Теоретические сведения

ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

Г.                                                                               гр. МЭО – 02

Тема: Фрикционные передачи

Задания:

1. Записать число и тему урока. Изучить теоретический материал по теме. Просмотреть два видеоролика.

2. Записать определение фрикционной передачи, выполнить рисунок 1 и подписать на рисунке все части и элементы передачи, а также кинематические и силовые характеристики: ведущий каток, ведомый каток, ведущий и ведомые валы, прижимная пружина, окружную силу, силу создаваемую пружиной (Fr), вращающие моменты на катках, угловые скорости ведущего и ведомого катков, диаметры катков, межосевое расстояние.

3. Записать достоинства, недостатки и применение фрикционных передач.

4. Ответить на контрольные вопросы и задания.

Если выполняете работу в электронном формате, то задание № 2 должно быть выполнено в полном объеме. Используйте вкладку вставка – фигуры или др. возможности Ворда. 

Теоретические сведения

Фрикционной передачей называется механизм, служащий для передачи вращательного движения от одного вала к другому с помощью сил трения, возникающих между насаженными на валы и прижатыми друг к другу дисками, цилиндрами или конусами.

Фрикционная цилиндрическая передача (рис.1) состоит из двух колес (катков) - ведущего и ве­домого, которые прижаты друг к другу с заданной силой. При вращении од­ного из катков, например, ведущего приходит в движение ведомый, благо­даря возникающей силе трения.

Условие работоспособности передачи F тр ≥ Ft,

где: Ft - передаточное окружное усилие (окружная сила);

Fтр  - сила трения в месте контакта.

Если это условие нарушается, то возникает буксование, то есть ведомый каток не вращается, а ведущий скользит по нему.

Примечание. Окружное усилие — сила, которая вращает шкив, коленчатый вал, ма­ховик и т. д., направленная по касательной к окружности, по которой движется точка приложения этой силы. Определяют окружное усилие по формуле Ft = Т/r,

где: Т - вращающий момент;

r - расстояние от точки приложения окружного усилия до оси вращения.

Рисунок 1

 

Фрикционные передачи можно классифицировать по нескольким признакам:

1.   по расположению осей валов:

- с параллельными осями (рис.2–а);

-  с пересекающимися осями (рис.2–б);

2. по форме тел качения:

-   с гладкими цилиндрическими катками (рис. 2- а);

- катками с клинчатым ободом (рис.2 – г);

- с коническими катками (рис.2–б); 

- торовые (рис.2–в),

3. по условиям работы:

открытые – работающие всухую;

- закрытые – работающие в масляной ванне;

4. по возможности регулирования передаточного числа:

с условно постоянным передаточным числом (рис.2 – а, б, г);

 с бесступенчатым регулированием передаточного числа – фрикционные вариаторы (рис.2 – в,д).

 

Рисунок 2 -  Фрикционные передачи

Достоинства фрикционных передач:

- простота конструкции,

- плавность и бесшумность работы,

- возможность безаварийной ситуации при случайной перегрузке,

- возможность плавного изменения передаточного числа на ходу машины.

Недостатки:

- для открытых передач сравнительно низкий КПД;

- большое и неравномерное изнашивание катков при буксовании;

- необходимость применения опор валов специальной конструкции с прижимными устройствами (это делает передачу громоздкой);

- для силовых открытых передач незначительная окружная скорость (7 - 10 м/с);

- значительная радиальная нагрузка на опоры валов, которая может до 35 раз превышать передаваемую окружную силу, что увеличивает их размеры и делает передачу громоздкой.

- незначительная передаваемая мощность (открытые передачи - до 10-20 кВт; закрытые - до 200-300 кВт);

- большие потери на трение.

Фрикционные передачи находят применение в кузнечнопрессовом оборудовании (фрикционные прессы, фрикционные молоты), металлорежущих станках, транспортирующих машинах (например, лебедки с фрикционным приводом); в приборах, счетно-решающих машинах и т.д. Наибольшее применение в машиностроении имеют фрикционные вариаторы. Принцип фрикционной передачи является основой технологического процесса в прокатных станах, основой работы рельсового и безрельсового колесного транспорта, однако эти вопросы являются предметом изучения специальных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: