Совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида и роль вида в экосистеме, называют экологической нишей

Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообществах организмов, учение о биосфере.

 

 

Живые организмы и неживое окружение связаны друг с другом и находятся во взаимосвязи. Организмы обмениваются веществом и энергией между собой и окружающей средой.

 

(Пищевые связи: растения -травоядные животные-хищники-бактерии.

Топические связи – одни организмы создают условия для проживания других организмов)

Все взаимосвязи объединяют живые организмы и окружающую среду в экологические системы.

Экология (от греч. “ ойкос” – жилище, убежище, “ логос”– наука) – это наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. Экология – биологическая наука, изучающая организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, видов, биоценозов, экосистем, биогеоценозов и биосферы. Термин впервые ввёл немецкий ученый Э. Геккель (1866 г.) в работе “ Общая морфология организма”.

Предметом экологии являются отдельные особи, популяции, сообщества, экосистемы.

Задачи экологии состоят в:

- изучении влияния окружающей среды на живые организмы,

- выявление проблем взаимодействия человека и природы,

-предложение рациональных путей выхода из экологического кризиса.

Среда обитания.

Среда обитания – это та часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует. Составные части среды и свойства среды изменчивы, поэтому любой организм вынужден постоянно приспосабливаться.

Какие среды обитания вам известны?(Беседа с обучающимися)

1. Наземно-воздушная, ее обитатели называются аэробионты (птицы, большинство млекопитающих, пресмыкающиеся, насекомые…)

Характеристики среды: – концентрация кислорода – большая, количество воды – низкое, колебания температуры – большие, освещенность хорошая, плотность – низкая.

2. Водная, ее обитатели – гидробионты (рыбы, моллюски…)

Характеристики среды: – концентрация кислорода – малая, количество воды – большое, колебания температуры – невысокие, освещенность различная, плотность – высокая.

3. Почвенная, ее обитатели – эдафобионты (кроты, дождевой червь, личинки некоторых жуков…)

Характеристики среды: – концентрация кислорода – небольшая, количество воды – небольшое, колебания температуры – высокие в поверхностных слоях, освещенность нулевая, плотность – высокая.

4. Организменная, ее обитатели – эндобионты (паразитические черви, простейшие), также внешние паразиты (вши, пухоеды, блохи)

Характеристики среды для эндобионтов – кислород отсутствует, количество воды – большое, колебания температуры – отсутствуют, освещенность отсутствует, плотность – высокая

 

Экологические факторы – БОЛЕЕ ПОДРОБНО РАССМОТРИМ НА СЛЕДУЮЩЕМ ЗАНЯТИИ

Экологические факторы – это свойства и элементы среды, которые воздействуют на организмы и заставляют их приспосабливаться (например: смена сезонов, конкуренты по пище). Одни факторы могут способствовать, другие – препятствовать выживанию.

Совокупность всех факторов, которая требуется для существования вида и роль вида в экосистеме, называют экологической нишей.

Классификация факторов (См. схему ниже) Экологические факторы многообразны. Существует несколько квалификаций, в зависимости от подхода. Это по влиянию на жизнедеятельность организмов, по степени изменчивости во времени, по длительности действия.

Рассмотрим классификацию экологических факторов, основанную на их происхождении.

 

 

 Некоторые факторы относительно постоянные – сила земного тяготения, солнечная радиация, солевой состав океана, другие – изменчивы – температура, влажность, сила ветра, количество осадков (особенно в наземно-воздушной среде)

Ресурсы среды – элементы среды, из которых живой организм черпает энергию и получает необходимые вещества и пространство для жизни:

-пищевые ресурсы – вода, минеральные и органические вещества;

- энергетические – энергия химических связей пищи, энергия солнца,

- территориальные – гнездовые участки птиц, охотничьи территории зверей и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: