Парк культуры и отдыха (ПКиО) «Сокольники»

«Сокольники» - уникальный комплекс парковой, природной и национальной культуры, памятник садово-паркового искусства. Планировка парка очень удобна для посетителей: аллея от главного входа приводит к Сокольническому кругу. От него веером расходятся восемь аллей, пересекаемых Поперечным просеком. При этом образуются девять секторов, в которых размещаются различные павильоны и эстрады. На каждом просеке высажены деревья одной породы. На сегодняшний день на первом и третьем просеках высажены берёзы, на четвертом - липы и клёны сахаристые, на втором - липы, на пятом - ясени, на шестом - дуб красный, на Майском просеке - лиственницы. «Сокольники» всегда славились обилием цветов и своими розариями.

В парке насчитывается 13 водоёмов: каскад из шести Путяевских прудов (6,1 га), среди которых самый большой - Верхний Путяевский пруд и каскад из пяти Оленьих прудов (около 3 га): Верхний Майский, Нижний Майский, Лебяжий, Большой (Верхний) Олений, Малый (Нижний) Олений, Собачий пруд (0,3 га), Золотой пруд (1,1 га).

Всё вышеперечисленное показывает природную ценность парка.

В парке находится ряд спортивных объектов, крупнейшие из них -физкультурно-оздоровительный комплекс «Сокольники» (действуют секции различных единоборств, танцевальный зал, шахматно-шашечный клуб), центр спортивных развлечений на открытом воздухе «Лидер» (в последнем имеются площадки для занятий футболом, волейболом, бадминтоном, теннисом), теннисный городок (располагает двумя теннисными кортами, а также столами для настольного тенниса). Организован прокат веломобилей, велосипедов, сигвеев и различного спортивного инвентаря. Имеются зоны активного отдыха: скейтпарк, скалодром, крупнейшая в Москве крытая картинговая трасса с треком длиной 450 м, зона активного отдыха «ПандаПарк».

Как добраться: вход в парковую зону находится по адресу: улица Сокольнический Вал, 1с1. Кратчайший маршрут, от метро Сокольники через Сокольническую площадь, порядка 120 м на север.

 

Приборы и материалы, используемые в работе:

 

Студенту (-тке):

1.          Полевые дневники;

2.          форма одежды – походная, детали предварительно согласовывается с преподавателем.

 

Преподавателю:

1.          список студентов;

 

Порядок выполнения работы (маршрут):

Задачи студентов провести учебную инвентаризацию и оценка состояния растительного покрова в ПКиО «Сокольники» по Международной совместной программе комплексного мониторинга влияния загрязнения воздуха на экосистемы (IPC IM).

Перед началом самостоятельной работы студенты слушают лекцию сотрудника ПКиО «Сокольники», непосредственно в районе будущих работ.

Работы обычно проводятся в пределах полигона (55°47'45.2" с.ш. 37°40'40.0" з.д.), (рис. 17).

 

Рис. 17. Карта местоположения полигона 1 (ЦПКиО «Сокольники»)

Для проведения инвентаризации и оценки состояния растительного покрова был выбран участок 20×20, имеющий на своей территории достаточное разнообразие растительного покрова и ограниченный такими объектами антропогенной деятельности как тропинки, тротуары и дорожки.

Практические задачи, решаемые при инвентаризации тестовой площадки:

1. Определение соотношения здоровых, ослабленных и мертвых видов с помощью

2. Определение классов развития разных видов, выявление отклонений в развитии растительных организмов различных ярусов

3. Осмотр и анализ сомкнутости крон в ярусах

4. Установление причин дефолиации деревьев

5. Определение индекса состояния и сохранности лесной среды по ярусам [Руководство по комплексному мониторингу. Перевод с английского. – М., ФГБУ «ИГКЭ Росгидромета и РАН», 2013]

Во время проведения работ необходимо внимательно слушать вводную лекцию, точно следовать полученным инструкциям, активно работать в команде (в пределах своей бригады), правильно заполнять дневник и сдать полученные результаты по окончанию работ на проверку.

Результаты полевой практики являются основанием для получение студентом положительной оценки (свыше 51 балла) по итогам полевых экспедиционных работ.

2. Посещение музеев (с преподавателем или самостоятельное):

Музей Воды

Музей Воды был открыт в Москве, в 1993 году и находится в ведении "Мосводоканала". Тематика музея посвящена «…образованию в области водосбережения, воспитанию бережного отношения к водным ресурсам и формированию экологической культуры» (http://www.mosvodokanal.ru/about/museum.php).

Здесь очень много экспонатов, посвященных истории и развитию московского водопровода и канализации. Материалами музея широко пользуются учащиеся, студенты и научные работники при подготовке рефератов, дипломных проектов, статей и учебных пособий. Московские школы и высшие учебные заведения проводят на базе музея экологические уроки и лекции [40].

В музее собраны интереснейшие материалы, знакомящие с историей создания, современным состоянием и перспективами развития одной из старейших служб жизнеобеспечения города, системой московского водопровода и канализации: первых кремлевских водопроводах времён правления Ивана I, Ивана III, Михаила Романова, об этапах строительства Мытищинского водопровода (при Екатерине II), о вводе в строй первой системы канализации центральной части города, о первой водопроводной станции в районе Рублева, первой станции биологической очистки сточных вод, Кожуховской станции аэрации [42].

Контактные данные: Музей Воды расположен в старинной Московской местности Крутицы на территории здания, в котором с 18 июля 1898 г. находилась Главная канализационная насосная станция столицы. Здание было построено по проекту русского архитектора М.К. Геппенера и является памятником промышленной архитектуры (рис. 18) [42].

График работы «Музея Воды»:

Понедельник - четверг                  -                         с 10.00 до 17.00

Пятница                                            -                         с 10.00 до 16.00.

Выходные дни                                -                         суббота, воскресенье.

Вход бесплатный.

Адрес: 109440, Москва, Саринский проезд, д.13 Проезд: станция метро "Пролетарская". Контактный телефон: (495) 676-92-13, 676-26-89

Рис. 18. Музей воды (внешний облик) [41]

 

В музее Воды студенты знакомятся с одной из важнейших систем жизнеобеспечения современного крупного города – городской системой водопровода и канализации на примере столицы Российской Федерации.

На усмотрение преподавателя ведущего учебную практику, можно заказать общую экскурсию на тему «Водоснабжение и канализация Москвы» или отправить студентов на самостоятельный обход экспозиций музея в разные дни практики.

В ходе общей экскурсии студенты записывают информацию, сообщаемую экскурсоводом, в полевые дневники, выполняют фотофиксацию документов, чертежей, атласов, а также образцов оборудования (современного или представляющего лишь историческую ценность). Полученная информация является основой для написания одной из глав отчёта о прохождении практики.

В случае самостоятельного обхода экспонатов, бригада обязана самостоятельно изучить текстовую информацию, а также использовать дополнительные источники литературы для последующего написания отчёта.



Музей Ферсмана

Музей, по праву, может именоваться старейшим в России, так как ведёт свою историю от Минерального кабинета Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, созданного в 1716 г. Первыми экспонатами музея стала коллекция минералов доктора медицины Готвальда (1195 образцов), приобретённая у него по приказу Петра I. Далее, эта коллекция была дополнена образцами с российских месторождений и с 1719 года выставлена для публики в Санкт-Петербурге в здании Кикиных палат [45].

С минеральными коллекциями Кунскамеры работали И.Г. Гмелин, Иоганн Амман, М.В. Ломоносов (создавший первый каталог минеральной коллекции «Musei Imperialis Petropolitani. Vol. 1, pars tertia qua continentur ges naturales ех regno minerali» в 1745 г., С.П. Палласа, В.М. Севергин и др.).

В конце XVIII- первой четверти XIX в. Минеральный кабинет превратился в основную базу минералогических исследований в Академии наук и отвечал по своим задачам, функциям и фактическому положению не Кунсткамере - собранию "курьезных раритетов", а научному учреждению - центру создаваемой, русской школы минералогов начиная с М. В. Ломоносова, на основе накопленного в Минеральном кабинете научного материала, было издано множество важнейших и интереснейших сочинений по минералогии.

В 1836 г. Минералогический музей выделился в самостоятельное учреждение Академии наук из Минерального кабинета Кунскамеры. Возглавлявший его на тот момент выдающийся ученый-геолог Григорий Петрович Гельмерсен, много сделал для того, чтобы вверенное ему учреждение сохраняло высокий научный уровень (https://fmm.ru).

Позже при академике Ф. Б. Шмидте музей был расширен и переименован в 1898 г. в Геологический, каковым он фактически и стал во время его директорства. 

С историей развития музей тесно связана жизнь и деятельность выдающегося российского учёного В.И. Вернадского. В 1915 г. В. И. Вернадский организовал специальную комиссию по изучению естественных производительных сил России (КЕПС) и привлек к этой работе Минералогический музей Академии наук.

С 1919 г. директором Минералогического музея стал академик А. Е. Ферсман. В 1934 г. Правительство СССР приняло решение о переводе Академии наук СССР и большинства ее учреждений из Ленинграда в Москву.В составе Института минералогии, геохимии и кристаллографии им. М. В. Ломоносова в 1934 г. в Москву был переведен и Минералогический музей. В 1955 г., учитывая большую роль и заслуги А. Е. Ферсмана в развитии и создании Минералогического музея в послереволюционный период, Музею было присвоено имя академика А. Е. Ферсмана и в нем организованы ежегодные "Ферсмановские научные чтения".

Контактные данные: Музей расположен по адресу: Москва, Ленинский пр-т., дом 18 к. 2. (рис. 19) Проезд: от ст. метро Октябрьская или Ленинский проспект (или Площадь Гагарина МЦК) любыми троллейбусами или автобусами (кроме автобуса 144) до остановки "Больница Святителя Алексия" (бывшая 5-градская больница).

 

Рис. 19. Минералогический музей им. А.Е. Ферсмана (внешний облик) [44]

 

Часы работы музея:

 

Понедельник и Вторник - Музей закрыт для посетителей

Среда              —      с 11 до 17 часов, вход до 16.30

Четверг            —      с 11 до 17 часов, вход до 16.30

Пятница          —      с 11 до 17 часов, вход до 16.30

Суббота          —      с 11 до 19 часов, вход до 18.30

Воскресенье  —      с 11 до 17 часов, вход до 16.30 [45].

 

В ходе экскурсии в музей студенты знакомятся с развитием минералогии и геологии в России, особенностями происхождения минералов, горных пород и полезных ископаемых. Наблюдая коллекции музея, студенты на практике усваивают классификацию минералов и горных пород, их различие по происхождению, плотности, спаянности, цвету, блеску и другим свойствам, ранее излучавшемся по предмету геология.

        В ходе общей экскурсии студенты записывают информацию, сообщаемую экскурсоводом в полевые дневники, выполняют фотофиксацию минералов, горных пород метеоритов, оригинальных поделок из камня и других экспонатов. Полученная информация является основой для написания одной из глав отчёта о прохождении практики.

        В случае самостоятельного обхода экспонатов, бригада обязана самостоятельно изучить текстовую информацию, а также использовать дополнительные источники литературы, для последующего написания отчёта.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: