Цель – мотив – процесс – оборудование - результат

2-4 года 5-7 лет

Формирование навыков

Развитие орудийных действий. Орудийные действия - это действия, в которых один предмет-орудие употребляется для воздействия на другие предметы. Ребенок становится независимым в том случае, если он владеет необходимым объемом трудовых умений и навыков. У детей пяти-семи лет не только сформирован определённый трудовой опыт, но и развиваются обобщенные трудовые умения.

Постановка цели

На начальной стадии становления этого компонента дошкольники не умеют ставить цель. Ставит цель взрослый в совместной с ребенком деятельности. Дошкольники способны самостоятельно поставить цель труда.

Мотивы деятельности

На ранних ступенях побудителем трудовой деятельности выступает интерес к внешней стороне труда (необычность действия, привлекательное оборудование, желание действовать, как взрослый). Заметное место начинают занимать социально значимые мотивы в простейшей форме (порадовать близкого человека, стремление сделать ему что-то полезное).

Планирование

Все этапы планирования (организация работы, исполнение, контроль и оценка) осуществляются взрослыми в совместной Деятельности с ребёнком. Важным достижением старшего дошкольника является его способность самостоятельно планировать свою деятельность в доступных видах труда.

Отношение к результату

Дети двух-четырех лет не могут увидеть и оценить результат своих действий. Они увлекаются самим процессом. Не завершают начатое дело до конца. Главным компонентом трудовой деятельности является результат. Он становится значимым только на этапе старшего дошкольного возраста. Дети пяти-семи лет уже до начала работы интересуются тем, зачем нужна работа, кому предназначен её результат.

Самостоятельность

К пяти годам жизни дети действуют целенаправленно в отличие от младших дошкольников. В процессе привлечения к труду дети пятого года жизни проявляют большую самостоятельность, хотя она имеет исполнительский характер. Самостоятельность приобретает новую качественную характеристику - творческий характер. Ребёнок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество и инициативу в процессе труда в доступных его видах. Ребёнок становится субъектом трудовой деятельности (овладевает позицией субъекта труда).

Дошкольная педагогика подчеркивает своеобразие трудовой деятель­ности дошкольников, поскольку существуют некоторые отличия детско­го труда от труда взрослого человека.

 

Специфика детского труда заклю­чается в следующем


- ребенок не создает в своем труде общественно значимых материаль­ных ценностей; в детском труде нет результата;
- труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в позна­нии собственных возможностей;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста тесно связана с игрой. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру и наоборот. В процессе игры ребенок часто отражает трудовую дея­тельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд детей дошкольного возраста носит ситуативный и необязатель­ный характер;

- особенностью детского труда является и то, что эта деятельность на­ходится в стадии развития и обязательно предполагает участие и по­мощь взрослого;

- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т.к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;

- действия ребенка носят не целенаправленный, а процессуальный ха­рактер: они могут повторяться многократно, не преследуя определен­ной задачи;

- своеобразны и мотивы труда дошкольников (стремление получить от взрослого положительную оценку своих действий, самоутвердиться, вступить в общение со взрослым, общественно значимые мотивы);

- дети не могут осуществлять самостоятельно процесс планирования трудовой деятельности, часто планируют лишь процесс исполнения, «забывая» об организации труда;

- детей увлекает сам процесс деятельности, но не результат труда;

- результаты труда дошкольников также отличаются своим своеобрази­ем. Для ребенка он имеет не материальный, а моральный аспект, чаще всего выраженный в положительной оценке взрослого. Только в старшем дошкольном возрасте уже может появляться удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
      

Условия воспитания дошкольника в труде.

 Какие условия необходимо создать воспитателю для обеспечения эффективности трудового воспитания дошкольников?

Раскройте содержание данного условия.

Одно из условий:

Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии

совместной работы детского сада и семьи. На родительских собраниях, в

беседах, при индивидуальных встречах с родителями педагог рассказывает о

требованиях "Программы воспитания в детском саду" к трудовому

воспитанию детей, о той работе, которая проводится в этой связи в

дошкольном учреждении.

 Он дает родителям конкретные рекомендации и советы о том, каким должно быть содержание труда детей дома, как его организовать и методически правильно им руководить: прежде чем требовать от ребенка качественного выполнения работы, следует показать и объяснить, что и как он должен сделать; не наказывать трудом; поощрять за старание; не перегружать, создавать нормальные условия для труда.

Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с

детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и

продолжали ее дома. Воспитатель рекомендует родителям придерживаться тех

же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении.

Учитывая возраст и возможности ребенка, приучать его к самообслуживанию,

не делать за него то, что он должен и может сделать сам.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: