Л.Н.Толстого «Война и мир»

Учебный модуль

         

                         п.Солнечный,РМЭ

           (составил учитель русского языка и литературы

             Высшей категории Бахтин С.Ф.)

 

 

 

 



Методические указания по изучению романа

Л.Н.Толстого «Война и мир»

«Во всем мне хочется дойти до самой сути» — этими словами Б. Л. Пастернака можно начать первый урок о «Войне и мире», потому что именно до самой сути хотел добраться Л. Н. Толстой, задумывая свою грандиозную эпопею. Для Толстого-писателя всегда было характерно двойственное отношение к жизни. В его творчестве жизнь дается в единстве, объединяющем интерес писателя и к «истории души человека», и к «истории целого народа».

Поэтому, когда в середине 50-х годов стали возвращаться из Сибири оставшиеся в живых декабристы, писатель увидел в этом и историческое событие, и состояние человека, испытавшего это невероятное событие.

Формирование замысла определил сам автор:

1856 год — начало замысла.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением и героем, который должен быть декабристом, возвращающимся с семейством в Россию».

1825 год — восстание декабристов.

«Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя».

1812 год — война.

«Чтобы понять его, мне нужно было перенестись в его молодость, и молодость его совпала со славной для России эпохой 1812 года».

1805—1807 годы — заграничные походы русской армии.

«Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама».

В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.

Проблемы начала века:

«Более всего в романе я любил мысль народную». Главная проблема — судьба народа, народ — основа нравственных и моральных устоев общества.

«Кто истинный герой?» — общественная роль дворянства, его влияние на жизнь общества и страны.

Истинный и ложный патриотизм.

Назначение женщины — сохранение семейного очага.

Проблемы середины века:

Судьба народа, вопрос об отмене крепостного права — реформы 60-х годов.

Постепенный уход дворянства с арены борьбы, несостоятельность дворянства, начало разночинского движения.

Вопрос о патриотизме, связанный с поражением в Крымской войне.

Вопрос об освобождении женщины, о ее образовании, о женской эмансипации.

В романе 4 тома и эпилог:

том — 1805 год.

II том — 1806—1811 годы.

III том — 1812 год.

IV том —1812—1813 годы.

Эпилог — 1820 год.

Главные художественные приемы, использованные Толстым для создания панорамы русской жизни, — это:

1. Прием сопоставления и противопоставления.

2. «Срывание всех и всяческих масок».

3. Психологизм повествования — внутренний монолог.

Семьи Ростовых и Болконских Толстой изображает с большой симпатией, потому что: они участники исторических событий, патриоты; их не привлекает карьеризм и выгода; они близки к русскому народу.

 

Характерные черты Ростовы Болконские
1. Старшее поколение. Вечер у А. П. Шерер. Сравните: — отношения между гостями; — причины прихода (внешние: великосветский раут — и внутренние: личные интересы) Родители Ростовых — хлебосольны, простодушны, просты, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для А. М. Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в их семье). Отношения между родителями — взаимоуважение, почтение(обращения). Положение матери — положение хозяйки дома (именины). Отношение к гостям — радушие ко всем без почитания чинов (именины) Старый князь Николай Андреевич Болконский — упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем. Генерал-аншеф при Павле I, был сослан в деревню. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Он считал пороками праздность и суеверие, добродетелями — деятельность и ум. «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками». Главное — честь
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях — любовь, жизнь по законам сердца Отношения без сентиментальностей. Отец — непререкаемый авторитет, хотя он «с людьми, окружающими его, от дочери до слуг… был резок и неизменно требователен, и потому, не быв жестоким, он возбуждал к себе страх и почтительность». Почтение к отцу, который сам занимался воспитанием Марьи, отрицая нормы воспитания в придворных кругах. Скрытая любовь отца, мужская (сцена смерти князя — последние слова о княжне Марье). Главное — жизнь по законам ума
3. Дети, отношения между ними. Сравните: поведение Ипполита на вечере у А. П. Шерер, кутежи Анатоля Курагина и Долохова Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа — Соня, Наташа — Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях — душа Сложность положения княжны Марьи в семье — ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем — глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских — высокая честность и чувство собственного достоинства (отказ княжны Марьи от брака с Анатолем). Религиозность, доброта княжны Марьи (отношения с божьими людьми, с Лизой)
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях — Отрадном, Лысых Горах, чем в столицах Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном, сцена охоты, катание на Святках). Ощущение гармонии человека и природы Постоянная жизнь в Отрадном — естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности и величия природы князем Андреем (аустерлицкое небо, описание дуба на пути в Отрадное)
5. Отношение к народу Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи) Разумное восприятие народных проблем: преобразования в селе Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. Отношения Андрея с солдатами
6. Патриотизм. Отношение к войнам. Сравните: — отношение к войне на вечере у А. П. Шерер; — поведение на войне Жеркова, Бориса Друбецкого, Анатоля Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом же бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители Глубокий патриотизм и отца, и детей. Андрей сражается во время войны 1805—1807 годов, уходит в отряд Багратиона, в 1812 году уходит из штаба, командует полком (солдаты называют его «наш князь»). Старый Болконский сам пытается защищать свою землю. Княжна Марья отказывается от покровительства французов и уезжает из Лысых Гор, которые должны захватить французы
7. Недостатки Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость (Николай по отношению к крестьянам). Непрактичность, мотовство отца Ростова Тяжелый, иногда самодурный характер старого Болконского (история с мадемуазель Бурьен)
8. Отношение автора к героиням Наташа — любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье Княжна Марья — тоже идеал женщины, по мнению Толстого, его любимая героиня, способная быть хранительницей очага
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов — черты отца писателя, Наташа — родственницы жены писателя Эта семья любима автором, хотя жесткость воспитания не всегда привлекательна, но понятие чести ставит эту семью очень высоко. Автобиографические черты в Николае Андреевиче Болконском — дед по линии матери, в княжне Марье — черты матери (скорее ощущения, что мать писателя была именно такой). Андрей Болконский воплощает какие-то мысли самого Толстого

 

Л. Н. Толстой признавался, что в романе «Война и мир» он «старался писать историю народа». Тема народа и цель «писать историю народа» определили жанр «Войны и мира» — роман-эпопея. Толстой хотел показать: народ-герой (ср. с «Севастопольскими рассказами»); народ, влияющий на историю. Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, так как эпопея воплощает в себе: судьбы народа, сам исторический процесс, широкую, многогранную, даже всестороннюю картину мира, раздумья над судьбами мира и людей. Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: