Охарактеризуйте каждую часть по составу (односоставная/двусоставная), по полноте (полная/неполная), по наличию осложнения (неосложненная/осложненная)

 

Мы с дедушкой на лесистом гребне горы. Жаркий летний день, но здесь тенисто, прохладно. Земля покрыта толстым, слабо пружинящим слоем прошлогодней листвы. Тут и там разбросаны сморщенные ежики кожуры буковых орешков. Обычно они пустые, но иногда попадаются и с орешками. Вокруг, куда ни посмотришь, мощные серебряные стволы буков, редкие кряжистые каштаны.

В просвете между деревьями в дальней глубине – голубой призрак Колхидской долины, огражденной стеной моря.

Воздух леса пронизан беспрерывным щебетом птиц. Голоса их только сначала кажутся пеньем, а потом начинаешь чувствовать, что они переговариваются, перекликаются, переругиваются, пересмеиваются, а то и просто перемигиваются. Иногда со стороны моря доносится какой-то случайный порыв ветра, и тогда тени на земле дробятся, расходятся, между ними пробегают солнечные пятна, а птичий щебет усиливается, словно порыв ветра стряхивает его с деревьев, как дождинки.

Сейчас мы в лесу. Дедушка рубит ореховые прутья, а я смотрю. Рубить ему неудобно, потому что он стоит на обрывистом склоне, а заросли лесного ореха, обвитые густыми плетями ежевики, пониже, до них трудно дотянуться. Иногда, чтобы дотянуть топорик, нужно перерубить целое проволочное заграждение ежевичных плетей. И он перерубает.

Каждый раз, когда он берется за новое препятствие, мне хочется, чтобы у него не получилось. Это потому, что мне скучно и мне хочется посмотреть, что дедушка будет делать, если у него не получится.

Дедушка приканчивает ближайшие заросли и теперь дотягивается до новых, но дотянуться трудно, потому что склон крутой, сыпучий и ногу негде поставить. (Ф Искандер. Дедушка).

        

Упражнение 41. Дайте синтаксический анализ следующих сложных предложений:

1) подчеркните члены предложения и определите морфологическое выражение каждого из них;

2) определите тип сложного предложения по доминирующей связи: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное;

3) в сложносочиненных определите вид смысловых отношений и дайте характеристику сочинительных союзов;

4) в сложноподчиненных скобками отметьте главную и придаточные части, определите частеречную принадлежность подчинительных средств связи; укажите, присловной или неприсловной является придаточная часть; а также укажите вид придаточной части по значению;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: