double arrow

Стратегия отдела литературы по искусству НБРК на 2016-2020г. (в идеале)

1

ГБУ РК «Национальная библиотека Республики Коми

Стратегия отдела литературы по искусству ГБУ НБРК

«Умная библиотека для общества знаний»

                                                                                     Бескупская Екатерина Ивановна

                                                                                          зав. ОЛИ

Год.

Введение

В современном информационном обществе повышаются и видоизменяются потребности населения в видах информации, способах и скорости её получения. Трансформация средств хранения и передачи информации выводит на первый план проблему построения новой системы библиотечно-информационного обслуживания читателей, ориентированной на максимально полное и оперативное удовлетворение спроса читателей и пользователей с помощью реализации библиотечных услуг.

Необходимость разработки новой стратегии отдела обусловлена завершением «Стратегии развития деятельности и услуг Национальной библиотеки Республики Коми до 2015 года»,  изменением внешней и внутренней информационной среды, развитием цифровых технологий. В последующий период с 2016 по 2020 годы планируются модернизация «фондоориентированной» модели библиотечного обслуживания на «клиентоориентированную», т. е. на потребности конкретных групп пользователей: информационные, образовательные, эстетические, социальные, досуговые. Миссия отдела - обеспечение доступа пользователю библиотеки, в том числе виртуальному, к информационным ресурсам по всем видам и жанрам национального, отечественного и мирового искусства, в соответствии с его потребностями, сохранение музыкального и культурного наследия Республики Коми остается прежней, однако методы ее реализации модернизируются.




Отдел литературы по искусству является единственным специализированным в Республике Коми, однако его работа в большей степени была ориентирована на Сыктывкар, в связи с развитием технологий логичной видится активизация и совершенствование дистанционных форм информирования различных аудиторий республики.

Основополагающим принципом работы отдела по всем направлениям является адресность. Изучение информационных потребностей в сфере искусства целевых аудиторий в предыдущий период страдало отсутствием системности и поступательности в силу различных объективных причин.

Важнейшую проблему – создание адекватного потребностям целевых аудиторий фонда ОЛИ, невозможно решить без налаживания системной работы в режиме постоянного взаимодействия с экспертами различных направлений и профессионального уровня в сфере образования, культуры, искусства. Возможность актуализации фондов ОЛИ, пополнение их документами классического репертуара изданий по искусству (восполнение лакун), рекомплектование, комплектование новыми востребованными изданиями, Интернет-ресурсами в направлениях: в помощь «эстетическому развитию», «самобразованию», «образованию», «непрерывному профессиональному образованию», «творческому развитию, самореализации» видится в создании экспертного сообщества из числа специалистов различных учреждений культуры, искусства и образования: «Дом творчества» РК, НГРК, Театр оперы и балета РК, Коми Республиканская филармония, профессиональных сообществ (Союз композиторов РК, Союз художников РК), СыктГУ (Институт культуры и искусства; Институт педагогики и психологии), КИРК, Колледж культуры РК, Гуманитарный колледж РК, Гимназия искусств РК, музыкальные и школы искусств РК, методические объединения школьных учителей музыки, МХК, ДПИ, музыкальных руководителей детских садов и т.п. В предыдущий период был получен положительный опыт сотрудничества с большей частью специалистов и дирекциями организаций, налаживание  системной работы видится в заключении договоров о социальном партнерстве.  



В связи с актуализацией закона об авторском праве в Интернет-сфере, закрытия традиционно используемых музыкантами электронных нотных архивов, актуальным направление работы становится поиск нотных изданий и специализированных ресурсов для формирования концертных и конкурсных репертуаров музыкантов различного уровня подготовки.



В работе с молодежью и широкой аудиторией, в приоритете новационные, нестандартные просветительские формы работы, находящиеся на стыке различных библиотечных методик и социо - культурной деятельности, которые позволят успешно реализовывать различные активности населения, связанные с культурой и искусством. В практике отдела есть успешно реализованные формы в режиме эксперимента, качественные art-мероприятия, организуемые силами специалистов и партнеров отдела, требуют большой творческой отдачи, временных и ресурсных затрат, однако помогают решать сложную задачу: транслировать, приобщать различные группы граждан к  традиции книжной культуры, чтения, ценностям мировой, отечественной и национальной культуры и искусства. Новые формы работы должны также содействовать процессу формирования креативной компетенции, удовлетворению познавательных и эстетических потребностей, социализации, формированию идентичности населения территории. Хочется надеяться, что все это будет содействовать повышению авторитета библиотеки, внедрению в сознание граждан ее восприятия как «территории знаний и творчества», уникального, гибкого, мобильного общественного института, чутко реагирующего на информационные потребности населения, в том числе транслирующего различным поколениям лучшие образцы культуры и искусства в современных адекватных форматах, интересно и доступно подавая актуальную информацию.

                                                                                                             

Стратегия отдела литературы по искусству НБРК на 2016-2020г. (в идеале)

Цель деятельности: оперативное удовлетворение информационных потребностей населения в области мирового, отечественного и национального искусства, продвижение чтения и знаний, содействующих росту качества жизни, гармонизации общества, инновационному развитию Республики Коми как стабильной и привлекательной территории.

Стратегия развития отдела направлена на реализацию следующих задач:

 реализацию основных направлений деятельности, отражённых в Уставе ГБУ РК «НБРК»

- модернизацию библиотечных услуг;

- повышение кадрового потенциала сотрудников;

 - актуализацию, обновление, продвижение библиотечного фонда;

 - трансформацию библиотечного пространства;

- популяризация чтения, различных видов искусства среди различных категорий пользователей;

 - предоставление доступа к информационным ресурсам отдела, обеспечение навигации.

Этапы реализации стратегии:

1 этап. (2016) Анализ услуг отдела за 2012-2015, выявление наиболее востребованных различными аудиториями, их актуализация. Продолжение работы по оказанию востребованных библиотечно-информационных услуг ОЛИ для разных категорий пользователей: циклы тематических обзоров, классных часов, «Часов студента», Интернет-экскурсий (тематические подборки качественных Интернет-ресурсов), фаб-лабов, креатив-практикумов, интерактивных art-мероприятий и т.п. Привлечение партнеров и волонтеров. Подготовка специалистов ОЛИ для осуществления качественного и оперативного обслуживания пользователей. Информационно-рекламное продвижение услуг по адекватным информационным каналам различным категориям пользователей.

Создание и внедрение в режиме эксперимента новых услуг, в т.ч. дистанционных для  специалистов музыкальных и творческих специальностей учреждений культуры, искусства, образования РК (специалисты профильных ВУЗов и СУЗов, учреждений образования: СыктГУ (Институт культуры и искусства; Институт педагогики и психологии), КИРК, Колледж культуры РК, Гимназия искусств РК, музыкальные и школы искусств РК, методические объединения школьных учителей музыки, МХК, ДПИ, музыкальных руководителей детских садов, центры дополнительного образования и досуга, театры, общественные организации и т.п.). В режиме эксперимента разработать и апробировать систему группового информирования ОЛИ специалистов музыкальных специальностей учреждений культуры, искусства, образования в РК, в т.ч. дистанционного. Привлечение партнеров и волонтеров. Создание экспертного сообщества из числа специалистов творческих специальностей для решения вопросов целевого комплектования фонда ОЛИ. Совершенствование деятельности по целевому комплектованию, определение приоритетов. Активизировать работу по изучению, комплектованию, продвижению нотно-музыкальных фондов ОЛИ и специализированных ресурсов по искусству. Подготовка специалистов ОЛИ для осуществления качественного и оперативного обслуживания пользователей.

II этап. (2017-2019)

Анализ результатов эксперимента, широкое внедрение новых информационных услуг,  системы группового информирования ОЛИ специалистов музыкальных и творческих специальностей учреждений культуры, искусства, образования в РК, в т.ч. дистанционного. Уточнение категорий реальных и потенциальных пользователей традиционных и новых услуг ОЛИ, Разработка ТЗ для базы данных реальных и потенциальных пользователей-специалистов, налаживание системной работы с ними в т. ч. на основании партнерских договоров с организациями, пополнение базы данных реальных и потенциальных пользователей ОЛИ, информационно-рекламное продвижение услуг по адекватным информационным каналам различным категориям пользователей. Приоритет – педагоги-новаторы профильных ВУЗов и СУЗов, и начального профессионального образования. (СыктГУ (Институт культуры и искусства; Институт педагогики и психологии), КИРК, Колледж культуры РК, Гимназия искусств РК, музыкальные и школы искусств РК, методические объединения школьных учителей музыки, МХК, ДПИ, музыкальных руководителей детских садов и т.п.). Выявление наиболее востребованных услуг специалистами, их актуализация.

Формирование внутренней среды отдела: выбор технических средств и внедрение новых технологий, ремонт, создание комфортного интерьера, оборудование мебелью, модернизация расположения книжных и нотно-музыкальных фондов, зала для мероприятий

III этап (2019-2020) Уточнение категорий реальных и потенциальных пользователей традиционных и новых услуг ОЛИ, информационно-рекламное продвижение услуг по адекватным информационным каналам различным категориям пользователей. Пополнение базы данных реальных и потенциальных пользователей-специалистов, корректировка системы работы с ними, пролонгация и заключение партнерских договоров с организациями. В режиме эксперимента разработать и апробировать систему группового информирования ОЛИ специалистов музыкальных специальностей учреждений культуры, искусства, образования в РК, в т.ч. дистанционного. Привлечение партнеров и волонтеров. Создание экспертного сообщества из числа специалистов творческих специальностей для решения вопросов целевого комплектования фонда ОЛИ. Совершенствование деятельности по целевому комплектованию, определение приоритетов. Активизировать работу по изучению, комплектованию, продвижению нотно-музыкальных фондов ОЛИ и специализированных ресурсов по искусству. Подготовка специалистов ОЛИ для осуществления качественного и оперативного обслуживания пользователей.

IV этап (2020) Изучение достигнутых результатов и анализ востребованности услуг, книжных и нотно-музыкальных фондов отдела, информационных запросов пользователей ОЛИ, выявление степени удовлетворенности качеством обслуживания с целью определения приоритетов  дальнейшей работы и разработки стратегии до 2025.

 

Основные целевые группы:

Целевые группы Формы взаимодействия Мероприятия
Специалисты (Приоритетная группа). Педагоги – новаторы, методисты, аспиранты, магистранты. (начального, среднего и высшего профессионального образования: Гимназия искусств при главе РК; музыкальные, хореографические, художественные и школы искусств РК; Колледж культуры РК, Колледж искусств РК, Музыкальное отделение Гуманитарно-педагогического колледжа; «Дизайн», «Культурология» СГУ; учреждения дополнительного образования: музыкальные, художественные, хореографические, школы искусств РК; МАУДО «Дворец творчества детей и учащейся молодежи», ГАУДО РК "РЦДО", Клубы, центры творчества и досуга; дошкольного и школьного образования: методические объединения специалистов по эстетическим направлениям Управления образования г. Сыктывкара; КРИРО ИПК; «Учебный центр»                                                                                                                               ГАУАУРК «Центр народного творчества и повышения квалификации».       - информационно-культурные услуги; - информационно-культурное  просвещение; - сотрудничество (партнерство в проектной деятельности); - информационно-аналитическая деятельность; - образовательная деятельность по повышению профессиональных компетенций - привлечение к экспертной оценке при формировании политики формирования фондов и тематико-типологического профиля комплектования ОЛИ. I. Предложить информационные ресурсы для поддержки профессиональной деятельности: 1. Фонды ОЛИ: книжные, нотные; периодических изданий. 2. Список изданий по тематике деятельности (направлению учебной подготовки): - содержащихся в фондах ОЛИ, НБ РК, - статей специальных периодических изданий, в т. ч. проект «МАРС». - профильных Интернет ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/;  ресурсы НЭБ; «Нотные рукописи»; Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»; Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/ и др. 3. Услуги по ИРИ по тематике деятельности пользователей НБ РК (из фондов НБ РК, из журналов проекта «МАРС»), в т. ч. дистанционные на РК по адекватным каналам связи. 4. Услуги МБА и ЭДД по тематике деятельности (направлению подготовки). 5. Групповое информирование: «Час специалиста» (организация тематических выставок, обзоров, просветительских, art- мероприятий в соответствие с тематическими планами «курсов повышения квалификации» Курсы ЦНТиПК, специалистов методических объединений города и т. п.) 6. «Час студента» (работа педагога-новатора и студента с первоисточниками, ресурсами, подобранными по теме специалистами ОЛИ, креатив-практикумы, «ART-LIBRARYтория»)  7. Проведение дней специалиста по направлению подготовки. II. Выявить потребности в книжных, нотных, периодических изданиях для учета при комплектовании фонда ОЛИ
Специалисты, ученые, исследователи в сфере МХК. Искусство. Искусствознание. (Институт культуры и искусства СГУ, Кафедра «Культурология», «Дизайн» и т.п.), НГРК, НМРК -информационно-культурные услуги; - сотрудничество (партнерство в проектной деятельности в формате творческих встреч, издательских библиографических проектов ОЛИ); - новые сервисы, дистанционное обслуживание; - внестационарное, индивидуальное, дистанционное обслуживание; - информационно-аналитическая деятельность; - образовательная деятельность по повышению профессиональных компетенций I. Предложить информационные ресурсы для поддержки профессиональной деятельности: 1. Фонды ОЛИ: книжные, нотные; периодических изданий, фонд нотных рукописей, редкий фонд, Коллекция «Фольклорно-музыкальное наследие П.И. Чисталева» и т.п. 2. Список изданий по тематике деятельности (направлению профессиональной подготовки): - содержащихся в фондах ОЛИ, НБ РК, - статей специальных периодических изданий, в т. ч. проект «МАРС». - профильных Интернет ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/; ресурсы НЭБ; «Нотные рукописи»; Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»; Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/ и др. 3. Услуги по ИРИ по тематике деятельности пользователей НБ РК (из фондов НБ РК, проект «МАРС»), в т. ч. дистанционные на РК по адекватным каналам связи, 4. Услуги МБА и ЭДД по тематике деятельности (направлению подготовки). 6. Проведение дней специалиста по направлению подготовки. II. Выявить потребности в книжных, нотных, периодических изданиях для учета при комплектовании фонда ОЛИ
Специалисты: исполнители-музыканты, хореографа, артисты (Коми республиканская филармония. Руководители профессиональных коллективов РК, Заслуженных самодеятельных коллективов Театр оперы и балета РК;  Академический театр драмы им. Виктора Савина   -информационно-культурные услуги; - сотрудничество (партнерство в проектной деятельности в формате мастер-классов творческих встреч, издательских библиографических проектов ОЛИ); - новые сервисы, дистанционное обслуживание; - внестационарное, индивидуальное, дистанционное обслуживание; - образовательная деятельность по повышению профессиональных компетенций I. Предложить информационные ресурсы для поддержки профессиональной деятельности: 1. Фонды ОЛИ: в первую очередь НОТНЫЕ, книжные, периодических изданий. 2. Список изданий по направлению деятельности: - содержащихся в фондах ОЛИ, НБ РК, - статей специальных периодических изданий, в т. ч. проект «МАРС». - профильных Интернет ресурсов, в т.ч. нотных архивов. 3. Услуги по ИРИ по тематике деятельности пользователей НБ РК (из фондов НБ РК, проекта «МАРС» профильных Интернет ресурсов, нотных архивов, в т. ч. дистанционные на РК по адекватным каналам связи. 4. Услуги МБА и ЭДД по тематике деятельности (направлению подготовки). 5. Групповое информирование: «Час специалиста» (организация тематических выставок, обзоров, просветительских, art- мероприятий). II. Выявить потребности в книжных, нотных, периодических изданиях для учета при комплектовании фонда ОЛИ
Специалисты: Мастера изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества, Союз Мастеров РК, Союз Художников РК -информационно-культурные услуги; - сотрудничество (партнерство в проектной деятельности в формате выставок, мастер-классов творческих встреч, издательских библиографических проектов ОЛИ); - новые сервисы, дистанционное обслуживание; - внестационарное, индивидуальное, дистанционное обслуживание; - образовательная деятельность по повышению профессиональных компетенций I. Предложить информационные ресурсы для поддержки профессиональной деятельности: 1. Фонды ОЛИ: книжные, в т.ч. изо-издания; периодических изданий. 2. Список изданий по направлению деятельности: - содержащихся в фондах ОЛИ, НБ РК, - статей специальных периодических изданий, в т. ч. проект «МАРС». - профильных Интернет ресурсов 3. Услуги по ИРИ по тематике деятельности пользователей НБ РК (из фондов НБ РК, проекта «МАРС» профильных Интернет ресурсов, в т.ч. дистанционные на РК по адекватным каналам связи. 4. Услуги МБА и ЭДД по тематике деятельности (направлению подготовки). 5. Групповое информирование: «Час специалиста» (организация тематических выставок, обзоров, просветительских, art- мероприятий). II. Выявить потребности в книжных, нотных, периодических изданиях для учета при комплектовании фонда ОЛИ
Студенты, школьники, получающие начальное, среднее, высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств. Гимназия искусств при главе РК; музыкальные, хореографические, художественные и школы искусств РК; Колледж культуры РК, Колледж искусств РК, Музыкальное отделение Гуманитарно-педагогического колледжа; «Дизайн», «Культурология» СГУ; - информационно-культурные услуги; - информационно-культурное  просвещение; - сотрудничество (волонтерство, партнерство в проектной деятельности); - образовательная деятельность по повышению профессиональных компетенций I. Предложить информационные ресурсы для поддержки профессиональной деятельности: 1. Фонды ОЛИ: книжные, нотные; периодических изданий. 2. Список изданий по тематике деятельности (направлению учебной подготовки): - содержащихся в фондах ОЛИ, НБ РК, - статей специальных периодических изданий, в т. ч. проект «МАРС». - профильных Интернет ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/; ресурсы НЭБ; «Нотные рукописи»; Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»; Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/ и др. 3. Услуги МБА и ЭДД по тематике деятельности (направлению подготовки). 4. Групповое информирование: «Час студента» (организация тематических выставок, обзоров первоисточников, ресурсов по теме в помощь педагогу-новатору, к элективным и факультативным курсам «История искусств» и т.п., просветительские art- мероприятия, креатив-практикумы, «ART-LIBRARYтория»)  II. Выявить потребности в книжных, нотных, периодических изданиях для учета при комплектовании фонда ОЛИ
Бакалавры, школьники старшего звена -информационно-культурные услуги; - информационно-культурное  просвещение; - сотрудничество (волонтерство, партнерство в проектной деятельности); -образовательная деятельность по повышению профессиональных компетенций I. Предложить информационные ресурсы для поддержки профессиональной деятельности: 1. Фонды ОЛИ: книжные, периодических изданий. 2. Список изданий по тематике деятельности (направлению учебной подготовки): - содержащихся в фондах ОЛИ, НБ РК, - статей специальных периодических изданий, в т. ч. проект «МАРС». - профильных Интернет ресурсов, Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/; ресурсы НЭБ; «Нотные рукописи»; Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА «КИБЕРЛЕНИНКА»; Электронная библиотечная система «Лань» http://e.lanbook.com/ и др. 3. Групповое информирование: «Час студента» (организация тематических выставок, обзоров первоисточников, ресурсов по теме в помощь педагогу-новатору, к элективным и факультативным курсам «История искусств» и т.п., просветительские art- мероприятия, креатив-практикумы, «ART-LIBRARYтория») 
Специалисты, молодежь, представители «третьего возраста», лица с ограниченными физическими возможностями, инвалиды, дети - эстетическое просвещение, - социальная адаптация, - информационно-культурные услуги; - информационно-культурное  просвещение; -проект «Музыкальная среда» концерты вокальной музыки;  - «ART-LIBRARYтория» (высставки работ из фондов НГРК, разовые art-мероприятия в режиме эксперимента) - организация книжных выставок с работами мастеров ДПИ, - клуб «Любителей гитарной поэзии», - клуб по интересам «Кукловеды», - Фелт-клуб «Фантазия», - «Творческая LIBRARYтория Искусников» мероприятия типа «фаблабов». - «Программа для лиц третьего возраста» участие в работе «Народного университета», - Участие в проекте «Если не мы, то кто …» (Республиканский госпиталь ветеранов войны и участников боевых действий), - «Летний читальный зал», - участие в проекте «Летнее некафе»,
Общественные организации, профессиональные сообщества, инициативные группы по направлению искусства. - информационно-культурные услуги - сотрудничество (партнерство в проектной деятельности); Информирование по профилю работы (Союз композиторов РК, Союз художников РК, Общественное движение «Коренные женщины РК», Ассоциации, клубы по интересам РК эстетического направления)


1




Сейчас читают про: