Сопоставительный анализ Шенграбенского и Аустерлицкого сражений

 

Шенграбенское сражение   Аустерлицкое сражение
Решающее сражение в кампании 1805—1807 годов. Шенграбен — это судьба русской армии, а значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию Аустерлиц — «сражение трех императоров». Цель его — закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало страницей «срама и разочарования для всей России и отдельных людей и торжества Наполеона-победителя»
Цель сражения благородна и понятна солдатам. Цель сражения не понята солдатами.
Героизм, подвиги. Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.
Победа Поражение

 

Главное для писателей: возвеличить русский народ; показать, что он — победитель и вершитель исторических событий; показать его патриотизм и героизм — «Да, были люди в наше время». Партизанское движение — это суть патриотизма русского народа.

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: «Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей… Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка». Таким образом. Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с образом Александра I.

Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов — народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем — величие, простота, добро и правда.

Роман «Война и мир» — это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ — носитель нравственности. Из этого суждения и вытекает философская позиция Толстого.

I. Народ — источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира Сравните: крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев
II. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы. Теория войны: истинный и ложный патриотизм; природа подвига; «движение самих масс» — партизанская война — решение судьбы страны самим народом Сравните: поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штабс-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау. Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой)
III. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое Сравните: поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат. Сравните: А. Пушкин. «Полтавский бой»; М. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»; Л. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир»
IV. Вопрос о движущей силе истории: воля народа и воля истории. Как растет единство народа? Сравните: смоленские сцены и Бородинскую битву. (Рост единения народа.) Вспомните путь Пьера от Можайска, что он видел и слышал. («Всем народом навалиться хотят».)
V. Роль личности в истории. При каких условиях великие личности могут влиять на ход истории? Кутузов и Наполеон. Александр и Наполеон
Личность и народ
Шенграбен

 

Аустерлиц
Верное решение Кутузова, цель которого — спасение армии Неверное решение, вопреки воле Кутузова
Победа Поражение русских и победа Наполеона

Бородино

Кутузов

 

Наполеон
Близок к народу, чувствует дух рмии Далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии
Победа П ражение

 

Сравните Кутузова, Наполеона, Александра. (Кутузов руководит «духом армии», составляющим «главный нерв войны», а Наполеон выполняет роль доктора, «мешающего своими лекарствами». Кутузов велик, так как в нем «простота, добро и правда», чего нет в Александре и в Наполеоне. Наполеон ничтожен, так как отрекся от «правды, добра и всего человеческого».) Сопоставить Шенграбенское, Аустерлицкое сражения и битву на Бородинском поле

 

 

 

Народ — воплощение нравственных идеалов. Война — проверка глубины патриотизма и силы духа. Война — ужасное, противоестественное событие

Путь любимых героев Толстого — это путь к народу. Только будучи на Бородинском поле, они понимают суть жизни — быть рядом с народом, потому что «нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

 

Общие периоды Жизненный путь Болконского. "Дорога чести" Жизненный путь Пьера Безухова. "...видите, какой я добрый и славный малый"
I. Первое знакомство. Отношение к светскому обществу Вечер в салоне А. П. Шерер. Взаимоотношения с окружающими. Почему он здесь "чужой"? (т. 1. ч. 1. гл. III--IV) Происхождение. Ве.чер у А. П. Ше.рер. Отношение к ок.ружающим. Откуда прибыл? Как ведет себя? (т. 1. ч. 1. гл. II--V)
II. Жизненные ошибки -- ошибочные мечтания и поступки -- кризис Служба в армии, в штабе Кутузова. Отношение к офицерам и офицеров к нему. Тайная мечта о подвиге (т. 1. ч. 1. гл. III, XII). Шенграбен. Зачем князь Андрей идет в армию Багратиона? Цель Шенграбенской битвы. Эпизод на батарее Тушина. Военный совет после битвы. Честный поступок князя Андрея. Ощущение, что "все это не то" (т. 1. ч. 2. гл. XXI). Аустерлиц. Подвиг князя Андрея. Ранение. Встреча с кумиром, Наполеоном. Ощущение ничтожности происходящего (т. 1. ч. 3. гл. XVI--XIX) Кутежи в компании Анатоля Курагина. История с квартальным. Борьба с самим собой, со своими противоречивыми побуждениями (т. 1 ч. 1 гл. VI, ч. 3. гл. I--II. т. 2. ч. 1. гл. IV--VI.) Женитьба на Элен Курагиной. Осознание безумия этого шага. Постепенный конфликт со светской средой (т. 2. ч. 2. гл. I)
III. Духовный кризис Возвращение после ранения. Смерть жены. Разочарование в честолюбивых мечтах. Стремление отойти от общества, ограничившись семейными проблемами (воспитание сына) (т. 2. ч. 2. гл. XI). Духовный кризис. На распутье
IV. Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стрем.ление быть полезным Отечеству. Новое разочарование, кризис Прогрессивные преобразования в имениях (т. 2 ч. 3. гл. I). Посещение Отрадного по опекунским делам. Встреча с дубом. Разговор с Пьером на пароме (т. 2 ч. 3. гл. I--III). Участие в законодательной деятельности Сперанского и разочарование в ней (т. 2. ч. 3. гл. IV--VI, XVIII). Любовь к Наташе и разрыв с ней Постепенное "пробуждение" от кризиса. Стремление к нравственному совершенствованию; увлечение масонством. Попытка реорганизовать деятельность масонских лож (т. 2 ч. 2 гл. III, XI, XII, т. 2 ч. 3 гл. VII). Попытка принести пользу крестьянам; преобразования в деревне (т. 2. ч. 2. гл. X). Разочарование и в общественных начинаниях, и в личном (т. 2. ч. 5. гл. I)
V. Князь Андрей в период войны 1812 года. Сближение с народом, отказ от честолюбивых мечтаний. Пьер и война 1812 года. Отказ служить при штабе. Отношения с офицерами (т. 3. ч. 1. гл. XI; ч. 2. гл. V, XXV). Отношение солдат к князю Андрею. О чем говорит тот факт, что его называли "наш князь". Как Андрей говорит о защите Смоленска? Его рассуждения о французах-захватчиках. Участие в Бородинской битве, ранение (т. 3. ч. 2. гл. IV--V, XIX--XXXVI) Пьер и война 1812 года. На Бородинском поле. Курган Раевского -- наблюдение за бойцами. Почему Пьера называют "наш барин"? Роль Бородина в жизни Пьера. Мысль об убийстве Наполеона. Жизнь в оставленной Москве (т. 3 ч. 1. гл. XXII; ч. 2 гл. XX, XXXI--XXXII; ч. 3 гл. IX, XXVII, XXXIII--XXXV)
VI. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. Дальнейшая судьба Пьера Безухова Встреча с Анатолем Курагиным в госпитале -- прощение. Встреча с Наташей -- прощение. Смерть. Внутреннее состояние Андрея перед смертью (т. 3. ч. 2. гл. XXXVII; т. 3. ч. 3. гл. XXX--XXXII) Роль плена в судьбе Пьера. Знакомство с Платоном Каратаевым (т. 4. ч. 1. гл. X--XIII)
VII. После войны с Наполеоном. (Эпилог). Сын Андрея Болконского -- Николенька. Разговор с Пьером, в котором есть предположение, что Андрей стал бы членом тайного общества. Эпилог. ч. 1. гл. XIII Роль семьи в жизни Пьера. Любовь к Наташе и любовь Наташи.љ Участие в тайных обществах. Эпилог. ч. 1 гл. V.

 

Особенности манеры Л. Н. Толстого в изображении внутреннего мира героев Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях. Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней:

· хранительницу очага, основу семьи;

· нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность;

· связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм);

· естественность;

· движение души.

С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

 

 

 

Наташа, как и другие любимые герои, проходит сложный путь исканий: от радостного, восторженного восприятия жизни, через кажущееся счастье от помолвки с Андреем, через ошибки жизни — измену Андрею с Анатолем, через духовный кризис и разочарование в себе, через возрождение под влиянием необходимости помощи близким (матери), через высокую любовь к раненому князю Андрею — к постижению смысла жизни в семье в роли жены и матери.

 

 

 



Вопросы и задания

  1. Как начинается роман? В чем своеобразие такого начала?
  2. Какова интонация первых глав? Оправданна ли она?
  3. Как меняется мир романа от одной сцены к другой?
  4. Сравните два эпизода — «Переправа через Энс» и «Переправа через Неман».
    Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
  5. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске зарождается единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?
  6. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
  7. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
  8. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле! Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
  9. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
  10. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
  11. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово — Москва! Один конец сделать хотят»?
  12. О каком чувстве говорит Толстой. «Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения.
    На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера»?
  13. Центральное место Бородинской битвы — курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?
  14. Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.
  15. Какой смысл выявляется при нахождении ключевых слов эпизода? О каких качествах русских людей это говорит?
  16. Какой символический смысл проявляется в слове «огонь»? Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино».
  17. Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.
  18. Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).
  19. Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ?
  20. Какие черты русского народа показаны в нем?
  21. Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?
  22. Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: «Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди»?
  23. Вспомнив сцену смотра в Браунау, докажите, что Кутузов — народный полководец, что он близок народу.
  24. Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? Сравните с ним настроение императора Александра. Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?
  25. Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы.
  26. Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.
  27. Проследите, как в войне 1812 года крепнет единство Кутузова с народом. Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в сцене переправы через Неман. Сравните поведение русских воинов в сцене переправы через реку Энс.
  28. Сравните поведение Александра и народа в сцене, где он разбрасывает бисквиты.
  29. Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы. Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: