2-4 года | 5-7 лет | ||
Формирование навыков | |||
Развитие орудийных действий. Орудийные действия - это действия, в которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы. | Ребенок становится независимым в том случае, если он владеет необходимым объемом трудовых умений и навыков. У детей пяти-семи лет не только сформирован определённый трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения. | ||
Постановка цели | |||
На начальной стадии становления этого компонента дошкольники не умеют ставить цель. Ставит цель взрослый в совместной с ребенком деятельности. | Дошкольники способны самостоятельно поставить цель труда. | ||
Мотивы деятельности | |||
На ранних ступенях побудителем трудовой деятельности выступает интерес к внешней стороне труда (необычность действия, привлекательное оборудование, желание действовать, как взрослый). | Заметное место начинают занимать социально значимые мотивы в простейшей форме (порадовать близкого человека, стремление сделать ему что-то полезное). | ||
Планирование
| |||
Все этапы планирования (организация работы, исполнение, контроль и оценка) осуществляются взрослыми в совместной Деятельности с ребёнком. | Важным достижением старшего дошкольника является его способность самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда. | ||
Отношение к результату | |||
Дети двух-четырех лет не могут увидеть и оценить результат своих действий. Они увлекаются самим процессом. Не завершают начатое дело до конца. | Главным компонентом трудовой деятельности является результат. Он становится значимым только на этапе старшего дошкольного возраста. Дети пяти-семи лет уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому предназначен её результат. | ||
Самостоятельность | |||
К пяти годам жизни дети действуют целенаправленно в отличие от младших дошкольников. В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер. | Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику - творческий характер. Ребёнок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах. Ребёнок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда). |
Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятельности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детского труда от труда взрослого человека.
Специфика детского труда заключается в следующем
- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценностей; в детском труде нет результата;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязательный характер;
|
|
- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный характер: они могут повторяться многократно, не преследуя определенной задачи;
- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);
- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;
- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобразием. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Условия воспитания дошкольника в труде.
Какие условия необходимо создать воспитателю для обеспечения эффективности трудового воспитания дошкольников?
Раскройте содержание данного условия.
Одно из условий:
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии
совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в
беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о
требованиях "Программы воспитания в детском саду" к трудовому
воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в
дошкольном учреждении.
Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.
Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с
детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и
продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех
же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении.
Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию,
не делать за него то, что он должен и может сделать сам.