Профилактические ремонты трубопроводов

РЕМОНТ ТРУБОПРОВОДОВ И ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ

Характеристика основных неисправностей трубопроводов и способы их обнаружения

Трубопроводы испытывают воздействие транспортируемой среды. Различают два основных вида такого воздействия – химическое и механическое.

Результатом химического воздействия является коррозионное разрушение трубопроводов. Скорость коррозии труб (см/год или мм/год) определяют промером толщины стенки через определенные промежутки времени.

Коррозия особенно активно развивается там, где агрессивная среда имеет высокую температуру и движется с большой скоростью. Особенно подвержены коррозии фланцевые и сварные соединения, повороты, переходы и т.п. участки трубопроводов. Механических факторов воздействия, приводящих к разрушению трубопроводов, несколько:

1. Эррозия – износ трубопроводов под воздействием сильной струи газа или жидкости. Степень такого износа резко повышается, если в потоке содержатся твердые частицы. Эррозионный износ особенно характерен для трубопроводов пневматического транспорта, по которым со значительной скоростью движутся большие массы твердых материалов.

2. Вибрация трубопроводов, вызываемая неравномерной работой оборудования (насосов, компрессоров и т. п.), с которым они соединены. Вибрация приводит к разрушению сварных соединений, нарушению плотности фланцевых и других разъемных соединений, разрушению тепловой изоляции трубопроводов.

3. Периодический нагрев и охлаждение трубопроводов, приводящие к нарушению герметичности фланцевых соединений и пропускам продукта.

4. Нарушения технологического режима, вызывающие гидравлические удары (например, запуск системы без предварительного слива жидкости, накопившейся в трубопроводе за время остановки). В некоторых случаях гидравлические удары могут привести к полному разрушению участков трубопровода.

5. Местное замораживание трубопровода может также привести к разрушению отдельных его участков и арматуры, установленной на нем.

6. Разрушение внутренних защитных покрытий приводит к местному разрушению трубопровода вследствие коррозии. Кроме того, куски резины, полиэтилена могут закупорить трубопровод.

7. Забивка трубопровода из-за постепенного отложения в разных его участках твердых частиц. Основная причина отложения частиц – низкие скорости движения потока.

Исправная работа технологического трубопровода во многом зависит от состояния его опор и подвесок. Несущие конструкции опор не должны иметь прогиба, скручивания или других дефектов. На подвижной опоре трубопровод должен лежать в подушке плотно и без зазоров, а хомут – плотно охватывать трубу. Пружины не должны иметь трещин, расслоений и других дефектов металла. Опоры не должны сползать с опорных поверхностей, а трубопровод – с опор. Недопустимы прогиб и провисание трубопровода.

Для своевременного обнаружения неисправностей трубопроводов необходимо тщательное наблюдение за состоянием всей трубопроводной системы цеха. Особое внимание следует уделять трубопроводам, по которым перекачивают горючие и взрывоопасные продукты. Утечки продукта обнаруживают по понижению давления на манометрах насосов или компрессоров. Для определения места повреждения трубопровода проводится тщательный осмотр участка, на котором предполагается разрушение. Место выхода продукта может быть найдено при помощи течеискателей различной конструкции, по показаниям переносных газоанализаторов, просто по запаху.

Наружный осмотр трубопроводов, проложенных открыто или в проходных каналах, проводится без снятия изоляции. На участках трубопроводов, особенно сильно подверженных коррозии, делают так называемые «сверления безопасности». Для этого на трубопроводе заранее высверливают углубления, оставляя такую толщину стенки-трубы, чтобы избежать разрыва трубопровода.

Когда в месте сверления оставшаяся часть стенки трубы прокорродирует и продукт будет фонтанировать в отверстие или над ним появится парение, то это свидетельствует о коррозионном разрушении стенки трубопровода. В таких случаях на отверстие накладывают хомут, а во время капитального ремонта трубопровод заменяют.

На трубопроводы, работающие с температурой 450°С и выше, приваривают репера – металлические полосы, позволяющие контролировать перемещение трубопровода вследствие текучести металла.

Все трубопроводы, по которым транспортируются жидкие и газообразные углеводороды и другие вещества – диэлектрики, должны иметь заземляющие устройства для отвода зарядов статического электричества, образующихся вследствие трения диэлектрика о стенки трубы. Неисправность таких заземлений может привести к тяжелой аварии, поэтому они также должны тщательно осматриваться.

Обо всех неисправностях, обнаруженных в процессе осмотра работающего трубопровода, делают записи в специальном журнале. Эти записи служат основой для составления плана очередного профилактического ремонта.

Профилактические ремонты трубопроводов

Система планово-предупредительных ремонтов предусматривает проведение текущего и капитального ремонта трубопроводов.

При текущем ремонте производят очистку и проверку технического состояния, ремонт и замену быстроизнашивающихся деталей и отдельных узлов трубопроводов и арматуры.

В период капитального ремонта тщательно осматривают и проверяют техническое состояние, а также ремонтируют все узлы и детали трубопроводов. В процессе капитального ремонта часто также выполняют работы по монтажу вновь прокладываемых трубопроводов.

Плановый ремонт трубопроводов включает: смену участков линий до 20% общей их протяженности при текущем ремонте и до 50% при капитальном ремонте; гидравлическое или пневматическое испытание трубопроводов; проверку и ремонт всех опор и подвесок; заварку трещин; подварку швов и постановку хомутов; смену или ремонт компенсирующих устройств; устранение утечки через фланцевые соединения путем смены прокладок; ремонт фланцев; смену или ремонт крепежных изделий; проверку и набивку сальниковых уплотнений арматуры; ремонт запорных устройств или смену арматуры; очистку трубопроводов от твердых отложений.

В межремонтный период, т. е. в период между плановыми ремонтами, ведется мелкий ремонт, как например, подтяжка креплений, подтяжка сальников арматуры, смена прокладок на арматуре и трубопроводах, смена мелкой арматуры и т. д.

К внеплановому ремонту относятся также работы, которые выполняют при обнаружении таких дефектов, как разрыв сварных стыков; сквозное проржавление стенки труб; выход из строя запорной арматуры; закупорка трубопровода легкозастывающими продуктами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: