Для преподавателя (руководителя практики или ведущего одного из маршрутов)

           Уважаемый преподаватель! Помни, что для тебя практика начинается задолго до официальной даты её старта. Если быть точным, то где-то за месяц.

В твои обязанности входит: определить общую численность студентов, участвующих в практике; рассчитать необходимое количество посадочных мест в транспорте ВУЗа, если таковой будет предоставлен для выезда к месту проведения полевых работ; определить количество групп и количество преподавателей (ассистентов), сопровождающих их в маршруте. Оптимальный вариант – когда количество рабочих групп совпадает с количеством уже существующих групп согласно расписанию.

Но подобное не всегда возможно. Следует учитывать, что многочисленные группы свыше 20 – 25 человек, вести в поле в одиночку зачастую не только не удобно и не продуктивно, но и опасно. Оптимальный вариант – не менее одного преподавателя (или сопровождающего его лица) на группу 8 – 10 человек. От сопровождающего лица не требуется профессиональных компетенций, но лишь контроль перемещения в поле подотчётной ему части группы (8 – 10 человек).

Первый день практики следует посвятить общему сбору студентов, доведению до них информации о предстоящих полевых и камеральных работах. Следует познакомить студентов с общим планом проведения практики и конкретными его этапами. Заранее выяснить любые препятствия для прохождения отдельных этапов практики кем-либо из студентов (например – аллергия на полевые или лесные растения, клаустрофобия, агорафобия, эпилепсия, плохо понимает русский язык и др.).

В этот же день следует разбить студентов на рабочие бригады, утвердить состав бригад (оптимально от 4 до 6 человек) и бригадира каждой из них. В случае не достаточной активности отдельных студентов в самоорганизации бригад, следует взять эту функцию на себя. Однако, помните – коллектив собранной бригады должен быть работоспособным и, по возможности, бесконфликтным.

Руководителю практики следует также озаботиться финансовыми вопросами проведения практики:

Если бюджетом факультета (ВУЗа) предусмотрены расходы на транспорт, посещение того или иного объекта, аренду дорогостоящего оборудования, закупку расходных материалов, питание студентов и др., то необходимо заранее подать заявку в отдел студенческих практик.

Если до места проведения практики предполагается добраться на общественном транспорте, следует заранее (на первом общем сборе) предупредить студентов об общей сумме предстоящих расходов, дабы предупредить в дальнейшем нежелательные ситуации.

Обязательно следует провести инструктаж по технике безопасности с росписями всех участников практики. Убедиться, что хотя бы один человек в каждой бригаде имеет навыки использования полевой аптечки и оказания первой медицинской помощи.

Довести до сведения студентов список вещей личного снаряжения, которые им надлежит иметь в тот или иной маршрут.

Убедиться, что у всех студентов есть полевой дневник, подписанный надлежащим образом. Контроль ведения индивидуального полевого дневника на время практики поручить бригадирам. Напомнить студентам азы ведения полевой документации.

Убедиться, что все студенты допущены к полевой практике учебной частью, а также могут проходить её по медицинским показателям.

В течение полевой практики в обязанности преподавателя входит: контроль студентов в маршруте, фиксация отсутствующих и уточнение причин их неявки, проверка полевых дневников под роспись, пояснения по ходу маршрута на что следует обратить внимание при написании отчёта, предупреждение нежелательных ситуаций чреватых получением студентами травм (физических или психологических), оказанию первой медицинской помощи пострадавшим в случае необходимости.

В зависимости от сложности маршрута и установившейся накануне погоды следует заранее предупредить студентов о форме одежды и обуви, а также о любых предметах первой необходимости потребных в маршруте.

По окончанию полевого маршрута или визита в музей (на предприятие, в госучреждение и т.п.) следует убедится, что все студенты выполнили поставленную задачу, усвоили полученные теоретические знания и готовы к написанию соответствующего раздела отчёта. Оптимальной формой такого контроля, помимо проверки дневников, является устный опрос по теме (при наличии свободного времени).

Отпуская студентов по домам из полевого маршрута, следуют убедиться, что все студенты знают, как вернуться к цивилизации и располагают соответствующими средствами (например, финансовыми). Оптимальный (наиболее безопасный) вариант – отпускать студентов не ранее достижения ближайшей станции метро (городской автобусной остановки).

 

Для студента(-тки)

Студенты! Помните, что практика — это не прогулки на свежем воздухе, а ответственная работа, направленная на закрепление ваших знаний и умений, приобретённых в течение семестра. Кроме того, пешие маршруты по пересечённый местности (болота, леса, пески, овраги и др.), а также посещение некоторых техногенных объектов (карьеры, терриконы, заводские цеха, склады твёрдых бытовых отходов и т.д.), сопряжены с некоторым риском для жизни и здоровья учащихся и преподавателей.

Поэтому надлежит неукоснительно соблюдать все указания сопровождающих вас лиц, в особенности преподавателей, как прямые их приказы, так и общие рекомендации.

Обеспечение учебного процесса в ходе практики немыслимо без правильного ведения полевого дневника. Полевой дневник, наряду с отобранными образцами, фотографиями, полученными фондовыми данными (или их ксерокопиями),-  это основа для написания полевого отчёта.

Теоретическая информация, доведённая до вашего сведения руководителем практики или сопровождающим лицом от предприятия, фиксируется в полевом дневнике в обязательном порядке. Несмотря на развитие цифровых технологий, не следует пренебрегать полевыми зарисовками особо интересных объектов. Все зарисовки выполняются на левой странице дневника, описание или теоретическая информация - на правой.

В конце практики полевой дневник в обязательном порядке сдаётся на проверку преподавателю. Грамотное ведение полевой документации является одним из факторов, влияющих на итоговую оценку за практику.

С момента зачисления вас в одну из бригад, вы должны знать расписание практики для данной бригады (группы), контактные данные бригадира (а также, по возможности, предоставить ему собственные – номер телефона и адрес электронной почты). В обязанность бригадира входит доведение до личного состава бригады всех изменений расписания летней практики, возможных по ходу работы (погодные условия, болезни, техногенные аварии и катастрофы и др.).

В обязанности рядового члена бригады входит неукоснительное присутствие в маршруте в дни и часы, предусмотренные расписанием, только со своей группой. В случае болезни и иных причин непреодолимой силы, следует предупредить бригадира или непосредственного руководителя пешего маршрута о своём отсутствии. Посещение того или иного объекта с чужой бригадой допускается только с устного разрешения руководителя практики.

Причиной вышеизложенных требований являются ограниченные возможности экологического факультета по доступу на тот или иной объект (допускаются по заранее согласованному списку) или транспортные возможности (ограниченное количество посадочных мест в арендованном транспорте). Также следует учитывать, что стихийное разрастание бригад за счёт примкнувших к ним самовольно студентов ставит под угрозу контроль на местности вашей безопасности руководителем пешего маршрута.

В любой критической ситуации соблюдайте спокойствие и следуйте инструкциям руководства. Обо всех возможных нештатных ситуациях, случавшихся ранее, вас предупредят на вводном занятии, после чего возьмут с вас роспись о том, что были ознакомлены с техникой безопасности.

Желаем вам приятной и незабываемой практики!

 

1.2. Полевые маршруты в Москве и области

 

1.2.1. Косинское Трёхозёрье

КОСИНО. Косино-Ухтомский район города Москвы с 1985 г. (рис. 2) – территория, в древности наиболее богатая природными нетронутыми ландшафтами, охотничьими угодьями, благодаря своей принадлежности к Мещерской низменности – обширной лесоболотной области, покрытой реликтовыми борами. Здесь преобладали сосновые леса, чередующиеся с гарями и вырубками, заболоченными ивняками и черноольшанниками. Плоская низина Мещеры простирается на север до Клязьмы, а на юг – до Оки. Эти места изобиловали торфяниками, на которых и до сих пор работают первые тепловые электростанции в Шатуре, Электрогорске и др. [2, 4].

Рис. 2 Косино-Ухтомский район на территории г. Москвы. А) Косино-Ухтомский район, Б) ООПТ «Косинский» - Косинское Трёхозёрье.

 

Косинское Трехозерье - хорошо известный лимнологам всего мира комплекс ледниковых водоемов Подмосковья. Достаточно сказать, что в Университете штата Висконсин (США) лекции по лимнологии (озероведению) читались по трудам Косинской биологической станции. Большая библиография по изучению Косинских озер имеется в Берлине, Хельсинках, Стокгольме. В справочниках о воде на планете, изданных в Вашингтоне и Лондоне, можно найти сведения об озерах в Косино. Бессменный президент Международного объединения лимнологов, профессор Лундского университета (Швеция) Э. Неуманн, основатель региональной лимнологии (1921 г.), считал за честь опубликовать свой главный фундаментальный труд "Цели и основные проблемы региональной лимнологии" в Трудах Косинской биологической станции (вып. 6; 1927 г.) [19, 21].

Как добраться:               

Вариант 1. Доехать до метро Новокосино, последний вагон из центра, по лестнице вверх, налево, до конца по коридору и налево. Дойти до остановки автобусов/троллейбусов «Новокосино» на улице Городецкая. Отсюда вместе с преподавателем на автобусе или троллейбусе доехать до остановки «ул. Николая Старостина, д.5» или «Дом рыбака» (уточнить у преподавателя).

Вариант 2. Доехать до метро Выхино (первый вагон из центра) выход налево в туннель и далее прямо до остановки автобуса «метро Выхино». Это место встречи с преподавателем. Далее в его сопровождении на автобусе доехать до остановки «Поликлиника (9-й микрорайон Кожухово)» (уточнить у преподавателя).

Историческая справка: Первое упоминание о Косино - 1410 г. (завещание внука Ивана Калиты – князя Владимирова Андреевича Серпуховского). По государственной грамоте 1617 г. первый царь дома Романовых, Михаил Федорович, передал село Косино, раскинувшееся на большом озере Белое, детям боярина Телепнева. Семья Телепневых владела селом двести лет. И только в 1814 г. село Косино со всеми угодьями и двадцатью девятью душами мужского пола было продано Телепневыми купцу первой гильдии Дмитрию Александровичу Лухманову, который купил село не в лучшее время (разорившая Москву война 1812 г., наложила свой отпечаток и на Косино). В 1851 г. император Николай I передал Лухмановских крестьян в категорию «крестьян государственных имуществ». Всё что принадлежало Лухманову (лес, земля, озера, дома с усадьбами) было переведено в государственную казну. А управление государственным имуществом сдавало дом Лухмановых и озеро в аренду. Позже дом и озеро купил с торгов купец и фабрикант Михаил Елисеевич Горбачев. Он расширил свои владения и устроил ленточную фабрику. Кроме того, Горбачев М.Е продал озеро Белое крестьянам, озеро Святое оставалось во владении государственных имуществ и в конце XIX века на 24 года было отдано в аренду Косинскому церковному приходу. Озеро Чёрное оставалось во владении крестьян [19, 27].

           В 1923 г. на территории заповедника была заложена Центральная торфоопытная станция (ЦТОС) – координационный центр по исследованию и разработке торфа в Восточном Подмосковье. С 1923 г. Косинскую биостанцию возглавил Л.Л. Россолимо – основатель советской научной лимнологической школы. До этого он был известен мировой научной общественности как специалист по очистке Женевского озера.

           В 1924 г. была организована кафедра гидробиологии в Московском Университете, и Косинская гидробиологическая станция стала базой для летней практики студентов. В том же году вышел первый том "Труды Косинской биологической станции Московского общества испытателей природы".

           В феврале 1941 г. Косинская биостанция была по неизвестным причинам закрыта, несмотря на письмо протеста, подписанное семью видными учеными, среди которых первыми в списке были В.И. Вернадский и А.Е. Ферсман. После печально знаменитой августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г. стараниями Лысенко и Презента было ликвидировано большое количество заповедников, в том числе и Косинский (существовал с 1924 г.) [19].

           Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 11 декабря 1985 г. рабочие поселки Косино, Кожухово, Руднево, Ухтомский, Новокосино теперь входят в состав г. Москвы. В 1985 г. в Косино силами местных жителей был создан клуб «Экополис-Косино». В ходе международной встречи в Падуе (Италия, май 1993 г.) в рамках интернациональной выставки различных проектов будущего, члены ассоциации "Друзья сокровищ мира" были ознакомлены с программой "Экополис-Косино" и оценили ее очень высоко. В связи с этим клуб ЮНЕСКО "Падуя" поставил вопрос о включении Косинского Трехозерья в "Мировые ценности" ЮНЕСКО [12].

С 2010 г стараниями профессора РУДН В.Д. Скарятина на территории Косинского Трёхозёрья были организованы ежегодные совместные практики студентов различных Московских ВУЗов (РГСУ, МГУ, РУДН и др.). С 2010 по 2018 гг. в Москве проводились ежегодные конференции по итогам студенческих практик (на базе музея В.А. Вернадского, экологического факультета РУДН и географического факультета МГУ).

Проведение студенческих практик в пределах городских ООПТ в условиях отсутствия специализированных УНП весьма актуально в наши дни [1, 14, 19, 23 и др.].

Цель работы: познакомить студентов с типичными ландшафтами Мещёрской зандровой низменной равнины, в условиях современной антропогенной нагрузки. В рамках достижения цели, решаются следующие задачи:

1) научить отбирать образцы почв, растений, поверхностных вод,

2) познакомиться с современными и традиционными методами привязки точки пробоотбора и ориентированием на местности,

3) познакомиться с историей Косинского края (одного из первых шести заповедников СССР),

4) познакомиться с видами современной антропогенной нагрузки, связанной с расширением г. Москвы.  

Приборы и материалы, используемые в работе:

 

Для студента(-тки):

1) Полевые дневники - ОБЯЗАТЕЛЬНО! Отсутствие полевого дневника без уважительной причины является основанием для законного отстранения студента от практики с последующим не выставлением зачёта и вопросом к учебной части об отчислении студента за невыполнение учебной программы.

Уважительной причиной для незаполнения полевого дневника является незначительная травма (например, указательного пальца) и другие проблемы со здоровьем, не мешающие в маршруте (и не создающие угрозы для работоспособности бригады), но препятствующие ведению записи. В этом случае студент всё равно обязан иметь дневник и получить по окончанию маршрута запись преподавателя под роспись о причинах отсутствия записей в текущем маршруте.

В случае утери полевого дневника непосредственно перед маршрутом или непосредственно в поле, студент обязан выполнять соответствующие записи на отдельных листах под роспись преподавателя. Листы впоследствии вклеиваются в новый полевой дневник или переписываются в камеральных условиях студентом, под роспись преподавателя, удостоверяющего допуск студента к зачёту за практику.

Допускается ведение студентом электронного дневника (например, в планшете или телефоне), однако, с разрешения преподавателя и с соблюдением следующих условий:

1. Электронный дневник ведётся непосредственно в поле (возражения: «Я потом заполню дома», как и применительно к "бумажному" дневнику, пресекать как неорганизованные и несознательные);

2. "бумажный" дневник (как у всех в бригаде) иметь обязательно. По окончанию работ преподаватель проверяет электронный дневник студента непосредственно с носителя информации и выставляет свою подпись в обычный дневник с соответствующим комментарием ("записи в эл. дневнике, проверены, подпись");

3. записи электронного дневника студент обязан распечатать к зачёту за практику и вклеить в свой полевой дневник в соответствующие его разделы. Помните, что наличие грамотно заполненного полевого дневника - часть необходимых условий получения зачёта по практике!

2) Канцелярские принадлежности для ведения полевого дневника (ручки, карандаши, ластики, точилки). Традиционно полевой дневник опытные "полевики" заполняют карандашом. Однако, к студентам экологам, столь жёстких требований не предъявляется. В случае заполнения карандашом, необходимо подобрать карандаш достаточно твердый, дабы написанное на страницах дневника можно было прочесть при любом освещении. В случае же заполнения страниц ручкой, предусмотреть ситуацию, что ручка может отказать. Имейте запаску!

3) Профессиональный фотоаппарат или достаточно продвинутый гаджет для фотосъёмки. Хотя фотодокументация осуществляется в наше время, как правило, всеми студентами, и в значительной степени по желанию, для написания отчёта, как минимум один из членов бригады назначается ответственным за фотосъёмку. В его обязанности входит фиксировать основные объекты, маршрутные точки и рабочий процесс. Поэтому в его обязанности входит иметь (а в обязанности бригадира проконтролировать) к началу маршрута устройство для качественной фотосъёмки в любых погодных условиях, как на открытой местности, так и в помещении.

4) Форма одежды должна соответствовать объявленной преподавателем на вводном занятии. Как правило, это лёгкий спортивный костюм, кроссовки и, обязательно, головной убор. В зависимости от погодных условий в маршруте могут также потребоваться тёплые вещи, дождевики и зонты, сапоги и т.д. Во всём ориентируйтесь на инструкции руководителя конкретного маршрута практики, при необходимости задавайте вопросы.

Для преподавателя, направленного со студентами в маршрут, необходимы:

1) Список всех направляющихся в маршрут студентов (заготовить в обязательном порядке). Список должен быть распечатан, с указанием помимо фамилии, имени и отчества студентов, их контактных данных (мейлы, телефоны). Не полагайтесь на электронные гаджеты – помните, что их аккумуляторам свойственно разряжаться. Кроме того, в распечатанном списке удобно делать пометки по ходу работ о любых изменениях в составе группы.

2) Оборудование, необходимое для демонстрации студентам в маршруте азов полевых работ, а также для отбора образцов различных компонентов экосистемы.

Как правило, это полевые карты и данные дистанционного зондирования (космоснимки) территории проведения практики, средство геопозоционирования (GPS или ГЛОНАСС), геологический компас, почвенные и геоботанические журналы и др. (на усмотрение преподавателя). Для отбора образцов рекомендуем пользоваться стандартным полевым набором: сапёрная лопата, почвенный нож, пакеты из бумаги Крафт или двойной целлофановый пакет с вложенной в межпакетное пространство этикеткой. Растения отбирать в заранее подготовленные гербарные папки. Воды, как поверхностные, так и грунтовые, можно отбирать как в специальную пластиковую посуду [11] объёмом от 0,1 до 0,5 л, в зависимости от предполагаемых в дальнейшем анализов, так и, в пластиковые бутылки из-под питьевой воды, предварительно промытые дистиллятом (объём от 0,33 до 0,4 л). К работам по подготовке оборудования в предполевой период можно привлечь студентов, что будет способствовать закреплению у них полезных навыков и формированию будущих специалистов.

3) Аптечка (зелёнка/йод, жаропонижающие, кровоостанавливающие средства, перевязочный материал и др. препараты для оказания первой медицинской помощи).

Порядок выполнения работы (маршрут):

Целью маршрутов в Косино-Ухтомском районе города Москвы может быть:

1) изучение состава вод в водном бассейне Трёхозёрья, одной из главных проблем которого является прогрессирующая эвтрофикация, связанная с изменением естественного стока вследствие урбанистических процессов, и возможно, с систематическим загрязнением озёр, особенно в рекреационной зоне (см. гидрохимическая практика);

2) изучение фитоценозов и их видового состава растительности города Москвы, сложившегося в результате техногенной трансформации местных ландшафтов в XX веке и начале XXI века (см. геоботаническая практика);

3) изучение почвенного покрова города Москвы и ближнего Подмосковья и его техногенной трансформации в результате расширения столицы РФ (см. почвенная практика).

Перед началом собственных полевых исследований, студенты должны прослушать технику безопасности в полевом пешем маршруте и ознакомиться с районом исследования по картографическим данным (рис. 3).

 

Рис. 3 – Район проведения летней полевой практики (ООПТ "Косинский") [29].

 

Полевой период проходит в июне - июле и заключается в ознакомлении с природно-техногенными экосистемами, описании отдельных компонентов экосистем, привязке точек пробоотбора с помощью системы геопозиционирования, измерении отдельных параметров с помощью портативных приборов, фотодокументации, отборе проб поверхностных вод, растительности, почв, горных пород.

Результатами и итоговой документацией о прохождении полевой практики являются: полевой дневник студента (заполняется строго индивидуально в полевых условиях), отчёт (готовится в конце практики один на бригаду), приложения к отчёту (полевые и картографические материалы, и др.), образцы, отобранные в полевой период.

Результаты полевой практики являются основанием для получение студентом положительной оценки (свыше 51 балла) по итогам полевых экспедиционных работ.

 

Гидрогеохимическая практика в ООПТ «Косинский»

В результате гидрохимической практики студенты учатся отбирать природные воды, в том числе питьевого назначения, согласно требованиям ГОСТ 17.1.5.05-85 [11]. Для каждой точки пробоотбора отмечается её местоположение (произвольное описание) и координаты (определяются средствами геопозиционирования).

В случае наличия у преподавателя приборов для измерения основных характеристик питьевых вод, производится демонстрационное измерение pH, Eh, минерализации и химически поглощённого кислорода (ХПК). Преподавателям экологического факультета РУДН для этой цели рекомендуется использовать прибор «ЭКОТЕСТ» (числится за кафедрой Судебной экологии с курсом экологии человека) с датчиками, на вышеперечисленные характеристики вод. В случае отсутствия возможности проведения полевых измерений, их можно провести на территории факультета в камеральные часы.

По итогам измерений студенты составляют к отчёту таблицу следующей формы (табл. 1):

Табл. 1

Результаты исследования некоторых характеристик поверхностных вод

Номер

Местоположение

Координаты

рН

Eh

M (ppm)

ХПК

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

n

 

 

 

 

 

 

 

Геоботаническая практика

В ходе геоботанической практики студенты учатся наблюдать особенности фитоценоза, его сезонные изменения и техногенно обусловленные трансформации. Для доминантных видов в обязательном порядке собирается гербарий. Для каждой точки пробоотбора отмечается её местоположение (произвольное описание) и координаты (определяются средствами геопозиционирования).

Описание фитоценозов и отдельно взятых видов растений осуществляется студентами стандартными геоботаническими методами, на пример по Беручашвили Н.Л., Жучкова В.К. (1997) [5].

По итогам полевых работ студенты составляют к отчёту таблицу следующей формы (табл. 2):

Табл. 2

Результаты исследования фитоценозов

Номер Местоположение Координаты Вид Обилие Аспект Фенофаза
1            
2            
           
N            

 

Почвенная практика

В ходе почвенной практики студенты учатся исследовать почвенный покров территории, проводить морфологическое описание и отбирать почвенные пробы из верхних горизонтов «городских» почв. Образцы почв в камеральный период используются для окончательной диагностики типа почв с привлечением последних классификаций почв (полевой определитель почв России, 2008 г. [25] или классификация ФАО, определитель 2014 г. [27]).

Для каждой точки пробоотбора отмечается её местоположение (произвольное описание) и координаты (определяются средствами геопозиционирования).

В случае заложения глубокого разреза студенты отбирают образцы из всех горизонтов и производят описание почвы не только в полевых дневниках, но и на отдельном почвенном бланке. Почвенный бланк (один на бригаду к каждому типу почв) в конце практики подшивается к отчёту (в приложение).

Каждая почва характеризуется определёнными морфологическими признаками, которые являются диагностическими [7], то есть позволяют определять название почв в одной из существующих национальных или международной классификаций почв.

В задачу студентов при описании почвенного профиля входит определение этих морфологических свойств (цвет, окраска, структура, включения и др.) стандартными методами принятыми в почвоведении [7].

По итогам полевых работ студенты составляют к отчёту таблицу следующей формы (табл. 3):

Номер Местоположение (тип почв) Координаты Горизонт Глубина отбора Цвет (окраска) Влажность Структура
1              
2              
             
N              

 Табл. 3

 

 

Техногенная трансформация территории, наблюдаемая в поле, фиксируется студентами в письменной форме с учётом лекции преподавателя и исторической информации, найденной в рекомендованных к прочтению источниках (болото осушено, на месте торфяного карьера образовалось озеро, на месте совхозных полей – разбили парк, проложили новое шоссе, изменился уровень озера, создан обводной канал и др.).

1.2.2 Домодедовский карьер

 

ДОМОДЕДОВО. Домодедовский район Московской области с центром в одноимённом городе был создан в 1969 г. С 2006 г. муниципальное образование «Домодедовский район Московской области» наделено статусом городского округа [28].

Домодедовский карьер располагается в 35 км к югу от Москвы и в 1,5 км. к югу от села Новленское в районе деревень Ям и Киселиха. В карьере ведётся добыча известняка каменоугольного периода (рис. 4). Южная часть карьера уже рекультивирована и отдана под дачные домики.  Добыча известняка ведётся в западной части карьера, восточная заброшена (информация приводится по данным на 2018 г.).

Рис. 4 Студенты РУДН в Домодедовском карьере. Измерение поверхностной трещиноватости известняков карбона, 2002 г (фото автора).

 

Общая информация: В известняковом карьере у дер. Горки Ленинские Домодедовского района Московской области вскрыт разрез средне-верхнекаменноугольных отложений. Разрез является неостратотипом мячковского горизонта московского яруса, предлагается в качестве стратотипа нижней границы касимовского яруса и нижней границы верхнего отдела каменноугольной системы. В карьере вскрыты отложения верхов щуровской толщи подольского горизонта, новлинской и песковской толщ мячковского горизонта московского яруса и низов суворовской толщи кревякинского горизонта касимовского яруса [9].

Дно карьера находится на высоте 14 м. над р. Пахрой. В основании вскрытого карьером разреза находятся отложения подольского горизонта среднего отдела каменноугольной системы - толща серых плотных доломитизированных известняков с линзами и конкрециями черного кремня, а также зеленовато-серые глинистые кавернозные доломиты. Видимая мощность не превышает 1,5 м.

Желтовато-серые доломиты характеризуются обильной палеофауной (стебельки морских лилий и раковины брахиопод). [Студенту на заметку: встретил палеофауну - отбери себе на память в коллекцию, даже если это не входит в текущую задачу маршрута. Палеонтология – это увлекательная штука!].

Верхняя часть подольской толщи сложена светло-серыми, неравномерно ожелезненными известняками с редкими кремневыми конкрециями. [Студенту на заметку: кремневые конкреции — это тоже занятная штука! Даже если ты прогуливал занятия по геологии легко их узнаешь (постучи геологическим молотком, кремень при взаимодействии с металлом искрит не хуже зажигалки)].

Перекрывающая подольский горизонт толща известняков мячковского горизонта в своей нижней части представлена пластом белого плотного доломитизированного известняка, верхняя часть которого сильно закарстована [Студенту на заметку: вспомни что такое карст. Пригодится к отчёту].

Это наиболее мощный пласт из вскрытых в карьере, видимая мощность более 17 м. Желтоватые и белые, доломитизированне и окремненные известняки с прослоем микрозернистого доломита в средней части и известковистой зеленовато-серой глины в основании богаты остатками фораминифер, хететид, губок, иглокожих, кораллов, брахиопод [10].

Выше по разрезу доломиты сменяются тонким пластом органогенного белого известняка. Наблюдается переслаивание сероцветных детритовых глинистых, доломитизированных известняков и пестроцветных глин, иногда с гравийным материалом и линзами криноидного известняка, с остатками фораминифер, иглокожих, гастропод, брахиопод.

Верхняя часть мячковской толщи - желто-серые и зеленовато-серые доломиты с редкой фауной морских лилий.

Верхний вскрышной уступ состоит из юрских и четвертичных отложений (рис. 5). Юрские глины келовей-оксфордского возраста залегают лишь в южной части уступа и отмечены только в северо-восточной части карьера. Это глины ржаво-бурого до чёрного цвета, содержащие конкреции пирита, их мощность варьирует от 0 до 1,5 метра (mindraw.web.ru/rod7.htm). [Студенту на заметку: более подробно сможешь посмотреть их на Воробьёвых горах, см. соответствующий раздел этого учебного пособия].

 

Рис. 5. Студенты РГСУ и доцент Берёзкин В.Ю. в Домодедовском карьере на верхнем уступе, 2004 г. Отчётливо видно глины келловей-оксфордского возраста (фото Скарятина В.Д.)

 

Четвертичные отложения представлены преимущественно московской мореной: красно-бурые лёгкие и средние суглинки и супеси с включением гравия, гальки и щебня, а также валунов. Мощность в районе уступа, как правило не превышает 2 – 3 м. [Студенту на заметку: вспомни какие ты ещё знаешь оледенения кроме Московского? Чем отличаются их отложения? Все ли их можно наблюдать в Московской области?].

 

Как добраться:               

1) В случае организованной экскурсии на автотранспорте факультета: по Каширскому шоссе до пос. Ям, далее повернуть и до д. Киселиха, далее пешком порядка километра.

2) В случае самостоятельной поездки: на электричке до станции «Ленинская», далее пешком порядка пяти километров (маршрут рассчитан на сильных духом, хорошо подготовленных физически студентов, снаряжённых и экипированных соответствующим образом [Преподавателю на заметку: отправляться в такой пеший маршрут допустимо лишь в хорошую, солнечную погоду]).

 

Историческая справка:

Первое упоминание о Домодедово в письменах краеведы относят к 1401 г. В течении многих веков здесь пролегал старинный Каширский тракт, связывающий Москву с югом, со времён которого известны большинство домодедовских селений (Битягово, Колычево, и др.). Железнодорожная станция Домодедово была открыта 19 января 1900 г, положив начало современному городу. С 12 марта 1947 г. рабочий посёлок был преобразован в город районного подчинения, а с 1969 г. Домодедово стало центром одноимённого района.

«Белый камень», то есть известняк, добывался в Подмосковье с незапамятных времён «Руси изначальной» и использовался для строительства церквей и городских стен. Специфика домодедовской земли состоит в том, что в ее недрах спрятаны крупные залежи известняка – осадочной горной породы, образовавшейся в результате отвердения карбонатных илов с примесью песчаных частиц, окаменелых остатков скелетов ископаемых организмов. Наиболее богатые и уникальные их отложения расположены по берегам реки Пахры ниже села Ям в районе селений Съяново, Камкино, Киселиха, Новлинское, Колычево, Семивраги, Куприяниха, а также на реке Рожай близ села Никитское [8].

Местные жители вот уже сотни лет используют известняк в домашнем хозяйстве. В селениях района и сегодня многие дома стоят на фундаментах из известняковых блоков, а в ближайших от разработок селениях из блоков белого камня нередко сложены подсобные пристройки и погреба. Белокаменные блоки широко использовались при строительстве Воскресенской церкви села Битягово (1670-71 гг.), Никольских пятиглавой церкви села Колычево (1697 г.), села Домодедово (1731-1738 гг.), Михайловской села Акулинино (1743г.), Успенской села Шубино и Никольской села Лямцино (1794г.), Михаила Архангела села Одинцово (1800г.), Покрова Пресвятой Богородицы села Буняково (1809 г.), четырехъярусной колокольни Знаменской села Лобаново (1851 г.) и др. Но большая часть добытого здесь камня использовалась на стороне [8].

 Работы в Домодедовском карьере ведутся на протяжении всего XX и XXI века. Карьер был объектом экскурсии 27-го Международного геологического конгресса в 1984 г. Утвержден как памятник природы местного значения, предлагается в качестве стратиграфического геологического памятника природы (ГПП) мирового ранга с заказным режимом охраны [28].

 

Цель работы: познакомится с геологическим строением верхних этажей московской синеклизы. Для достижения поставленной цели студенты решают следующие задачи:

1) Научиться отбирать образцы палеофауны и горных пород.

2) Научиться диагностировать в полевых условиях различные горные породы и минералы, наблюдать на практике как смена горных пород в пространстве приводит к смене почв и растительности.

3) Познакомиться с некоторыми видами современной антропогенной нагрузки, связанной с добычей строительных материалов на территории Подмосковья.

 

Приборы и материалы, используемые в работе:

Студенту (-тке):

 

1. Полевые дневники - ОБЯЗАТЕЛЬНО! Требование то же, что и для Косинской практики (см. соответствующий раздел);

2. молотки геологические (как правило, не более одного на бригаду. В РУДН, как правило, выдаётся преподавателем);

3. рейки мерные или рулетка (как правило, не более одного на бригаду);

4. компас геологический (желательно не менее одного на бригаду);

5. мешочки для образцов и / или другой упаковочный материал;

6. форма одежды (см. предыдущую практику или согласуйте с преподавателем).

 

Преподавателю:

 

1. список студентов (и средство связи с оными);

2. средство геопозиционирования;

3. топографическая и геологическая карты района проведения экскурсии (бумажные или электронные);

4. аптечка.

Порядок выполнения работы (маршрут):

При посещении Домодедовского карьера студенты знакомятся с современной разработкой строительных материалов открытым способом; закрепляют навыки, полученных на предмете геология: измерение простирания и падения пласта, измерение поверхностной трещиноватости, определение палеофауны и датировка возраста толщи горных пород, замеры мощности пласта, наблюдение процессов карстообразования и эрозии, закрепляют навыки полученные на предметах почвоведение и биология: наблюдение почвообразования и восстановительной сукцессии на заброшенной части карьера, на породах вскрытых при добыче.

Студенты отбирают образцы горных пород, почв, при возможности вод из озера в центральной части карьера.

В описании горных пород особое внимание следует уделить нижнему уступу Домодедовского карьера (рис. 6).

Рис. 6. Стратиграфия нижнего уступа Домодедовского карьера [31]

 

 Практика способствует закреплению знаний полученных студентами по предмету общая геология. Студенты отбирают горные породы и определяют их минеральный состав по их внешним свойствам. К числу свойств минералов, которые должен уметь определять студент второго курса относятся цвет, побежалость, цвет черты, блеск, спайность, излом, твёрдость и удельный вес. Грамотный студент, перед началом практики перечитывает соответствующую литературу (например: Г.И. Рычагов, 2002 [20]).

[Преподавателю на заметку: Домодедовский карьер - объект повышенной опасности. Помните, что здесь ведутся взрывные работы, тщательно согласуйте время и место проведения полевой экскурсии. Во время работы обращайте внимание на соблюдение студентами техники безопасности, решительно пресекайте любые действия способные привести к травматизму].

Итогом работы в Домодедовском карьере являются: полевой дневник студента (заполняется строго индивидуально, в полевых условиях), отчёт (готовится в конце практики, один на бригаду), приложения к отчёту (фотографии, карты, схемы, разрезы и др.), а также, образцы, отобранные в полевой период.

Результаты полевой практики являются основанием для получение студентом положительной оценки (свыше 51 балла) по итогам полевых экспедиционных работ.

В ходе практики студенты закрепляют знания в области геологии (учатся описывать горные породы, их минеральный состав, цвет, цвет черты, текстуру, удельный вес и другие свойства). Образцы горных пород и сформировавшихся на них молодых почв, служат приложением к отчёту для получения студентами зачёта по практике. При желании студенты могут использовать их в дальнейшем для определения химического состава при написании курсовой или квалификационной бакалаврской работы.

К отбору образцов следует относиться с большой внимательностью. Каждый взятый образец должен иметь своё назначение. Следует избегать набора большого количества образцов, обременяющих бригаду своей тяжестью и не работающих на последующее написание отчёта. Средний размер образца не должен превышать размера ладони.

Все отобранные образцы снабжаются этикетками и заносятся в журнал (или полевые дневники) в следующем виде (табл. 4).

Для каждой точки пробоотбора или описания геостратиграфической колонки отмечается её местоположение (произвольное описание) и координаты (определяются средствами геопозиционирования).

Номер образца Местоположение (в пределах карьера) Координаты (широта, долгота) Высота над у.м. (и относительное превышение) Название породы Возраст (свит, горизонта) Ф.И.О. автора коллекции
1            
2            
           
n            

Табл. 4

 

Техногенная трансформация территории, наблюдаемая в поле, фиксируется студентами в письменной форме с учётом лекции преподавателя и исторической информации, почерпнутой из рекомендованных к прочтению источников (в каком году были вскрыты породы каменноугольной системы в данном разрезе, какие видимые изменения фиксируются на верхний уступ (Заросли травой? Кустами? Поверхность задернована?), насколько активна линейная эрозия и др.)

[Преподавателю на заметку: если позволяет время и общая подготовка студентов-экологов, желательно продемонстрировать им на конкретных примерах проявление экологических функций литосферы. Возможно также поставить задачу – при написании отчёта провести эколого-геологическое картографирование  территории в районе Домодедовского карьера. В этом случае студентов необходимо предварительно познакомить с литературными источниками по указанной теме. За основу проведения практики по экологической геологии, авторы рекомендуют взять методическое пособие: Косинова И.И., Барабошкина Т.А. (2006) [12].].

По итогам полевых работ студенты составляют к отчёту таблицу отобранных образцов, стратиграфическую колонку разреза, описанного их бригадой, карту фактического материала (нанести на карте карьера точки пробоотбора по их координатам) и описание карьера по полевым и литературным источникам, как природно-техногенной системы.

 

 

1.2.3 Воробьёвы горы

ВОРОБЬЁВЫ ГОРЫ – название местности на юго-западе Москвы, представлявшее собой высокий правый берег в излучине р. Москвы, покрытый лесопарком. Считается одним из «Семи холмов Москвы». Возвышаются над р. Москвой до 80 м.

 Природный заказник «Воробьёвы горы» - одно из самых высоких мест в городе, смотровая площадка Москвы (рис. 7).

Рис. 7. Воробьёвы горы (схема) [32]

 

Воробьёвы горы образовались в результате подмыва рекой Теплостанской возвышенности. Ее склоны, обращенные к реке, осложнены оползнями, которые при отрыве оползневых тел придали склону характер уступа. Естественный почвенный покров, представленный дерново-подзолистыми почвами на морене, сохранился на Воробьёвых горах. В геологическом плане Теплостанская возвышенность представляет собой довольно высоко приподнятый выступ коренных горных пород. В основании выступа залегают известняки каменноугольного периода, прикрытые юрскими глинами и песками мелового возраста (рис. 8). Эти горные породы были отложены в палеозойскую и мезозойскую эры [Студенту на заметку: вспомните геологическую шкалу истории Земли] многие десятки миллионов лет назад, когда в Подмосковье плескались воды древних морей.

 

Рис. 8. Воробьёвы горы (геологический разрез) [16]

 

И юрские глины, и меловые пески можно увидеть в некоторых обнажениях на крутом коренном склоне долины Москвы-реки в районе Воробьёвых гор. В основании Воробьёвых гор залегают черные юрские глины. Они служат водоупором. Поэтому их поверхность часто оказывается влажной и скользкой. По ней и происходит сползание вышележащих толщ. Юрские глины прежде можно было видеть в обнажениях у уреза воды. После сооружения набережных наблюдать их стало невозможно. Выше юрских глин залегают серые глинистые пески верхнеюрского возраста. Коренные породы перекрыты толщей четвертичных отложений. Они представлены мореной и флювиогляционными песками, а также делювиальными отложениями. Мореные суглинки с валунами можно видеть на разной высоте по склонам гор. Это обусловлено их сползанием в составе опрокинутых оползневых тел. Обычно они служат подошвой разорванных водоупоров. К ним приурочены выходы подземных и грунтовых вод в виде постоянных родников и источников. Их довольно много на склонах. От некоторых из них берут начало небольшие ручейки. Многочисленные оползни осложняют коренной склон долины реки Москвы. Они образуют несколько оползневых гряд (от двух до пяти на разных участках склона). Наиболее крупные оползневые тела достигают высоты 15 м при движении вниз по склону такие оползневые массы производят вспучивание грунта перед подошвой оползня в виде валов или бугров. Над поверхностью оползневых масс возвышаются крутые стенки срыва. Они отделяют плоскую поверхность Воробьёвых гор от оползневых гряд и затрудняют спуск к реке. Это обстоятельство в какой-то мере предохраняет лесной массив от перегрузки людьми и способствует его сохранению. Оползневое расчленение склона сопровождается формированием различных видов природных комплексов, придает особую живописность и разнообразие Воробьёвым горам. В котловинах, которые образовались между оползневыми буграми, располагаются участки заболоченных и переувлажненных земель и даже небольшие озерца. По берегам их находятся густые заросли ивы и ольхи. Некоторые оползни до недавнего времени были подвижными, поэтому на многих участках старые деревья наклонены, образуя так называемый «пьяный лес» [33].

Как добраться: от станции метро Университет до Воробьёвых гор идёт автобус А, от м. парк Победы, Кутузовская, Киевская, Ленинский проспект – троллейбус № 7. В прочем, наиболее дешёвый вариант - из метро Воробьёвы горы выйти в сторону ул. Косыгина, а далее вверх по «Экотропе».

Историческая справка: Название Воробьёвым горам дали от одного из первых владельцев этих мест Кирилла Воробы. Вороба, это вообще-то прозвище, и как полагают, происходит от орудия труда: доски ходящей кругом на гвозде. [Вот и гадайте теперь за что Кирилла так прозвали. Или мучайте вопросом поисковую систему. Но, молчит поисковик … нет ответа].

Село Воробьёво на протяжении истории неоднократно меняло владельцев. Бывали тут и царские усадьбы. Попадало оно и в исторические передряги.

В XX веке проживали здесь в основном дачники, растили также фруктовые сады, держали чайные домики для туристов. В 1924 г. село насчитывало 180 дворов и больше 1000 жителей [34].

После смерти Ленина (1924 г.) горы переименовали в Ленинские.

Особое отношение у Воробьёвых гор, пожалуй, с МГУ. На протяжении нескольких веков столичный университет покушался на их территорию, и в 1948 г. было получено разрешение на строительства главного здания (ГЗ) МГУ. Дачников снесли, вырастили ботанический сад, укрепили склоны, выправили берег реки. Так появился парк.

Само главное здание МГУ – построили в конце концов там, где оно сейчас и пребывает, а не на Воробьёвых горах (в районе ныне существующей смотровой площадки согласно проекту архитектора Бориса Иофана).

В настоящий момент, горы снова стали Воробьёвыми, а парк Воробьёвы горы – зелёной зоной г. Москвы. Станция метро «Ленинские горы», открытая 12 января 1959 г. также носит сегодня название «Воробьёвы горы» (с 1999 г.).

Цель работы: познакомится с геологическим строением отложений юрского периода, наблюдать и фиксировать смену ландшафтов (поймы, террасы, оползневые тела, коренной берег) в пределах долины р. Москвы, научиться отбирать образцы почв и пород с помощью ручного бура и растительности в гербарную папку, наблюдать городскую фауну (белок, ежей, ужей и др.) в естественной среде обитания. Познакомиться с некоторыми видами современной рекреационной нагрузки в зоне парков.

Приборы и материалы, используемые в работе:

 

Студенту (-тке):

1. Полевые дневники - ОБЯЗАТЕЛЬНО! Требование то же, что и для Косинской практики (см. выше);

2. сапёрная лопата (как правило, не более одной на бригаду – допустимо одна на группу, - в РУДН, как правило, выдаётся преподавателем);

3. бур ударный на 40 см, со штангой в комплекте;

4. компас геологический (желательно не менее одного на бригаду);

5. этикетки для образцов и прочая канцелярия;

6. мешочки для образцов и / или другой упаковочный материал;

7. фотоаппараты;

8. форма одежды для движения по пересечённой местности с поправкой на погоду (предварительно согласовывается с преподавателем).

Преподавателю:

 

1. список студентов;

2. средство геопозиционирования;

3. топографическая и геологическая карты района проведения экскурсии (бумажные или электронные);

4. геологический молоток;

5. аптечка.

 

Порядок выполнения работы (маршрут):

Преподавателю: в зависимости от подготовки группы (бригады) и располагаемого времени можно заказать для студентов экскурсию (например, на [33]) или провести короткий маршрут самостоятельно.

В первом случае, маршрут носит ознакомительный характер. Студенты в сопровождении лектора бродят по одной из двух туристических троп («На склонах Воробьевых гор» протяженность 550 м. или на участке «Андреевские пруды» протяженность 220 м.), занимаются фотофиксацией наблюдаемых объектов (вольерный комплекс с редкими декоративными птицами, смотровая площадка, указатели и информационные стенды о животном и растительном мире природного заказника, истории и достопримечательностях Воробьевых гор), знакомятся с основными древесными породами заказника (ясенем, дубом, березой, клёном, ольхой, ивой, и др.).

В случае самостоятельного проведения экскурсии преподавателем рекомендуется обратить внимание студентов на обнажение горных пород различного возраста в районе Лужнецкого метромоста. Здесь можно наблюдать серые глинистые пески верхнеюрского возраста, перекрывающие нижнеюрские глины. Коренные породы выше перекрыты толщей четвертичных отложений, представленных здесь мореной и флювиогляционными песками, а также делювиальными отложениями.

Целесообразно также продемонстрировать студентам оползневые тела и выходы подземных и грунтовых вод коренного склона долины реки Москвы. Наиболее крупные оползневые тела достигают высоты 15 м при движении вниз по склону такие оползневые массы производят вспучивание грунта перед подошвой оползня в виде валов или бугров. Над поверхностью оползневых масс возвышаются крутые стенки срыва. Они отделяют плоскую поверхность Воробьёвых гор от оползневых гряд и затрудняют спуск к реке. Это обстоятельство в какой-то мере предохраняет лесной массив от перегрузки людьми и способствует его сохранению. Оползневое расчленение склона сопровождается формированием различных видов природных комплексов, придает особую живописность и разнообразие Воробьёвым горам. В котловинах, которые образовались между оползневыми буграми, располагаются участки заболоченных и переувлажненных земель и даже небольшие озерца. По берегам их находятся густые заросли ивы и ольхи. Некоторые оползни до недавнего времени были подвижными, поэтому на многих участках старые деревья наклонены, образуя так называемый «пьяный лес» [33].

Оптимальным можно считать проведение обоих видов экскурсий.

Итогом работы на Воробьёвых горах являются: полевой дневник студента (заполняется строго индивидуально в полевых условиях), отчёт (готовится в конце практики один на бригаду), приложения к отчёту (фотографии, карты, схемы, разрезы и др.), а также, образцы, отобранные в полевой период.

Результаты полевой практики являются основанием для получение студентом положительной оценки (свыше 51 балла) по итогам полевых экспедиционных работ.

 

 

1.2.4 Музей заповедник Коломенское

 

КОЛОМЕНСКОЕ. Музей-заповедник. Территория Государственного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника "Коломенское" находится в Южном округе Москвы и, в основном, расположена на правом берегу р. Москвы между рекой, Каширским шоссе, проспектом Андропова, улицей Новинки и улицей Коломенская. Высота Коломенской возвышенности над уровнем моря чуть более 170 м (формально это вообще не возвышенность, так как она не достигает 200 м). Но зато она эффектно обрывается к р. Москве, протекающей на высоте 114 м. Получается перепад высот в 56 м, что для нашего города очень много. Участок с архитектурными памятниками Коломенского расположен на высоте от 135 до 155 м. До уровня реки всего 20-40 м, но и эта высота впечатляет [10].

В геологическом отношении Теплостанская возвышенность, на краю которой расположено Коломенское, резко отличается от других частей Москвы (от Мещерской низменности на востоке города (Заяузье), от пологого склона Смоленско-Московской возвышенности на севере и северо-западе (междуречье Москвы и Яузы)). Благодаря своей высоте эта территория подверглась чуть меньшему воздействию ледников. Днепровский ледник покрыл её менее мощным слоем льда, а Московский ледник вообще полностью не преодолел и частично обтёк стороной. Поэтому здесь, в Коломенском, в отличие от левобережных частей Москвы, хорошо сохранились все четыре основных слоя осадочных пород, которые в Москве и Московской области в принципе могут выходить на поверхность. Возникли эти слои соответственно в четвертичный, меловой, юрский и каменноугольный периоды (перечислены сверху вниз, то есть от недавних к более древним). Осадочные породы образуют чехол, который покоится на кристаллическом фундаменте Восточно-Европейской платформы, но дальнейшее, более подробное описание этих слоёв целесообразно делать в хронологической последовательности, переходя от более древним к молодым (то есть снизу-вверх) [23].

 

Как добраться:               

Доехать до метро Коломенская, выход из первого вагона из центра, наверх, налево, затем направо, ориентир «к кинотеатру Орбита». Далее прямо и вы в парке Коломенское (рис. 9).

Рис. 9. Музей заповедник Коломенское [38]

[Студенту на заметку: это сегодня всё более просто и тривиально! Много лет назад было так: Чтобы попасть в Коломенское, нужно трамваем доехать до Ниж­них Котлов, затем пройти от остановки немного назад к началу Ногатинского шоссе, откуда и начинается настоящий маршрут. После 10—15 минут пути по этому шоссе следует остановиться у новых корпусов жилых домов около оврага с тремя вершинами. Главная вершина его подходит к самому шоссе, где она перегоро­жена забором [1].].

Историческая справка:

Коломенское – одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.). В I тыс. до н.э. на берегах Москвы-реки и ее притоков, в районе будущих сел Дьякова и Коломенского, возникают многочисленные неукрепленные поселения («селища») древнего финно-угорского племени. Древнейший памятник Государева двора в Коломенском, церковь Вознесения Господня, впервые упомянут в 1532 г. По легенде, храм был возведен в честь рождения наследника Василия III – будущего царя Ивана IV Грозного.

Уже при царе Михаиле Федоровиче Коломенское стало излюбленной летней резиденцией правившей фамилии. К 70-м гг. XVII в. в Коломенском сложился замечательный ансамбль Государева двора, включавший деревянный дворец, каменную дворцовую церковь Казанской иконы Божией Матери, соединенную с дворцом крытым переходом, многочисленные хозяйственные и служебные постройки.

До наших дней сохранились Дворцовые (Передние) ворота (главный въезд на Государев двор), Фряжский погреб, где держали иноземные, в основном итальянские (фряжские) вина, и Сытный двор, служители которого занимались приготовлением традиционных русских напитков (кваса, пива, меда). Между Фряжским погребом и Сытным двором сегодня воссоздано здание Поваренной палаты. Хозяйственные постройки располагались и в западной части Государева двора, около Спасских ворот. Здесь археологами открыты и музеефицированы фундаменты построек Хлебного и Кормового дворов, воссозданы примыкавшие к воротам Стрелецкие караульни.

Важнейшей частью Государева двора были сады в XVII в. весьма любимые русскими царями. В шести коломенских садах растут тысячи яблонь, сотни груш, белая, красная и черная вишни, кусты малины, смородины, крыжовника. Царь Алексей Михайлович часто приезжал в свою любимую загородную усадьбу. Здесь он не только отдыхал и охотился, но и принимал иноземных послов, встречался с патриархом и боярами [18].

Рис. 10. Коломенское [38]

 

Цель работы: закрепление навыков, полученных студентами на таких дисциплинах, как геология, география, почвоведение и история. Экскурсия в Коломенское также хорошо дополняет предыдущие экскурсии (Косино, Домодедово и Воробьёвы горы) в плане формирования целостной картины строения коренных пород в Москве и Московской области, способствует написанию студентами эколого-геологического блока отчёта по учебной практике.

 

Приборы и материалы, используемые в работе:

Студенту (-тке):

1) Полевые дневники;

2) этикетки для образцов и прочая канцелярия;

3) мешочки для образцов и / или другой упаковочный материал;

4) фотоаппараты;

5) форма одежды для движения по пересечённой местности, с поправкой на погоду (предварительно согласовывается с преподавателем).

Преподавателю:

 

1. список студентов;

2. средство геопозиционирования;

3. топографическая и геологическая карты района проведения экскурсии (бумажные или электронные);

4. лопата саперного типа;

5. геологический молоток;

6. мешочки для образцов и / или другой упаковочный материал;

7. аптечка.

 

Порядок выполнения работы (маршрут):

В ходе прохождения практики, студенты знакомятся с архитектурным комплексом «Коломенское» и историей возведения его зданий в разные исторические эпохи;

с современными плейстоценовыми корами выветривания (покровные суглинки верхнего плейстоцена – обнажение на правом берегу реки Москвы напротив канала Курьяновской водоочистной станции) и связанными с ними почвами, как современными (в верхней части), так и с палеопочвами (наблюдаются в разрезе примерно на глубине 2 м.). [Студенту на заметку – хочешь понимать, что ты видишь в почвенном разрезе или геологическом шурфе – не поленись ознакомиться с дополнительной литературой, например [17];

с коренными горными породами, как ледникового периода (суглинки Московской морены и валуны кристаллических пород, принесенные ледником, в промоине между Дьяковским городищем и берегом реки Москвы), так и дочетвертичных эпох (кварцево-слюдистые среднезернистые пески белого и желтого цвета (ранний мел); чёрные и тёмно-серые глины волжского яруса верхнего отдела юрской системы с фосфоритовыми конкрециями и многочисленными фаунистическими остатками (аммониты, белемниты, двустворчатые моллюски и др.);

с современными эрозионными процессами, представлеными в Коломенском преимущественно активным оврагообразованием. В верховьях Дьяковского оврага его склоны сложены суглинками грязно-бурого цвета плотными, не слоистыми. Ложбина, в которой образовался овраг ледникового происхождения, продолжает развиваться и сейчас за счет эрозионной деятельности временных водных потоков. Преобладает донная эрозия, скорость роста оврага примерно 1 м в год. Большой Дворцовый овраг – типичный зрелый овраг (широкое и плоское дно, относительно пологие склоны, ручей по дну оврага). Некоторые из встречающихся тут крупных валунов относят к геоморфологическим памятникам, например, Девичий камень и Камень-Гусь. Им поклонялись еще в языческие времена;

с многочисленными выходами подземных вод вдоль правого берега реки Москвы. В правом борту Аммонитового оврага расположен родник, каптированный трубой. Родник дает начало небольшому ручейку, дно которого покрыто пленкой рыхлых лимонитовых отложений. Много родников в Дворцовом овраге. Самый известный из них – Кадочка. Правда пить воду из этих источников не рекомендуется, содержание в ней нефтепродуктов и тяжелых металлов превышает ПДК в 2-5 раз, а коли-индекс выше принятых норм в 145 раз [11]. Загрязнение подземных вод связано в находящимися в верховьях оврагов проспекта Андропова, гаража МИФИ и онкологической больницы.

Итогом работы на территории музея-заповедника Коломенское являются: полевой дневник студента (заполняется строго индивидуально, в полевых условиях), отчёт (готовится в конце практики один на бригаду), приложения к отчёту (фотографии, карты, схемы, разрезы и др.), а также образцы, отобранные в полевой период.

Результаты полевой практики являются основанием для получение студентом положительной оценки (свыше 51 балла) по итогам полевых экспедиционных работ.


 

1.2.5 Кучинский полигон ТКО

 

Ежегодно в Москве образуется, по разным оценкам, от 2,5 до 3,5 млн тонн твердых коммунальных отходов (ТКО) и около 6,1 млн тонн промышленных отходов. В то же время переработке подвергается лишь 10 % ТКО и около 59 % промышленных отходов. Весь остальной мусор транспортируется на полигоны. Площадь каждого мусорного полигона от 50 до 60 га. Свой ресурс они вырабатывают через три-четыре года [39].

Полигоны ТКО – комплексы природоохранных сооружений, предназначенные для централизованного сбора, обезвреживания и захоронения ТКО, предотвращающие попадание вредных веществ в окружающую среду, загрязнения атмосферы, почвы, поверхностных и грунтов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow