double arrow

Умение свести новую задачу к предыдущей, уже решенной кем-то задаче, за счет нахождения у них общего – один из показателей развитого инженерно-технического мышления

Синектика (метод аналогий, или научение по подражанию)

1.Физиология вопроса

Есть такая выдающаяся выдумка эволюции – зеркальные нейроны. Около 15 лет назад их открыла итальянская исследовательская группа Джакомо Риццолатти, профессора Пармского университета. Это эпохальное открытие сделано было случайно. Группа Риццолатти регистрировала электрическую активность мозга макак. Им давали пищу, упакованную в коробку и некоторый набор инструментов. Как-то раз неосознанно один из исследователей на глазах подопытной макаки вскрыл коробку таким же подвернувшимся ему инструментальным набором. Обезьяна не шелохнулась, но датчик показал, что кора мозга резко увеличила активность, которая стала зеркальным отражением другой, зарегистрированной – когда животное само проделывала эту процедуру.

Зеркальные нейроны, открытые командой Риццолатти у обезьян вскоре были обнаружены и у человека. Но кора головного мозга человека активизируется не только, когда он смотрит, но и в том случае, если он мысленно имитирует, моделирует, воображает ту же процедуру. И если мы задумаемся о механизмах обучения, запоминания, то важнейшая часть этого механизма – способность к подражанию, имитации.

Зеркальные нейроны – это особые клетки головного мозга, которые служат для понимания действий других, подражания и сопереживания им, для обучения и трансляции знаний. Возможно, с помощью этих клеток человек постигает реальность не логической цепочкой размышлений, а цельным чувственным пониманием.

В этой связи стоит вспомнить еще одного выдающегося исследователя. Более ста лет назад, задолго до современных открытий по части строения и развития мозга, французский криминалист и социолог психологической школы Габриель Тард (1843 – 1904), основываясь на собственном опыте, предвосхитил многие выводы профессора Риццолатти, сделанные с помощью электронного инструментария.

Согласно теории Тарда, изложенной им впервые в работе «Законы подражания» в 1890 году, вся история общества есть «научение по подражанию». ВЫВОД: истину мы можем постигнуть не только с помощью точнейших и тончайших изысканий, но и натурофилософским осмыслением. Поэтому значительная часть сегодняшних открытий это фактически экспериментальное подтверждение многих озарений поколений прошлых лет.

«Нет никакого духовного прогресса, никакого изобретения без того, чтобы человек не подражал заранее известному в новом отношении…» - утверждал еще немецкий философ Иммануил Кант.

Создатель тектологии Александр Богданов рассуждал так: «Природа организует сопротивление многих живых организмов действию холода, покрывая их пушистым мехом, перьями и иными мало проводящими тепло оболочками. Человек достигает тех же результатов, устраивая себе теплую одежду. Стихийное развитие приспособило рыбу к движению в воде, выработавши определенную форму и строение ее тела. Человек придает ту же форму своим лодкам, кораблям. Посредством паруса перемещаются семена многих растений; человек усвоил метод паруса и широко применяет его на памяти истории. Режущим и колющим природным орудиям животных, например клыкам и когтям хищников, были, вероятно, подражанием ножи и копья первобытных людей.

Самая возможность подражания, в сущности, уже достаточное доказательство того, что между стихийной организующей работою природы и сознательно планомерною – людей нет принципиального, непереходимого различия. Не может быть подражания там, где нет ничего общего.

Если действовать направленно, подражая лучшим образцам изобретательской мысли, то это при должной практике сформирует набор эталонов, аналогий, инвариантов, к которым можно обращаться при проектировании и разработке каких-либо собственных идей и проектов.

Умение свести новую задачу к предыдущей, уже решенной кем-то задаче, за счет нахождения у них общего – один из показателей развитого инженерно-технического мышления.

2. Собственно о синектике

Где-то на рубеже 1950 – 1960-х годов, когда о зеркальных нейронах никто ничего не знал, американец Уильям Гордон (1919 – 2003), разрабатывал эвристическую науку «Синектику» призванную выявить пути развития творческого воображения.

Главным методом синектики является выявление аналогий целенаправленно (логически) или ассоциативно. В основу синектики положен уже известный к тому времени «мозговой штурм». Но для синектики формируют постоянные группы людей (оптимальный со­став — 5—7 человек) различных специальностей с обязательным предварительным обучением. Синектор после подготовки вполне может носить звание «профессиональный генератор новых идей». Наиболее широко данный метод используется в настоящее время промышленными фирмами, которые вкладывают значительные средства в обучение и содержание синектических групп.

Вот необходимые качества синектора: умение абстраги­роваться, мысленно отделяться от предмета обсуждения; богатая фантазия; способность переключаться, отходить от навязчивых идей; привычка находить необычное в обычном и в необычном обычное; ассоциативное мышление; терпимое отношение к идеям, высказанным товарищами; эрудиция, широкий кругозор. В первую группу синекторов, организованной в США У. Гордоном в 1952 г. Входили люди разной квалификации и образования: архитектор, инженер, биолог, психолог, дизайнер. Неожиданно для всех эта группа сделала много изобретений.

Советский исследователь творческих процессов творческих процессов Генрих Буш нашел Уильяму Гордону предшественника. Им оказался Теодюль Арман Рибо (1839 – 1916), выдающийся французский психолог. Основным источником изобретений Рибо называл воображение:

«Он принципиально отрицал возможность создания методики изобретательства, однако указал на огромное значение методов объединения, разъединения и аналогии, широко применяемых современными изобретателями. Он писал, что человек изобретает только потому, что способен составлять новые сочетания из идей. Большое значение Рибо придавал аналогиям».

Шотландский инженер Джеймс Уатт, тот самый который ввел «лошадиную силу» в обиход и изобрел паровую машину «двойного действия», в детстве изумился тому, как оживает крышка чайника, когда в нем кипит вода.

Итак, синекторы в своей работе используют аналогии (см. схему «Типы аналогий»). Аналогия — сходство, соответствие двух предме­тов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. В математике по аналогии доказывается, например, подобие треугольников, уг­лов, в физике строение атома представлено по аналогии со строе­нием Солнечной системы, в технике многие объекты построены по аналогии с биологическими объектами. Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.

Аналогии могут быть выстроены по смыслу или форме, функциональности или структурности. Наш мозг развился благодаря способности к речи таким образом, что каждый из нас способен находить общее и различное между словами и символами, мыслями и чувствами, образами и впечатлениями, то есть устанавливать связь, выделять контекст. И если за такого рода связи потянуть, включить память и фантазию, можно серьезно продвинуться в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества.

Например, в качестве тренировочного упражнения для синекторов известен метод «музейного эксперимента», когда синекторы посещали, например, музей техники и выбирали там экспонат, инструмент или прибор, отличающийся для своего времени оригинальностью и новизной. Участники группы должны были воспроизвести ход мысли античного или средневекового изобретателя, используя только те объекты, и лишь те понятия, которые были характерны во время жизни этого автора. Накопив опыт описаний, синекторы проникали в логику интеллектуального мыслительного процесса, а затем выстраивали аналогично и поэтапно путь к изобретению современному. Такая имитация является одним из сценариев получения знаний.

Суть метода — нахождение близкого по сущности решения пу­тем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действия (поведения) объекта в из­мененных условиях, вплоть до фантастических.

Таким образом, синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: