double arrow

В.Н. Нечипуренко, 2007 7 страница

Существует три человека и их роды до скончания мира: пневматик Эона, психик и земной. Это три Феникса Рая: первый бессмертен, второй живет тысячу лет, третий - написано в "Священной Книге", что он уничтожается. Так же существует три крещения ("омовения"): первое - духовное, второе - огонь, третье - вода. Как Феникс является как свидетельство ангелов, так же водяные гидры (т.е. крокодилы), которые в Египте, - она (т.е. гидра) была во свидетельство тех, которые нисходят для крещения Человека истинного. Два тельца, которые в Египте, имеют таинство, солнце и луну, причем они существуют во свидетельство Саваофа, потому что над ними подняла София мир. Со дня, когда она сотворила солнце и луну, она запечатала свое небо до (скончания) Эона. Червь же, который был рожден Фениксом, также человек. О нем написано: "Праведник возрастет, как Феникс". И Феникс является сначала живым, и умирает, и снова воскресает, будучи знамением того, что явится при скончании Эона. Эти великие знамения явились в Египте только, не в другой какой-либо стране, знаменуя (этим), что он подобен Раю Бога.

Вернемся снова к Архонтам, о которых мы говорили, чтобы показать их назначение. Ибо семь Архонтов, когда они были сброшены с их небес на землю, сотворили себе ангелов, то есть множество демонов, чтобы заставить их служить себе. Эти же (т.е. демоны) научили людей многим заблуждениям, и магии, и колдовству, и идолопоклонству, и пролитию крови, и алтарям, и храмам, и жертвоприношениям, и возлияниям всем демонам земли, имея в качестве своей сотрудницы Имармену, ту, которая была создана по соглашению богами несправедливости и справедливости. И таким образом, когда мир попал в суетность, он впал в заблуждение на все время. Ибо все люди, которые на земле, служили демонам с сотворения до скончания. Ангелы (служили) справедливости, а люди - несправедливости. Таким образом мир попал в суетность, и невежество, и забвение. Они все заблуждались до пришествия Человека истинного.

Остановитесь на этом месте. Теперь мы пойдем в наш мир, чтобы завершить (рассказ о) его возникновении и точном устройстве. Тогда он явится так, как была обнаружена вера сокрытых (тайн), тех, которые являются от сотворения до скончания Эона.

Я же перехожу к главам славным о Человеке бессмертном. Я скажу обо всех, принадлежащих ему, каким образом они в этих местах. Когда множество людей произошло от Адама, который был сотворен из материи, и когда мир уже был полон, Архонты стали господами над ним, то есть держали его в невежестве. Какова причина? Такова: Поскольку Отец бессмертный знает, что недостаток произошел от истины в Эонах и их мире, поэтому, когда он захотел уничтожить Архонтов гибели через их творения, он послал ваши подобия в мир гибели, то есть духов невинных, малых блаженных. Они не чужды познанию, ибо познание все - в некоем ангеле, который открыт перед ними. Он не бессилен перед Отцом и (может) дать им познание. Тотчас, как они явятся в мир гибели, они обнаружат сначала образ Нетленности для осуждения Архонтов и их Сил. Когда же блаженные явились в творениях Сил, они (т.е. Силы) позавидовали им. Силы из зависти смешали свое семя с ними, чтобы осквернить их, - и не смогли. Блаженные же, явившись в своих светах, явились разным образом, и каждый из них из их земли открыл свое познание Церкви, которая явилась среди творений гибели. Они нашли ее имеющей всякое семя из-за семени Сил, которое смешалось с ней. Спаситель сотворил спасение через них всех, и духи этих являются, будучи избранными, и блаженными, и различными по избранности, и другие многочисленные, которые без царя и избраннее всех, которые до них, так что существует четыре рода. Три рода принадлежат царям Огдоады, четвертый же род - совершенный, без царя, который выше них. Ибо все эти войдут в место святое их Отца и упокоятся в упокоении, и славе вечной, несказанной, и в радости непрестанной. Они же - цари в смертном как бессмертные. Они будут судить богов Хаоса и их Силы.

