Среди присловных выделите предложения с местоименно-соотносительной и местоименно-союзной связью. Определите вид каждой придаточной части

        

         1. Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь, а требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь. 

2. Как наешься ты своей полбы, собери-ка с чертей оброк мне полный.

3. Кабы я была царица, то на весь крещеный мир приготовила б я пир. 

4. За морем царевна есть, что не можно глаз отвесть. 

5. А как речь-то говорит, словно реченька журчит. 

6 Князь пред нею стал божиться, что пора ему жениться. 

7. Он рыбачил тридцать лет и три года и не слыхивал, чтоб рыба говорила. 

8. Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить. 

9. Была наука страсти нежной, которую воспел Назон, за что страдальцем кончил он свой век блестящий и мятежный… 

10. Онегин едет на бульвар и там гуляет на просторе, пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед. 

11. Он три часа по крайней мере пред зеркалами проводил и из уборной выходил подобный ветреной Венере, когда, надев мужской наряд, богиня едет в маскарад. 

12. И хоть он был повеса пылкой, но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец. 

13  К тому ж они так неприступны для мужчин, что вид их уж рождает сплин.

14. И не попал он в цех задорный людей, о коих не сужу, затем, что к ним принадлежу.

15. Кто чувствовал, того тревожит, призрак невозвратимых дней. 

16. Как в лес зеленый из тюрьмы перенесен колодник сонный, так уносились мы мечтой к началу жизни молодой.

    17. Под небом Африки моей вздыхать о сумрачной России, где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил. 

18. Вдруг получил он в самом деле от управителя доклад, что дядя при смерти в постеле. 

19. Потом увидел ясно он, что и в деревне скука та же, хоть нет ни улиц, ни дворцов, ни карт, ни балов, ни стихов. 

20 Он в том покое поселился, где деревенский старожил лет сорок с ключницей бранился.

21. Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандисон. 

22. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей. 

23. Враги его, друзья его, что может быть одно и то же, его честили так и сяк.

 

Упражнение 23. Определите, присловными или неприсловными являются придаточные в данных сложноподчиненных предложениях, взятых из рассказов А.П.Чехова.

Найдите и охарактеризуйте средство подчинительной связи.

Определите вид придаточных по значению.

 

    1. Дети идут на ночлег в заброшенный сарай, где прежде ссыпался общественный хлеб.   

2. Пока Терентий спит, мальчик глядит на воду и думает.

3. Глядя на заход солнца, на луну, на птиц, он может сказать, какая завтра будет погода.

4. Только и отдыхаешь, когда взглянешь на лицо какой-нибудь пожилой дамы.

5. Говоря искренне, по совести, я ещё не так стар и плох, чтобы в меня нельзя было влюбиться.

6. Чем тяжелее страдал больной, чем грязнее и отвратительнее был недуг его, тем слаще казалась ей работа.

    7. А тут ещё обстоятельства сложились так, что она помирилась со своим мужем. 

8. Когда он вошёл в переднюю, Анна Михайловна увидела жёлтое лицо, не подрумяненное даже морозом, с выпуклыми рачьими глазами и с жидкой бородкой, в которой седые волосы мешались с рыжими.

9. Чтобы убить чем-нибудь длинное время от раннего утра до обеда, он, если ревматизм не сковывал его ног, бродил по всем комнатам и придирался к беспорядкам, которые виделись ему всюду.

10. В это время их души словно шептались о том, чего они оба не решались высказывать вслух.

11. Кончил он шесть классов гимназии, потом поступил в ветеринарный институт, откуда был исключен.

12. Причину исключения он тщательно скрывал, что давало возможность всякому желающему видеть в моем воспитателе человека пострадавшего.

13. Куда ни повернешься, отовсюду слышались пение иволги, писканье удода и кобчика.

14. Я тихо подошел к ним сзади и стал ждать, когда кто-нибудь из них оглянется.

15. Что только ни попадалось ему на глаза, все возбуждало в нем восторг и любопытство, словно отродясь он не видел сада и солнечного дня.

16. Учитель и цыган ели с жадностью, с хрустом, так что трудно было понять, хрустели то кости или их скулы.

17. Чем дальше вглубь уходило лето, тем легкомысленнее, вертлявее и рассеяннее становился дядюшка.

18. Он знает, какими травами лечат болезни, не затруднится узнать, сколько лошади или корове лет.

19. Так я утомилась с ними, что едва на ногах стою.

20. Старики как будто чего-то испугались и страшно сконфузились, точно им стало стыдно своей старости.

 

Упражнение 24.   Определите, одночленными (нерасчлененными) или двучленными (расчлененными) являются данные сложноподчиненные предложения из рассказов А.П.Чехова.

Укажите и охарактеризуйте средство подчинительной связи и вид  придаточных по значению

 

    1. Такое религиозное усердие началось с панихиды, которую старик тайком от жены отслужил по дочери.

2. Но какое сладкое чувство охватило его душу, когда, отплыв шагов на сто в сторону, он увидел красивую девушку, сидевшую на крутом берегу и удившую рыбу.

3. Неизвестные злодеи, пока он любовался красавицей, утащили всё, кроме контрабаса и цилиндра.

4. После того, как он потерял веру в человечество, грудь его наполнилась чувством пустоты..

5. Нужно было остановить лошадь, так как наша прямая дорога обрывалась.

6. Пробраться в этот ярус было трудно, потому что ход в него из колокольни был наглухо забит.

7. Как я ни напрягал зрение, в громадном пространстве я не увидел кроме этого огня ни одной светлой точки.

8. Скоро ясно стало, что мной овладевает страх.

9. Меня охватило чувство одиночества, тоски и ужаса, точно меня бросили в большую, полную сумерек яму…

10. Отчего был тот огонек, я до сих пор не знаю.

11. Он хотел уже плыть назад, как в голове его мелькнула идея.

12. Аптека находится почти у края города, так что аптекарше далеко видно поле.

13. Аптекарша припускает огня и спешит к двери, чтобы отпереть.

14. Бьется сердце сильно, точно те двое решают его участь.

15. Мальчик говорит убедительно и так горько плачет, что Зайкину становится совестно.

16. По-твоему, ничего, если они там амуриться начнут.

17. Оба скучали и ждали, когда спадет жара, чтобы пойти гулять.

18. Для Ковалевых, как потом они сами сознавались, это утро было счастливейшим в их медовом месяце.

19.Старый дьячок, больной и глухой, плохо слышал его возгласы, отчего не обходилось без маленьких недоразумений.

 

 

Упражнение 25. В примерах из романа «Евгений Онегин» разграничьте придаточные присловные и неприсловные.

Выделите подчинительные средства связи и определите их частеречную отнесенность


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: