Цель:
· образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычёва, а также, с отрывком произведения «Путешествие Алисы»;
· развивающая: развивать мышление, воображение, навыки выразительного чтения, а также умение грамотно и связно излагать свои мысли;
· воспитательная: воспитывать нравственные качества личности на примере главных героев, интерес к фантастической литературе.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: портрет писателя К. Булычёва, стихотворение для речевой разминки, таблица для словарной работы, иллюстрации.
Литература: учебник «Литературное чтение», 4 класс (2 часть), Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА
I. Организация начала урока 1 мин.
II. Проверка домашнего задания 3 мин.
III.Мотивация учебной деятельности 1 мин.
|
|
IV. Актуализация опорных знаний учащихся 1 мин.
V. Постановка цели и задач урока. 2 мин.
VI. Изучение нового материала 20 мин.
VII. Повторное чтение 7 мин.
VIII. Глубокий анализ произведения 6 мин.
XI. Обобщающая беседа 2 мин.
X. Итог урока. 1 мин.
XI. Домашнее задание. 1 мин.
Ход урока:
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Андреевна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.
- Проверьте всё ли готово у вас к уроку. На столе должны лежать учебник, тетрадь, пенал.
II. Проверка домашнего задания.
-Ребята,что вам было задано домой? (Краткий пересказ произведения Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»).
- Хорошо, сейчас мы проверим, все ли прочли это произведение.
- Кто хочет пересказать?
III. Мотивация учебной деятельности.
- Ребята, посмотрите внимательно на доску, чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.
Звездолёт – стальная птица,
Он быстрее света мчится.
|
|
Познает на практике
Звездные галактики.
(Чтение с ускорением темпа)
IV. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Ребята, какой раздел мы начали изучать?
- Что такое фантазия?
- Кто такой фантазер?
- Что такое фантастика?
V. Постановка цели и задач урока.
(Показ иллюстраций из мультфильма «Тайна третьей планеты»).
- Ребята, кто из вас догадался из какого мультфильма эти иллюстрации?
- Как зовут его героиню?
- Что вы о ней знаете?
- Кто написал историю об Алисе Селезнёвой?
- И произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Путешествие Алисы». А его автор – Кир Булычёв.
VI. Изучение нового материала.
Подготовка к восприятию.
- Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) - русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед, историк. Родился 18 октября 1934 г. в Москве, умер 5 сентября 2004 г.
Кир Булычёв - один из самых популярных советских фантастов. В своих произведениях он охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.
Его самое известное произведение - цикл детских книг о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, оказавшей большое влияние на российскую культуру. Он написал множество фантастики, научных трудов и стихов. Также книги Булычёва были экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого российского фантаста.
Словарная работа.
- Чтобы при прочтении было всё понятно, ясны все слова, давайте узнаем их лексическое значение.
Трюм - внутреннее помещение корабля
Космокатер - космический катер
Иллюминатор - хорошо закрывающееся окно
Кают-компания - общее помещение на судне
Развевалась - разносилась в стороны ветром
Отсек - изолированная или отдаленная часть специального помещения
Обыкновенные - обычные
Огнемёт - оружие
Постановка целового вопроса.
- Ребята, после того, как мы прочитаем это произведение, вы должны будете ответить мне на такой вопрос: От чьего имени ведётся рассказ?
Первичное чтение произведения
- Откройте свой учебник на странице 150. Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня знакомимся.
- Я буду читать, а вы внимательно следите и слушайте. Потом будете отвечать на вопросы.
Проверка первичного восприятия.
- Какие слова вам были ещё непонятны?
- От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведется от лица папы Алисы).
- Почему вы так считаете? (Потому что Алиса называет его папой).
- О какой находке говорится в рассказе? (О кустиках).
- В чём заключается ошибка исследователей? (В том, что они изъяли кустики из естественной среды, поместили в ящик с песком и забыли полить).
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
VII. Повторное чтение.
(Дети читают по цепочке).
VIII. Глубокий анализ произведения.
- Кто главные герои произведения? (Алиса Селезнёва, Профессор Селезнёв, Зелёный механик, Полосков Генадий).
- Охарактеризуйте Алису. Какой она была? (Находчивой, отзывчивой, доброй).
- Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер? (Это взрослый человек, ученый-биолог, смелый и сильный, с уравновешенным мужественным характером).
- Где нашли растения? Как они выглядели? (В песчаных барханах. Кусты были невысокие; с длинными серебристыми с изнанки листьями; с короткими, толстыми корнями).
- Что испугало героев? (Благозвучное пение).
- Откуда доносилось пение? Что это предвещало? (С внутреннего помещения корабля. Это предвещало большую опасность).
|
|
- Кто такой Зелёный? (Механик).
- Как выглядели кустики во время нападения? Найдите отрывок в тексте и зачитайте его.
- Какими средствами профессор и Зелёный хотели отразить нападение растений? (Профессор оборонялся шваброй, а Зелёный побежал за огнемётом).
- Как Алиса догадалась, что нужно кустикам? Найдите отрывок в тексте и зачитайте его.
- Зачитайте последнее слово профессора Селезнёва о жизни растений в пустыне.
- Привязанность Алисы к маленькому кустику: Чем она его баловала? Что больше всего полюбил малыш? (Алиса часто его поливала водой и однажды дала компот, после чего он никому не давал прохода и выпрашивал лакомство).
- Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? (Герои вначале испугались нападения, решили сражаться всеми возможными способами, закрыть воинственные кусты в трюме. Потом, когда они узнали, чего хотели на самом деле кусты, отношение людей к ним изменилось).
- В чём необычность, фантастичность всего произошедшего? (Необычность и фантастичность рассказа в том, что в нем оживают обычные кусты и нападают на людей).