Логос, который превыше всех, был послан только для того, чтобы возгласить о том, что не было известно. Он сказал: "Нет сокровенного, которое не открывается, и то, что не было известно, будет узнано". Эти же были посланы, чтобы открыть сокровенное и (разоблачить) семь Сил Хаоса и их нечестие. И таким образом они осуждены на смерть. Когда же совершенные явились в творениях Архонтов, и когда они открыли истину, которой нет подобного, они посрамили всю премудрость богов и их Имармену нашли подлежащей осуждению, и их (Архонтов) сила угасла, их господство окончилось, их Пронойа стала как нечто несуществующее вместе с их славой.

Перед скончанием Эона место все заколеблется от великого грома. Тогда Архонты опечалятся, возопив, из-за их смерти. Ангелы опечалятся из-за их людей, и демоны восплачут о своих временах, их люди опечалятся и возопят из-за их смерти. Тогда Эон начнет (рушиться), и они задрожат. Его цари опьянеют от огненного меча и будут биться друг с другом, так что земля опьянеет от пролитой крови, и моря содрогнутся от тех битв. Тогда солнце потемнеет, и луна погасит свой свет. Звезды неба изменят свой бег, и великий гром выйдет из великой Силы, которая над всеми Силами Хаоса, (в том) месте, где небосвод Жены. Сотворив первую работу, она снимет (с себя) мудрое пламя рассудка, она наденет гнев безумный. Тогда она прогонит богов Хаоса, тех, которых она сотворила вместе с Родоначальником. Она бросит их в бездну. Они будут стерты своей неправедностью, ибо они будут как горы огнедышащие и пожрут друг друга, пока не будут (наконец) уничтожены Родоначальником. Когда он уничтожит их, он обратится против самого себя и уничтожит себя, так что он исчезнет. И их небеса упадут друг на друга, и их Силы сгорят. Их Эоны будут опрокинуты, и его (т.е. Родоначальника) небо упадет и расколется пополам, его [...] также упадет на землю, так что она не сможет выдержать их, и они упадут в бездну, и бездна опрокинется. Свет [...] тьму и сотрет ее, она станет подобна тому, что не существовало, и работа, за которой следует тьма, прекратится. И недостаток будет вырван за его корень (и брошен) во тьму. И Свет удалится к своему корню, и слава Нерожденного явится и наполнит все Эоны, когда пророчество и знание тех, которые являются царями, откроется и исполнится теми, которые называются "совершенные". Те же, которые не были совершенными в Нерожденном Отце, получат свою славу в своих Эонах и в царствах бессмертных. Они не войдут никогда в Бесцарственность, ибо надлежит, чтобы каждый пошел в место, из которого он вышел, ибо каждый посредством своей деятельности и своего Гносиса явит свою природу.



Толкование о Душе

Дм. Алексеев, 2006

Мудрецы, бывшие до нас, назвали душу именем женским. И действительно, по своей природе она женщина, есть у нее и своя утроба.

Пребывая у Отца одна, это дева и андрогин по своему облику. Когда же она ниспала в тело, придя в эту жизнь, тогда она попала в руки множества разбойников. И наглецы перебрасывали ее друг другу и осквернили ее. Некоторые пользовались ей насильно, иные же соблазняли ее дарами обмана. Однажды они просто осквернили ее, она потеряла свое девство.

И она блудила своим телом, она отдавалась каждому, и она увлекалась им, думая, что это ее муж, чтобы они пользовались ей. Тогда она сильно застонала и раскаялась. Вновь, отвратившись от этих любовников, она бежит к другим, и они принуждают ее быть с ними и служить им как господам на их ложе. От стыда она уже не осмеливается оставить их, они же обманывают ее долгое время, как мужья верные, истинные, как будто они очень уважают ее.

Наконец, все они оставляют ее и уходят, она же остается вдовой нищей, не имеющей помощи, и меры нет у нее от ее мучений. Ведь она не может получить от них ничего, кроме скверн, которыми они осквернили ее, когда соединялись с ней. И те, кого она родила от любовников, глухи, и слепы, и слабы, их разум поврежден.

И когда Отец Вышний посетил ее и призрел на нее и увидел ее с ее страстями и непристойностью, и она раскаялась в своем блуде, который сотворила, и она начала взывать к Его имени, чтобы Он помог ей, она застонала всем своим сердцем, говоря: "Спаси меня, мой Отец, ибо вот - я расскажу Тебе, что я оставила свой дом и ушла из своего девичьего покоя. Вновь возврати меня к Себе!". Когда Он увидит ее в таком виде, тогда Он рассудит удостоить ее помилования, ибо много мучений пришло на нее за то, что она оставила свой дом.

О блуде же души пророчествует во многих местах Святой Дух. Ибо Он сказал в Иеремии пророке: "Когда муж изгонит свою жену, и она уходит, и берет другого, разве она вернется к нему отныне? Разве осквернением не осквернилась жена эта? И ты блудила со многими пастухами и вернулась ко Мне? Сказал Господь: Подними глаза свои на правоту, и ты увидишь, где ты соблудила! Разве не сидела ты на дорогах, оскверняя землю своим блудом и своим злом? И ты приняла многих пастухов, ты была бесстыдной со всеми. Ты не позвала Меня, как родственника или как Отца, или как начальника твоего девства!".

Еще написано Осией пророком: "Пойдем, будем судиться с вашей матерью, ибо она не будет Мне женой, и Я не буду ее мужем. И Я заберу ее блуд от Своего лица, и Я заберу ее прелюбодеяние от ее грудей. Я оставлю ее голой как в день, когда она родилась, и Я сделаю ее бесплодной, как земля безводная. И Я сделаю ее бездетной, Я не помилую ее детей, ибо это дети блуда, ибо их мать соблудила и опозорила своих детей, сказав: Я буду блудить с любовниками моими, теми, кто давал мне мой хлеб и мою воду, и мои одежды, и мои покрывала, и мое вино, и мое масло, и все вещи, нужные мне. Поэтому, вот - Я свяжу ее, чтобы она не смогла побежать за своими любовниками, и если она будет искать их, и не найдет, она скажет: Я возвращусь к своему первому мужу, ибо мне было в те дни лучше, чем теперь".

Еще Он сказал в Иезекииле: "Было после многих зол, сказал Господь: Ты построила себе блудилище и сотворила себе красивое место на улицах, и ты построила себе блудилища на всех путях, и ты погубила свою красоту, и ты расставляла свои ноги на всех путях, и ты умножила свои блудодеяния, ты блудила с сынами Египта, соседями своими, великими плотью".

Кто же такие сыны Египта, великие плотью, если не плотские и чувственные, и дела земные, которыми душа осквернилась в этих местах, принимая от них хлеб, принимая вино, принимая масло, принимая покрывала и прочую ерунду внешнюю, окружающую тело, то, о чем она думает, что оно нужно ей?

Блуд же этот, апостолы Спасителя призывали вас беречься от него, очиститься от него, говоря не только о блуде тела, но более - души. Поэтому апостолы пишут церкви Божьей, чтобы блуда такого рода не было в нас.

Но великая борьба пребывает из-за блуда души. От него появляется также и блуд тела. Поэтому Павел, когда писал коринфянам, сказал: "Я написал вам в послании: не соединяйтесь с блудницами, - не вообще с блудницами мира сего, или хищниками, или разбойниками, или идолослужителями, поскольку пришлось бы вам выйти из мира". Так он говорит духовно: "Наша борьба не против плоти и крови, - как он сказал, - но против миродержцев тьмы сей и духов злобы".

Со дня, когда душа уходит прочь, она совокупляется с теми, кого встретит, оскверняясь, она пребывает в страданиях, которые заслужила. Когда же она почувствует свои мучения, в которых пребывает, и заплачет перед Отцом, и покается, тогда Отец помилует ее. Он обратит ее утробу, Он снова повернет ее вовнутрь, и душа вновь примет свой обычный вид. Ведь она существует не как женщина, ибо утроба тела пребывает внутри тела, подобно остальным внутренностям, но утроба души обращена вовне, как естество мужское, находящееся снаружи.

Если же утроба души обращается по воле Отца вовнутрь, она принимает крещение и тотчас очищается от осквернения внешнего, которое было прикреплено к ней, как одежды, если они загрязнены, погружают в воду и полощут, пока грязь не будет унесена и они не очистятся. Очищение же души, это возобновление ее изначальной природы - она обращается к ней вновь. Таково ее крещение.

Тогда она начинает гневаться на себя саму, как роженицы, в тот час, когда рождается ребенок, обращаются против себя самих в гневе. Но поскольку она жена, невозможно ей родить ребенка одной. Отец послал ей с неба ее мужа, который - ее брат первородный. Тогда Жених сошел к невесте. Она оставила свой былой блуд, она очистилась от скверны, она обновила свой брачный чертог, она наполнила его ароматом, она уселась в нем, ожидая в нем Жениха истинного. Уже не бежит она на рыночную площадь, совокупляясь с кем захочет, но продолжает ждать Его - в какой день Он придет, - боясь Его, ибо она не знает Его облика. Уже не вспоминает она о времени, когда ниспала из дома своего Отца. <...> Она грезит о Нем, как жена, любящая мужа.

Тогда Жених по воле Отца снизошел к ней в приготовленный чертог брачный. Он украсил чертог брачный, ибо этот брак не существует подобно браку плотскому. Совокупляющиеся друг с другом насыщаются этим соитием и как бремя оставляют беспокойство похоти и отворачиваются друг от друга. Но не таков этот брак. Но если они соединяются друг с другом, они становятся единой жизнью. Поэтому сказал пророк о первом человеке и первой жене: "Они станут одной плотью". Ведь они были соединены друг с другом изначально, у Отца, пока жена не соблазнила мужа, который - ее брат. Вновь еще этот брак собрал их друг к другу, и душа соединилась со своим истинным возлюбленным, своим природным господином, как написано: "ибо господин жены - ее муж".

И она познала его мало-помалу, и она обрадовалась вновь, плача перед ним, когда вспомнила свое безобразие, свое былое вдовство. И она украсила себя еще более, чтобы стать угодной Ему.

И сказал пророк в псалмах: "Слушай, Моя дочь, и ты увидишь, обрати свои уши, и ты забудешь свой народ и дом своего отца, ибо Царь захотел (их?) красоты и Он (их?) господин". Ибо Он достоин, чтобы она отвратилась от своего народа и от множества своих распутников, посреди которых она пребывала сначала. Она молилась своему Царю единственному, своему природному Господину, и она оставила дом своего отца земного, в котором ей было плохо, но она вспомнила своего Отца, который на небесах. Так еще было сказано Аврааму: "Выйди из своей земли и из своего родства, и из дома своего отца".

Так, когда душа украсила себя в своей красоте, она вновь встретила своего возлюбленного, и Он полюбил ее. И соединившись с Ним, она принимала от Него семя, то есть Дух животворящий, пока не родила от Него благих детей и не вскормила их. Ибо это великое совершенное чудо рождения, так что этот брак совершается по воле Отца.

Должно душе обрести себя саму, и принять вновь свой изначальный облик. Душа же движет себя саму, и приняла божественное начало от Отца, чтобы обновиться, чтобы вновь быть принятой в место, в котором пребывала изначально. Это воскресение из мертвых, это искупление из плена, это восхождение на небо, это дорога к Отцу. Поэтому сказал пророк: "Моя душа, благослови Господа, и все внутреннее мое - его имя святое! Моя душа, благослови Бога, оставившего все твои беззакония, исцелившего все твои болезни, искупившего твою жизнь от смерти, увенчавшего твою голову милостью, украсившего твои желания во благих. Твоя юность обновится, как орлиная".

Если же она обновится, она взойдет, благословляя Отца и своего Брата, благодаря Которому она спаслась. Это душа, и она спасается благодаря возрождению, и оно не от слов воспитания преходящего, ни от навыка, ни от учения записанного, но это милость Отца, это дар Духа милостивого, ибо это нечто небесное. Поэтому объявляет Спаситель: "Никто не сможет прийти ко Мне, если Мой Отец не привлечет его. Он приведет его ко Мне, и Я воскрешу его в последний день".

Должно же вам молиться к Отцу и взывать к Нему всей душой, не внешними устами, но духом внутренним, вышедшим из глубины, стеная, каясь о своей жизни, которую мы проводили, исповедуя свои грехи, чувствуя заблуждение суетное, в котором мы пребывали, и суетные усилия, оплакивая, как мы пребывали во тьме и волнении, оплакивая себя самих, чтобы Он помиловал нас, ненавидя себя, какие мы есть ныне. Еще сказал Спаситель: "Блаженны плачущие, ибо они будут помилованы. Блаженны голодные, ибо они насытятся". Еще Он сказал: "Если некто не возненавидит свою душу, он не сможет последовать за Мной".

Ведь начало спасения - покаяние. Поэтому "до прихода Христа пришел Иоанн, проповедуя крещение покаяния". Покаяние же пребывает в печали и скорби сердца. Отец же - Человеколюбец благой и Он слышит душу, взывающую к Нему, и посылает ей свет спасения. Поэтому Он сказал духом пророка: "Скажу сынам народа Моего: Если ваши грехи простираются от земли до неба и стали ярко-красными как багрянец, и черными более власяницы, и вы обратитесь ко Мне всей вашей душой, и скажете Мне - "наш Отец", - Я услышу вас, как народ святой". Еще в другом месте: "Он говорит так, Господь, Святой Израиля: Когда ты обратишься и застонешь, тогда ты спасешься и узнаешь, где ты был, когда верил в суетное". Еще Он говорит в другом месте: "Иерусалим заплакал плачем: Помилуй меня! Он помилует голос твоего плача. И увидев, Он услышал тебя. И Господь даст вам хлеб скорби и воду притеснения. Они не вернуться отныне, чтобы достигнуть тебя, заблуждающиеся. Твои глаза увидят вводивших тебя в заблуждение".

Так что должно молиться Богу ночью и днем, простирая к Нему свои руки, как те, кто посреди моря молятся Богу всем своим сердцем нелицемерно, ибо молящиеся лицемерно обманывают себя самих, ведь Бог смотрит на внутреннее и испытывает сердце, которое в глубине, чтобы узнать достойного спасения. Ведь никто не достоин спасения, если любит место заблуждения. Поэтому написано у поэта: "Одиссей сидел на острове, плача и печалясь, отворачивая лицо от слов Калипсо и ее обманов, желая увидеть свое селение и дым, идущий от него. И если бы он не получил помощи с неба, он не смог бы возвратиться в свое селение". Еще и Елена говорит: "Мое сердце отвратилось от меня. Вновь я хочу войти в свой дом". Ведь она стонала, говоря: "Афродита - обманувшая меня. Она увела меня из моего селения. Я оставила мою единственную дочь и моего мужа доброго, мудрого, прекрасного".

Ибо когда душа оставляет своего Мужа совершенного из-за обмана Афродиты, пребывающего в рождении мира сего, тогда она повреждается, если же начнет стонать, она раскаивается, она возвращается в свой дом.

Ибо так и Израиль не нашел бы то, что искал, чтобы его вывели из земли Египта, из дома рабства, если бы не застонал к Богу, оплакивая тяжесть своих дел. Еще написано в псалме: "Я очень страдал в своем стоне. Я омою ложе мое и постель мою каждую ночь слезами моими. Я состарился среди всех моих врагов. Отойдите от меня, все делающие беззаконие, ибо вот - Господь услышал вопль плача моего и Господь услышал молитву мою".

Если мы истинно покаемся, нас услышит Бог милосердный и великомилостивый, Которому принадлежит слава во веки веков. Аминь.

Толкование о Душе.

 

А.Л. Хосроев, 1991

Мудрецы, которые были до нас, назвали душу женским именем. И действительно, она женщина по своей природе, имеющая даже свое чрево. До тех пор, пока она находилась у Отца одна, была она девственницей и гермафродитом по своему виду, а когда упала в тело и вошла в эту жизнь, тогда оказалась в руках многочисленных разбойников; и наглецы перебрасывали ее друг другу и осквернили ее. Одни пользовались ею насильно, другие же убеждали ее ложным даром. Одним словом, они оскверняли ее. Она потеряла свою девственность и стала блудодействовать своим телом и отдавалась каждому, думая о каждом, кто соединится с ней, что это ее муж. Когда она отдалась наглым и неверным прелюбодеям, чтобы они воспользовались ею, тогда она стала тяжело воздыхать и каяться. И снова, когда она отворачивает свое лицо от этих прелюбодеев, она спешит к другим, они вынуждают ее быть с ними и служить им, как господам, на их ложе. Из-за стыда она не смеет больше их оставить, а они обманывают ее долгое время, как будто они очень ценят ее, как мужья верные и истинные; после всего этого они оставляют ее и уходят, она же становится бедной и оставленной вдовой, не имеющей помощи, ни даже крупицы пропитания в своей скорби. Ибо ничего не получила она от них, кроме осквернений, которые они причинили ей, когда общались с ней, и те, кого она родила от прелюбодеев, - глухие, слепые и больные, их ум поврежден.

Когда же Отец, который на небе, обратит на нее внимание, взглянет вниз на нее и увидит ее воздыхающую в своих страданиях и позоре и кающуюся в своем блуде, который она совершила, и начинающую призывать его имя, чтобы он пришел к ней на помощь, [воздыхающую] всем сердцем и говорящую: "Спаси меня, мой Отец, вот я исповедуюсь [тебе, что покинула] мой дом и бежала из моего девичьего покоя; снова возврати меня к себе".

Когда он увидит ее в таком положении, тогда он решит сделать ее достойной своей милости, потому что много мучений свалилось на нее из-за того, что она оставила свой дом. Между тем о блуде души пророчествует во многих местах Святой Дух. Ведь сказал он через пророка Иеремию: "Если муж отпустит свою жену и она пойдет и возьмет другого, разве сможет она возвратится к нему отныне! Разве не осквернилась осквернением эта женщина! И ты блудодействовала со многими пастырями и обратилась ко мне! - Сказал Господь: "Подними свои глаза на правое (дело) и посмотри, где ты блудодействовала. Разве не сидела ты у дорог, оскверняя землю блудом пороками своими, и разве не принимала многих пастырей для преткновения? Ты была бесстыдна со всяким, ты не позвала меня, как хозяина дома или как Отца, или как источник твоего детства""(Иер. 3: 1-4).

Еще написано через пророка Осию: "Ступайте, судитесь с вашей матерью, так как не станет она женою мне и я не стану ей мужем. Я удалю ее блуд от лица моего и удалю ее прелюбодеяние от грудей ее; я оставлю ее нагой, как в день, когда она родилась, и сделаю ее опустошенной, как землю без[водную], и [жаждой] сделаю ее бездетной. Я не смилуюсь над ее детьми, потому что они - дети блуда, потому что их мать блудила и [опозорила своих детей], потому что она сказала: "Я буду блудить с теми, кто меня любит, с теми, кто давал мне мой хлеб и мою воду, и облачения мои, и мое вино, и мой елей, и все, что мне нужно". Поэтому, вот я удержу их, чтобы она не могла бежать за своими любовниками, и когда она будет искать их и не найдет их, она скажет: "Возвращусь я к своему первому мужу, потому что в те дни мне было лучше, чем теперь""(Oc. 11: 4-9).

Еще сказал он через Иезиекииля: "После многих злодеяний, - сказал Господь, - ты построила себе блудилище и приготовила себе красивое место на площадях, и построила себе блудилища у каждой дороги, и погубила свою красоту, и раскидывала ноги на каждой дороге, и умножила свой блуд. Ты блудодействовала с сынами Египта, теми, которые твои соседи, толстомясые (мужланы)"(Иезек. 16: 23: 26). Но кто же эти дети Египта толстомясые, как не плотские и чувственные и дела земли; те, через кого душа осквернила себя в этих местах, принимая хлеб от них, принимая вино, принимая елей, принимая одежду и прочее преходящее и внешнее, касающееся тела, - то, что, как она думает, полезно ей.

Об этом блуде возвестили апостолы Списителя: "Берегитесь его, очиститесь от него" (ср. II Кор. 7:1; I Фес. 4:3), говоря не только о блуде тела, но еще больше о блуде души. Поэтому пишут апостолы церкви Бога, чтобы подобное не происходило в [ней]. Но великая [брань] происходит из-за блуда души. Из-за него происходит также и блуд тела. Поэтому Павел, когда он писал коринфянам, сказал: "Я написал вам в письме, не общайтесь с блудниками: ни вообще с блудниками этого мира, или лихоимцами, или грабителями, или идолослужителями, - поскольку иначе надлежало бы вам выйти из мира" (I Кор. 5: 9-10). Так говорит он духовно: "Наша брань не против плоти и крови, - как он сказал, - но против мироправителей этой тьмы и духов злобы"(Эф. 6:12). Пока же душа мечется туда и сюда, общаясь с тем, кого она встретит, оскверняясь и пребывая в страдании от того, что она заслуживает получить. Когда же она почувствует мучения, в которых она пребывает, восплачет к Отцу и покается, тогда Отец смилостивится над ней и отвратит ее чрево от внешней стороны и снова повернет его внутрь, так что душа обретет свое (первоначальное) состояние. Ибо души - не как женщины: ведь чрево тела находится внутри тела, как и прочие внутренности. Чрево же души повернуто наружу, как и естество мужчины, которое находится снаружи. Но когда чрево души по воле Отца обратится внутрь, оно получит крещение и немедленно очистится от внешней скверны, которая была запечатлена на ней: как и одежды, если они грязные, кладут в воду и поворачивают до тех пор, пока грязь с них не будет убрана и они не очистятся.

Очищение же души состоит в том, чтобы она обновила свое первоначальное естество и снова обратилась к себе самой. Это - ее крещение. Тогда начнет она напрягаться, как роженицы в момент рождения ребенка корчатся в потугах. Но поскольку она женщина, она одна не может родить ребенка. Поэтому послал ей ее Отец с неба ее мужа, который и брат ее первородный. Спустился тогда жених к невесте. Оставила она свой прежний блуд, очистилась от осквернений любовников и обновилась для брака. Очистила она себя в брачном чертоге, наполнила его благовониями и села внутри него, высматривая жениха истинного. Больше не спешит она на площадь, чтобы соединиться с тем, кого пожелает, но осталась, высматривая его, когда он придет, и боясь его: ведь не знала его образа и больше не помнит его с того времени, как отпала от дома Отца своего. Но по воле Отца [...]. Она же грезит о нем, как жены, которые любят своих мужей. Тогда жених по воле Отца спустился к ней в приготовленный брачный чертог и украсил брачный чертог. Ибо этот брак происходит не как плотский брак: соединяющиеся друг с другом наполнены этим соединением, и как ношу они оставляют бремя страсти и не [отделяются] друг от друга, но это [...] этот брак, но когда они [достигают] соединения [друг с другом], они становятся одной жизнью. Поэтому сказал пророк о первом мужчине и первой женщине: "Станут они единой плотью". Ибо сначала у Отца были они соединены друг с другом, пока женщина не совратила мужчину, который и брат ее. А этот брак связал их снова друг с другом, и душа соединилась со своим истинным возлюбленным, своим естественным господином в соответствии с тем, как написано: "Ибо господин жены - муж ее". Но она познала его мало-помалу и опять стала радоваться, плача перед ним, вспоминая свой позор своего прежнего вдовства. И еще больше украсила себя, чтобы ему было приятно находится возле нее. Сказал же пророк в псалмах: "Послушай, дочь моя, посмотри и склони ухо свое и забудь свой народ и дом отца своего; так как царь пожелал твою красоту, потому что он твой господин".

Ведь он требует от нее, чтобы она отвернула свое лицо от своего народа и от толпы прелюбодеев, тех, среди которых прежде находилась, и устремилась к своему царю единственному, своему естественному господину, и забыла дом земного отца, у которого ей было плохо, а вспомнила бы своего небесного Отца. Так было сказано и Аврааму: "Выйди из своей земли, и от своих родственников, и из дома своего отца". Когда подобным образом душа [украсила] себя в своей красоте, [снова] она встретила своего возлюбленного и [он также] полюбил ее. И когда она соединилась с ним, получила она семя от него, т.е. Дух животворящий, чтобы при его участии смогла родить добрых детей и вскормить их. Ибо это великое и совершенное чудо рождения, так как этот брак совершается по воле Отца.

Но следует, чтобы душа родилась сама и оказалась в своем первоначальном положении. Душа же двигается сама и получила от Отца божественное начало, чтобы обновиться, и чтобы быть принятой в место, в котором была сначала. Это воскресение из мертвых; это спасение из плена; это восхождение на небо; это путь к Отцу. Поэтому сказал пророк: "Благослови, душа моя, Господа, и все мои внутренности благословите святое имя его. Благослови, душа моя, Бога, который отпустил все твои беззакония, который излечил все твои болезни, который вырвал твою жизнь у смерти, который увенчал тебя милостью, который наполнил твое желание благом, и твоя юность будет обновлена, подобно орлу". И теперь, когда она будет обновлена, она поднимется, благословляя Отца и брата своего, того, посредством которого была спасена. Вот так душа будет спасена через возрождение. Но это происходит не с помощью заученных слов, не с помощью навыков и записанных учений, но это благодать [Отца], но это духовный дар [истины]. Ибо это дело - дело [Духа]. Поэтому возгласил Спаситель: "Никто не может прийти ко мне, если не привлечет его мой Отец и не доставит ко мне, и я воскрешу его в последний день".

Теперь нужно молиться Отцу и взывать к нему всей душей не внешними устами, но внутренним духом, который выходит из глубины, воздыхать и раскаиваться о жизни, которую мы вели, исповедовать грехи, почувствовать пустое заблуждение, в котором мы находились, и пустое стремление, оплакать то, как мы находились во тьме и буре, скорбеть о себе самих, чтобы Он смилостивился к нам, ненавидеть себя такими, какими мы теперь являемся. Еще сказал Спаситель: "Блаженны алчущие, ибо они насытятся". И еще сказал он: "Кто не возненавидит свою душу, не сможет следовать за мной". Ибо начало спасения - покаяние. Поэтому до пришествия Христа пришел Иоанн, проповедующий крещение покаяния. А покаяние происходит в печали и скорби сердца. Отец же - человеколюбец добрый, и он слышит душу, которая призывает его и посылает ей свет спасения. Поэтому сказал он через Духа-пророка: "Скажи сынам моего народа: когда ваши грехи распространятся от [земли до] неба и станут [красными], как плоды гранатового дерева, и чернее, чем власяница, и когда вы обратитесь ко мне всей вашей душей и скажете мне: "Отец мой", - услышу я вас, как святой народ".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: