Вид по значению придаточной части

    1. Наконец наступило пятнадцатое мая, когда должен был состояться смотр. (А.Куприн. Поединок).

    2. Только и отдыхаешь, когда глянешь на лицо какой-нибудь пожилой дамы. (А.Чехов. В пансионе).

    3. Николай Андреевич притаил дыхание и стал ждать, что дальше будет, но не вытерпел и кашлянул. (А.Чехов. От нечего делать)

    4. Та дрянная и ничтожная женщина не стоит того, чтобы вы тратили из-за нее хорошие слова и волновались. (А.Чехов. Скука жизни).

    5. Глядя в окно, как он вылезал из саней, Анна Михайловна не узнала своего мужа. (А.Чехов. Скука жизни).

    6. Лубянцевой было непонятно, на что он злился и чем возмущался. (А.Чехов. Несчастье).

    7. Если рассказчик говорил, что это событие происходило с ним, ему верили. (Н.Лесков. Белый орел).

    8. Они хозяйственно оглядывали пляж, где вскоре предстоят великие битвы. (Ф.Искандер. Созвездие Козлотура).

    9. Мне хотелось понять, куда все идет и чем все закончится. (Ф.Искандер. Созвездие Козлотура).

    10. Теперь уже трудно установить, обращался ли он с этими словами к окружающим. (Ф.Искандер. Созвездие Козлотура).

    11. Не успел я шевельнуться, как большая черная собака бесцеремонно обнюхала меня. (Ф.Искандер. Созвездие Козлотура).

    12. Иногда, когда костяшка стучала слишком сильно, дремлющий человек приоткрывал глаз и снова закрывал его. (Ф.Искандер. Созвездие КОзлотура).

     13. Я не знал, с чего начать, потому что председателя прерывать неудобно. (Ф.Искандер. Созвездие КОзлотура).

    14. Пока  я раздумывал, как начать, открылась дверь и вошла девушка из отдела писем. (Ф.Искандер. Созвездие КОзлотура).

    15. При этом нельзя отвлекаться на мелочи, что, к сожалению, бывает со многими. (Ф.Искандер. Созвездие КОзлотура).

                                               

Упражнение 19.   В предложениях из рассказов А.П.Чехова определите частеречную принадлежность слов ЧТО, КАК, КОГДА и вид каждой придаточной части

 

    1. Эта борьба плача со смехом всегда напоминает мне мельканье и треск ярко горящей свечи, когда на нее брызжут водой.

2. Мой незабвенный учитель находился тогда в поре, когда люди следят за ростом своих усов и относятся критически к платью.

3. Нос был так велик, что мой учитель, разглядывая что-нибудь, должен был наклонять голову набок по птичьи.

4. Причину исключения он тщательно скрывал, что давало возможность всякому желающему видеть в моем воспитателе человека пострадавшего и до некоторой степени таинственного.

5. Я тихо подошел к ним сзади и стал ждать, когда кто-нибудь из них оглянется.

6. Работа его заключалась в том, что он одной рукой писал, другой перелистывал книгу и, как ни странно, весь двигался.

7. Когда матушка вышла из флигеля, я видел то, что долго потом считал за сон.

8. Не успела линейка исчезнуть из вида, как показалась легкая пролетка, запряженная в пару.

9. Детям интересно бы знать, как это локомотив, неживой и без помощи лошадей, может двигаться и тащить такую тяжесть.

10. Мальчик смотрит в темноту, и ему кажется, что он видит все, что видел днем: тучи, яркое солнце, птиц, рыбешек…

    11. Мысль, что он шьет недостаточно модно, заставляла его переделывать каждую вещь по пяти раз.

    12. Мы щеголяли в невозможно узких брюках и таких коротких пиджаках, что в присутствии барышень нам всегда становилось совестно.

    13. Утром десятого мая, когда я проснулся, нянька шепотом объявила о приезде дядюшки.

    14. И Нилов стал доказывать, что нет ничего легче, как убить волка прикладом, и рассказал один случай, когда он одним ударом обыкновенной трости уложил на месте напавшую на него большую бешеную собаку.

    15.  Тут произошло нечто необыкновенное, чему трудно поверить и что самому Нилову казалось сном.

    16. Приятели дождались, когда собаки скрылись из виду.

    17. Вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины.

     

Упражнение 20.     Определите в предложениях из рассказа М.Булгакова «Полотенце с петухом», союзом или союзным словом являются слова «ЧТО», «КАК», «КОГДА».

 Укажите вид  придаточных частей с данными средствами связи.

        

    1. Хлопнула дверь, и вот я увидел, как заковылял по траве ко мне человек в рваненьком пальтишке и сапожишках.

2. Мы спустились в аптеку, и сразу я увидел, что в ней не было только птичьего молока.

3. В темноватых двух комнатах крепко пахло травами, и на полках стояло все, что угодно.

4. А если грыжу привезут? Объясните, как я с ней освоюсь?

5.Когда поравнялся с лампой, увидел, как в безграничной тьме полей мелькнул мой бледный лик рядом с огоньками лампы в окне.

6. И много лет оно (полотенце) висело у меня в спальне, потом странствовало со мной, наконец обветшало, стерлось, продырявилось и исчезло, как стираются и исчезают воспоминания.

7. Да разве я мог бы поверить, что в середине серенького кислого сентября человек может мерзнуть в поле, как в лютую зиму?:

8. Как он влетел, я даже не сообразил.

9. Я глянул, и то, что увидал, превысило мои ожидания.

10. Я до того растерялся, что вместо губ поцеловал ее в нос.

11. Я старался не бегать, как бегают люди в двадцать три года, а ходить.

12. Дело в том, что еще в состоянии окоченения, я успел произвести целый ряд действий.

13. Правая была переломлена в голени так, что обе кости концами выскочили наружу, пробив кожу.

14. В голове моей вдруг стало светло, как под стеклянным колпаком нашего далекого анатомического театра.

15. Пусть умрет в палате, когда я окончу операцию.

16. В руках у Демьяна Лукича осталось то, что было девичьей ногой.

17. И я видел, как по стене прокралась растрепанная мужская фигура и издала сухой вопль.

18. А я-то думал, что вы еще студент.

19. За закрытыми дверями слышно было, как глухо выкрикивал кто-то и бухал, все бухал головой.

20. Когда умрет, обязательно пошлите за мной.

Упражнение 21. Определите, какие из данных предложений являются простыми со сравнительным оборотом, а какие – сложноподчиненными с придаточной сравнительной частью.

 

    1. Я обчитывал вокруг неё (цитаты) некоторое пространство, стараясь держаться возле неё, как верблюд возле оазиса. (Ф.Искандер. Праздник ожидания праздника).

2. Здоровый воздух, здоровое питание – и я наливался соком, как тыква на хорошо унавоженном огороде. (Ф.Искандер. Петух).

3. Вожаком куриного царства был огромный рыжий петух, самодовольный, пышный и коварный, как восточный деспот. (Ф.Искандер. Петух).

4. На мясистом, как ломоть помидора, гребешке моего противника нетрудно было заметить несколько меток от палки. (Ф.Искандер. Петух).

5. Рядом с ней на корточках сидел парень в белоснежной рубашке и в новеньких туфлях, блестящих и черных, как дельфинья спина. (Ф.Искандер. Рассказ о море).

6. Парень стоял на берегу и улыбался мне, и я плыл на улыбку, как на спасательный круг. (Ф.Искандер. Рассказ о море).

7. Он всегда, и зимой и летом, ходил в одной шляпе, вечнозеленой, как магнолия. (Ф.Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла).

8. Оно (веселье) не нарушало дисциплины, а служило ей, как в геометрии доказательство от обратного. (Ф.Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла).

9. Он спокойно читал себе что-нибудь или перебирал четки с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза. (Ф.Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла). 10. Во время контрольных он и не думал бегать между рядами, заглядывать в парты или бдительно вскидывать голову при всяком шорохе, как это делали другие. (Ф.Искандер. Тринадцатый подвиг Геракла).

11. Я кругообразно и ловко, как опытный мясник, острейшим ножом полоснул бедро. (М.Булгаков. Полотенце с петухом),

12. Во дворе, как бес, летала и шаркала метель. (М.Булгаков. Стальное горло).

13. Мы вошли в операционную, и я, как сквозь завесу, увидал блестящие инструменты, ослепительную лампу, клеенку …(М.Булгаков. Стальное горло).

14. Воздух не пошел к ней в горло, как это нужно было. (М.Булгаков. Стальное горло).

15. Вошла ко мне в приемную женщина и ввела за ручку закутанную, как тумбочка, девчонку. (М.Булгаков. Стальное горло).

16. Однако не позже чем через полчаса я вдруг проснулся, словно кто-то дернул меня. (М.Булгаков. Крещение поворотом).

17. Сани качало, как на волне. (М.Булгаков. Вьюга).

Упражнение 22. В примерах, взятых из произведений А.С.Пушкина, разграничьте придаточные присловные и неприсловные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: