Часть III «Я не скину хвосты, не надену кресты»

На этой карте изображено среднее Поволжье, где латинскими буквами помечено: «мордва». Действительно, вся эта территория принадлежала когда-то мордовским племенам. После упомянутого выше похода на Казань Ивана Грозного началось заселение этих мест русскими людьми. В 17-18 веках постепенно складывается и уголок, который краеведы называют Присурским краем. Здесь русские села стали располагаться «вперемешку» с мордовскими.

   Есть в нашем Сеченовском районе село Мамлейка. Половина его жителей – мордва, половина – русские. Краевед и член Союза писателей России В.Ф. Чернов, уроженец села, работая в архивах, пришел к выводу, что Мамлейка как мордовское поселение существовало еще с начала 18 века. Русские же люди позднее были подселены сюда, на обжитое место, дворянами-крепостниками.

Мамлейка - слово мордовское. Мам-это имя мужчины, лей-переводится на русский язык как овраг. Следовательно Мамлейка-это овраг Мама.

…Инородцев – языческую мордву, а также служивых татар – мусульман, поселившихся в Присурье, московская власть начала крестить в православную веру.

   1681 год. Указ царя Федора о предоставлении льгот мордве в случае ее крещения. Но потом окажется, что «мордва в христианской вере не тверда, в церковь Божию не приходит».

   1740 год. Указом царицы Анны Иоанновны учреждена Контора новокрещенных дел. Ее цель – ускорение христианизации иноверцев, в т.ч. в Нижегородской губернии. Вскоре главой конторы назначается архимадрит Д. Сеченов. Он становится митрополитом Нижегородским и Алатырьским и активно приступает к миссионерской деятельности в епархии, а значит и в нашем Присурье.

   Трудная задача была поставлена перед нижегородским митрополитом Сеченовым. Но он твердой рукой, не останавливаясь перед любыми методами крещения язычников и мусульман, выполняет возложенные на него обязанности.

    Из краеведческой литературы известны события, связанные с Терюшевским восстанием мордвы против крещения. Восстание длилось целых два года. Даже пелась здесь своего рода частушка: «Я не скину хвосты, не надену кресты».

(Хвосты - украшения мордовских женщин).

   Д. Сеченов со своими монахами – миссионерами приехал в Терюшевскую волость в 1742 году. А в 1743 году отсюда пошла в Петербург, к царице Елизавете, челобитная. В письме к правительнице излагалась просьба жителей волости отозвать от них Д. Сеченова. Потому, что он «не желающих креститься держал под крепким караулом в кандалах и колодках…, в купель окунал связанных и кресты надевал на связанных».

  Ответа не последовало, крещение мордвы продолжалось, а грамотного человека Т.Зубкова, писавшего прошение в столицу, наказали физически. Вот так и вспыхнуло это восстание. Сам Сеченов тайно уехал из волости, тем самым избежав расправы над собой.

Были вызваны солдаты. Они подавили бунт. Его зачинщиков «за снятия с себя креста и за расколотия святые иконы» приговорили к «учинению смертной казни». Остальных повстанцев наказали кнутом.

Примерно также крестили мордву и татар в населенных пунктах нынешнего Сеченовского района. Центрами крещения иноверцев здесь стали села Свинуха (сегодня Ясное) и Дикое Поле (Митрополье).

Терюшевское восстание мордвы

  В обоих селах были старые храмы, на их основе и началась христианизация присурских иноверцев. В Свинухе – татар, в Диком Поле – мордвы.

…В селе Митрополье живет сегодня пенсионер Б.В. Силаев. Он - любитель старины и глубоко верующий человек. Рассказал он, что до 30-х годов 20 века стояла в Митрополье старинная церковь, которая «помнила» Д. Сеченова. А еще в 18 веке Нижегородская епархия владела здесь землей площадью аж в 100 десятин вместе с крестьянами. Митропольскую церковь Нерукотворного образа Спасителя разрушили в 30-х годах, его священника П. Богославского расстреляли в 1937, а вот народная память до сих пор хранит события далекого от нас прошлого.

  Краеведы считают, что второе название села Дикое Поле – Митрополье-  пошло от того, что здесь осуществлял свою деятельность митрополит Сеченов.

 

Б.В.Силаев до сих пор хранит эти старые фотографии церкви с. Митрополья – свидетельницы далеких от нас событий. Таким было внутреннее убранство храма (справа).

  С трудом воспринимали иноверцы суровые действия и проповеди митрополита Сеченова, его помощников. Не желали они изменять своей вере. В интернете можно найти документ «Ведомость Симбирского наместничества за 1780 год». В нем есть сведения о населении и вероисповедании жителей татарского села Красный Остров, входящего сегодня в Сеченовский район Нижегородской области. Всего проживало здесь в конце 18-го века около 260 человек. Из них только 28 – новокрещенных татар. Лишь каждый 10-ый местный житель относился к православной вере. Сегодня в Красном Острове все жители считают себя мусульманами, и лишь старожилы могут показать то место за селом, где когда-то хоронили татар-христиан.

Магометане своей вере практически не изменили. А вот мордовские племена медленно, с трудом, но становились православными.

Это сегодняшняя церковь мордовского села Васильевки Сеченовского района. По преданию, местных жителей крестил в Православие митрополит Сеченов.

Однако не следует понимать христианизацию иноверцев, в т.ч. Присурского края, только как отрицательное явление, насилие над людьми, которые длительное время жили по традициям предков, верили в своих богов, носили свои одежды и справляли старинные языческие (мордва) обряды.

Народы Поволжья, в том числе нашего Присурья, - мордва, русские, чуваши и др. – становились ближе друг к другу. Их объединяла теперь православная вера. Иноверцы приобщались к русской культуре и языку, среди них стала распространяться грамотность. Возникли межнациональные браки, которым уже не препятствовали различия молодых людей в вероисповедании. Миссионерская деятельность Д.Сеченова, подчас суровая и непреклонная, имела и сейчас еще имеет свое положительное значение.

Упомянутое выше русско-мордовское село Мамлейка давно уже воспринимается как единое целое. Создавались и создаются здесь смешанные семьи, а русские сельчане хорошо понимают эрзянский язык.

 

На старой фотографии – мордовские девушки Сергачского уезда в национальных нарядах (слева). Справа-мамлейские мордовские девушки берегут традиции своих предков.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: