Учебный модуль
п.Солнечный,РМЭ
(составил учитель русского языка и литературы
Высшей категории Бахтин С.Ф.)
Методические указания по изучению романа
Л.Н.Толстого «Война и мир»
«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».
Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.
Формирование замысла определил сам автор:
1856 год — начало замысла.
«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».
|
|
1825 год — восстание декабристов.
«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».
1812 год — война.
«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».
1805—1807 годы — заграничные походы русской армии.
«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.
Проблемы начала века:
«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.
«Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.
Истинный и ложный патриотизм.
Назначение женщины — сохранение семейного очага.
Проблемы середины века:
Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 60-х годов.
Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.
Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.
Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.
В романе 4 тома и эпилог:
том — 1805 год.
II том — 1806—1811 годы.
III том — 1812 год.
IV том —1812—1813 годы.
Эпилог — 1820 год.
Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:
|
|
1. Прием сопоставления и противопоставления.
2. «Срывание всех и всяческих масок».
3. Психологизм повествования — внутренний монолог.
Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу.
Характерные черты | Ростовы | Болконские |
1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер. Сравните: — отношения между гостями; — причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) | Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье). Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения). Положение матери — положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины) | Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главное — честь |
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми | Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца | Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность». Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума |
3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова | Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа | Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой) |
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах | Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы | Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное) |
5. Отношение к народу | Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) | Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами |
6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните: — отношение к войне на вечере у А. П. Шерер; — поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля | Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители | Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы |
7. Недостатки | Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам). Непрактичность, мотовство отца Ростова | Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен) |
8. Отношение автора к героиням | Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье | Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага |
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность | Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя | Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого |
|
|
Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея. Толстой хотел показать: народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»); народ, влияющий на историю. Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа, сам исторический процесс, широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.
|
|