В.Ю. Берёзкин, Г.А. Кулиева

Учебная практика

Студентов второго курса

На территории г. Москвы и Московской области

 

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Москва

2019

ББК П Рекомендовано Ученым советом экологического факультета Российского университета дружбы народов

 

В.Ю. Берёзкин, Г.А. Кулиева

Учебная практика студентов второго курса на территории г. Москвы и Московской области. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2019. –115 с.

 

Рецензенты:

 

1)

 

2)

 

В учебно-методическом пособии изложена программа учебной практики с указанием основных маршрутов полевой практики и музеев. Даны рекомендации по оформлению отчета практиканта.

Данное учебное пособие предназначено для студентов экологического факультета РУДН, проходящих обучение по специальности «Экология и природопользование», но может быть рекомендовано и студентам других ВУЗов города Москвы и Московской области. Оно может быть также полезным для преподавателей и руководителей практик.

ISBN

 

ãБерезкин В.Ю., Кулиева Г.А. 2019г.
Содержание

 

Введение…………………………………………….3

1. Полевые работы:…………........................................8

1.1. Общая организация работы……………………8

1.1.1. Для преподавателя          ……………………………8

1.1.2. Для студента…………………………………12

1.2. Полевые маршруты в Москве и по области:…15

1.2.1. Косинское Трёхозёрье……………………….15

2.2.2. Домодедовский карьер………………………29

1.2.3. Воробьёвы горы………………………………40

1.2.4. Музей-заповедник Коломенское……………48

1.2.5. Кучинский полигон ТКО……………………56

1.2.6. Курьяновские очистные сооружения………66

1.2.7. ТЭЦ компании «Мосэнергосбыт»………….71

1.2.8. ПКиО «Сокольники»………………………..77

2. Посещение музеев (с преподавателем или самостоятельно):……………………………………81

2.1. музей Воды ……………………………………81

2.2. минералогический музей им. А.Е. Ферсмана 84

2.3. музей инст. Биофизики им. А.И. Бурназяна 87

2.4. Музей Внеземного вещества (ГЕОХИ РАН)...91

2.5. Московский Планетарий………………………94

2.6. Государственный музей животноводства им. Е.Ф. Лискуна……………………………………………...97

3. Методические рекомендации по оформлению отчета практиканта:…………………..……………………100

4. Вопросы для самоконтроля и самостоятельной проработки………………………………………….103

Список использованной литературы……………..106

Приложения…………………………………………109

 

Памяти проф. В.Д. Скарятина

и проф. А.А.Касьяненко,

много сил и времени отдавших

организации студенческих практик

и работе со студентами

ПОСВЯЩАЕТСЯ

Введение

 

Учебные практики – важная составная часть процесса обучения студента любого естественнонаучного факультета, в том числе экологического. Формирование будущего эколога немыслимо без получения им необходимых знаний и, как это модно теперь говорить, «компетенций», в области познания окружающего мира: природных и природно-техногенных систем.

Кроме того, не следует забывать, что: «Полевая практика студентов является необходимым и обязательным элементом экологического образования, что было заложено в концепцию образования при создании экологического факультета, который был создан в Российском университете дружбы народов (РУДН) 25 лет назад» [22].

Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретических знаний об основных компонентах экосистемы (приземных слоях атмосферы, поверхностных и грунтовых водах, почвах, растительности, формах рельефа, почвообразующих породах и др.), а также овладение методиками отбора образцов, ведения полевой документации, привязки координат изучаемого объекта современными средствами, фотодокументации, написания отчёта и составления тематических карт.

В задачи учебной практики экологического факультета РУДН обычно входит:

1. закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях первого и второго курса по базовым дисциплинам;

2. выработка у студентов навыков наблюдений природных процессов и явлений, а также вклада техногенеза в формирования облика современных городских ландшафтов;

3. овладение методикой полевых исследований, фиксирования, сбора и обработки полевых материалов, изучения природно-территориальных комплексов.

Необходимость написания данного пособия, как это видится авторам, обусловлена отсутствием учебно-справочных материалов, позволяющего студентам легко ориентироваться в перечне городских и природных объектов Москвы и Московской области, рекомендованных учебными программами экологического факультета РУДН к обязательному посещению (и традиционно посещаемыми студентами в сопровождении преподавателей с 2000 г.). В свою очередь молодым преподавателям экологического факультета РУДН такое справочное пособие просто необходимо, чтобы быстро составлять индивидуальную программу для каждой группы (бригады) в условиях постоянно корректируемой учебной программы и «ползущих» сроков проведения практики.

Таким образом, основным назначением данного учебно-методического пособия является помощь студенту (второго курса экологического факультета РУДН) и преподавателю (участвующему в этой программе) в прохождении учебной практики Техногенные экосистемы (название практики).

Вид практики: Учебная практика

Тип практики: Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности

Цель и задачи практики: практика «Техногенные экосистемы» является учебной практикой и направлена на углубление, систематизацию и закрепление теоретических знаний, а также на получение первичных профессиональных умений и навыков в области антропогенного воздействия на компоненты природной среды.

Основные задачи практики:

-         изучить компоненты природной среды как объекты хозяйственного использования;

-         научиться выявлять источники вредного антропогенного воздействия на компоненты природной среды и человека;

-         овладеть первичными навыками оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

Практика «Техногенные экосистемы» в соответствии с требованиями ФГОС 3+ направлена на формирование у обучающихся следующих компетенции:

- владение знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии (ПК-14);

- владение знаниями в области общего ресурсоведения, регионального природопользования, картографии (ПК-16);

- владение знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития (ПК-18).

Пособие составлено с учётом многолетнего (2002 – 2018 гг.) опыта проведения студенческих практик экологического факультета РУДН в г. Москве и Московской области, в условиях отсутствия единого учебно-научного полигона (УНП) закреплённого за факультетом (ВУЗом).

Большинство из объектов, перечисленных в настоящем пособие, уже более 10 лет посещаются студентами, обучающиеся по направлению «Экология и природопользование» в ходе практики второго курса, под руководством сотрудников кафедры Судебной экологии с курсом экологии человека.

Студенты, обучающиеся на экологическом факультете по направлению «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии», частично посещают те же объекты (в основном музеи), а кроме того имеют самостоятельную программу летней практики первого курса, которая будет изложена в отдельном пособии.

Об одном из таких объектов - Музее В.И. Вернадского (геологический музей на ул. Моховой г. Москвы) хотелось бы сказать особо, в связи с его ролью и значением в становлении полевых студенческих практик на факультете в целом, и развития межвузовского взаимодействия в первой четверти XXI века.

Именно здесь, в Государственном Геологическом музее им. В.М. Вернадского РАН (ГГМ РАН) проходила первая конференция «По итогам студенческих практик» в октябре 2009 г., под руководством проф. экологического факультета РУДН Скарятина В.Д. (рис. № 1).

Рис. 1. Скарятин В.Д. (в центре) с учениками и соратниками в Государственном Геологическом музее им. В.М.Вернадского РАН (фото Розанова В.Б.)

 

В дальнейшем конференция «По итогам студенческих практик проходила на экологическом факультете РУДН и на географическом факультете МГУ (ГЗ МГУ, Экоцентр и второй гуманитарный корпус). В конференции ежегодно принимали участия студенты МГУ, РГСУ, РУДН, БГУ и многих других вузов РФ и РБ. Последняя конференция проходила в МГУ в 2017 г.

Авторы надеются, что пособие может быть полезным студентам других ВУЗов Москвы и Московской области, не имеющих собственных многолетних традиций и опыта проведения студенческих практик для первого и второго курса, либо утративших таковой опыт вследствие экономических неурядиц 90-х годов, но испытывающих необходимость в таковых на современном этапе.

           Авторы также надеются, что пособие будет способствовать возрождению утраченных связей меж ВУЗами Москвы по совместному проведению практик первого и второго курса и возрождению конференции «По итогам студенческих практик».

1. Полевые работы:

1.1. Общая организация работы

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow