Театрализация как средство патриотического воспитания подростков

Театрализация – творческий метод создания сценария, суть которого сводится к театрализации материала. Дети, подростки, молодежь – будущее нашей страны, и поэтому важнейшую роль в развитии общества и государства играет воспитание, становление и подготовка молодого поколения к взрослой жизни.

 Человек нуждается в духовно-нравственном воспитании на протяжении всей своей жизни, но формы и методы работы в зависимости от возраста и социального положения используются совершенно разные. Конечно, перевоспитать взрослого человека крайне сложно, поэтому на протяжении всей дошкольной и школьной жизни детям необходимо проводить постоянную воспитательную работу, прививая им высокие нравственные ценности. Для этого целесообразно использовать такие методы работы, при которых на ребенка не будет оказано давления, воспринимаемое им негативно и вызывая у него отторжение.

 Одной из форм работы, являющейся актуальной как в прошлом, так и в современное время является постановка театрализованного представления. Многие считают, что применение театрализации допустимо только с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, но это далеко не так. Чтобы разобраться, почему эта форма работы является действенной для детей и подростков любой возрастной группы, необходимо изначально понять разницу между понятиями «театральное» и «театрализованное». Если театральное представление предполагает наличие «четвертой» стены между залом и сценой, между актером и зрителем, то театрализованное, наоборот, направлено на зрителя. В театральном представлении перед нами предстает герой, который существует в определенных (предлагаемых) обстоятельствах, в театрализованном представлении этот герой смотрит на все как бы со стороны, и обращается в зал, а не только к другим героям по площадке.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Авторский сценарий, включающий в себя сценарно-режиссерский ход и композиционное построение, лишь подсказывают определенные действия и направляют героя, но эти действия он должен сам воссоздать с помощью движений, жестов, мимики и слов. Конечно, у каждого исполняющего роль на сцене, эти движения и жесты будут свои. Каждый по своему будет переживать, и выражать определенные эмоции.

Задача театрализованного представления заключается в том, чтобы не навязать, а сделать так, чтобы зритель сам осознал и сделал для себя нужные выводы. Для этого и служит образное решение, с помощью которого герой может разбудить в сердцах зрителей чувства сопереживания, сострадания, заставляет их задуматься над поставленной проблемой, анализировать действия героя и обстоятельства, наблюдая со стороны.

Такое влияние оказывается не только на зрителей, сидящих в зале, но и на самих юных актеров, исполняющих роли, ведь их деятельность также учит их самих сопереживать, а в результате этого у ребенка создаются определенные моральные оценки, дети приобщаются к духовному богатству.

Для каждого праздника, знаменательной даты существуют свои образы и символы, узнаваемые обществом: звонок и 1 Сентября, Георгиевская ленточка и День победы…

Так в любом театрализованном представлении с помощью определенных образов можно показать то, что стоит ценить и уважать. Именно образное решение как нить, проходящая через все представление, заставляет понять главное, то, что хотел сказать автор, который раскрывает тему и ненавязчиво приводит нас к решению поднятой им проблемы. То, что зритель захочет изменить в себе, в своем образе жизни и есть сверхзадача, поставленная педагогом.

Театрализованные представления являются мощным педагогическим средством воспитания, и могут быть использованы в рамках проведения не только всем известных календарных праздников, таких как День пожилого человека, День матери, День победы, но и различных мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни, антикоррупционного мировоззрения, толерантности…

Таким образом, театрализованная деятельность подростков помогает приобщить  к духовным ценностям, сформировать правильную модель поведения в современном мире и повысить их общую культуру.

Театрализовать материал, значит, выразить его содержание средствами театра, который диктует 2 условия:

1. Организация сценического действия, зримое раскрытие драматургического конфликта.

2. Создание художественного образа представления.

Виды театрализации:

1) театрализация компилированного или комбинированного вида – тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства и соединение их между собой сценарно-режиссерским ходом. Компилированный метод используется в театрализованных концертах, представлениях;

2) театрализация оригинального вида – создание новых художественных образов согласно сценарно-режиссерскому замыслу. Применяется для создания сценариев документального жанра, в основе которых лежит инсценировка документа. Документальный ряд придает публицистическое звучание, если факт имеет общественную ценность.

Основные требования: Злободневность и актуальность. Здесь создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в оригинальном слиянии по главному принципу эмоционального развития мысли и создания сценарно-смыслового стержня каждого эпизода и сценария в целом.

3) театрализация смешанного вида – использование 1 и 2 вида. Включает компиляцию готового и создания нового. Построена по принципу тематического отбора и сведения их в композицию с помощью сквозного сценарно-режиссерского хода и привнесения в эту основу своего авторского оригинального видения и решения. Включает в себя компиляцию готовых текстов и номеров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: