокзалов в части функционально-планировочного решения (определяемые несоответствием норм по вместимости и набору функциональных блоков), которое повлечет за собой разработку конструктивных решений.

 

Во второй главе «Практическая база исследования объектов железнодорожных вокзалов». Приведены основные классификации, на основании которых можно определить взаимосвязь архитектурно-планировочных и конструктивных решений.

Наиболее сложная классификация вокзалов - в зависимости от компоновки пассажирского здания относительно железнодорожных путей, или по планировочному признаку. Именно эта классификация будет основной при рассмотрении вариантов модернизации зданий вокзалов. В зависимости от компоновки здания относительно путей все железнодорожные вокзалы можно разделить на несколько основных типов: тупиковые; проходные; смешанные или комбинированные (тупиково-проходные).

 

Рисунок 2 – Классификация железнодорожных вокзалов в зависимости от компоновки пассажирского здания относительно железнодорожных путей

В разные исторические периоды получали развитие различные планировочные типы вокзалов. Планировочные решения вокзалов реагировали на изменяющиеся социальные, экономические, технологические и градостроительные условия. Внешние факторы приводили к возникновению новых типов в планировочном отношении больше отвечавших требованиям времени. Так в начальный период развития вокзалов широкое применение получает тупиковый, островной типы, в дальнейшем при увеличении пропускной способности и длины составов признанные устаревшими и неудобными в планировочном отношении. В период начала XX века применяется все многообразие планировочных типов - и в этот период происходит наиболее бурное развитие вокзалов. В настоящее время выявились типы наиболее эффективные с точки зрения планировочной организации. Особое развитие в настоящее время получает узловой тип вокзалов, так как встает проблема формирования крупных транспортных узлов. Часто такие узлы включают в себя несколько видов транспортных систем, т.е. возникает проблема эффективного совмещения и обмена между различными системами (комбинированный тип вокзала). С точки зрения своей объемно-планировочной композиции современные вокзальные комплексы очень разнообразны, на это сильно влияет их расположение. Так если комплекс размещается на периферии города он может представлять собой легкий павильон с перетекающим пространством внутри, то в центрах городов они, развиваясь по пути создания многофункциональных структур, становятся сложным конгломератом разных объемов. При этом с точки зрения расположения пассажирских помещений относительно перрона и функционирования станции эти вокзалы могут и не отличаться друга.

Решая задачи модернизации зданий вокзалов, с целью повышения функциональности и экономической эффективности, необходимо сопоставить первоначальное планировочное ядро железнодорожного вокзала и новые планировочные элементы, появляющиеся в результате модернизации.

Функционально-планировочные приемы определяют конструктивные решения. Подходы к модернизации могут сильно отличатся в зависимости от отношения к исходному планировочному ядру здания вокзала. Собственно первичным элементом комплекса является вокзал, который в ходе модернизации может дополняться различными объемно-планировочными элементами. В зависимости от отношения к первоначальной планировке можно выявить следующие направления архитектурно-конструктивной модернизации: обособленное размещение элементов функциональной схемы вокзального комплекса; в структуре существующего здания вокзала. Относительно конструктивных решений в структуре существующего здания вокзала можно выделить следующие приемы: прием конструктивной адаптации, прием трансформации, прием растущей структуры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: