VIII. Глубокий анализ произведения

Цель:    

· образовательная: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычёва, а также, с отрывком произведения «Путешествие Алисы»;

· развивающая: развивать мышление, воображение, навыки выразительного чтения, а также умение грамотно и связно излагать свои мысли;

· воспитательная: воспитывать нравственные качества личности на примере главных героев, интерес к фантастической литературе.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: портрет писателя К. Булычёва, стихотворение для речевой разминки, таблица для словарной работы, иллюстрации.

Литература: учебник «Литературное чтение», 4 класс (2 часть), Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА

I. Организация начала урока                                                                      1 мин.

II. Проверка домашнего задания                                                               3 мин.

III.Мотивация учебной деятельности                                                      1 мин.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся                                           1 мин.

V. Постановка цели и задач урока.                                                                2 мин.

VI. Изучение нового материала                                                              20 мин.

VII. Повторное чтение                                                                               7 мин.

VIII. Глубокий анализ произведения                                                         6 мин.

XI. Обобщающая беседа                                                                            2 мин.

X. Итог урока.                                                                                              1 мин.

XI. Домашнее задание.                                                                              1 мин.

 

Ход урока:

I. Организация начала урока.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Диана Андреевна. И сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Проверьте всё ли готово у вас к уроку. На столе должны лежать учебник, тетрадь, пенал.

II. Проверка домашнего задания.

-Ребята,что вам было задано домой? (Краткий пересказ произведения Е. С. Велтистова «Приключения Электроника»).

- Хорошо, сейчас мы проверим, все ли прочли это произведение.

- Кто хочет пересказать?

III. Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, посмотрите внимательно на доску, чтобы хорошо работать на уроке, читать, мы проведём небольшую речевую разминку.

Звездолёт – стальная птица,

Он быстрее света мчится.

Познает на практике

Звездные галактики.

(Чтение с ускорением темпа)

IV. Актуализация опорных знаний учащихся.                                               

- Ребята, какой раздел мы начали изучать?

- Что такое фантазия?

- Кто такой фантазер?

- Что такое фантастика?

    V. Постановка цели и задач урока.

(Показ иллюстраций из мультфильма «Тайна третьей планеты»).

- Ребята, кто из вас догадался из какого мультфильма эти иллюстрации?

- Как зовут его героиню?

- Что вы о ней знаете?

- Кто написал историю об Алисе Селезнёвой?

- И произведение, с которым мы сегодня познакомимся называется «Путешествие Алисы». А его автор – Кир Булычёв.

VI. Изучение нового материала.

Подготовка к восприятию.

- Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) - русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед, историк. Родился 18 октября 1934 г. в Москве, умер 5 сентября 2004 г.

Кир Булычёв - один из самых популярных советских фантастов. В своих произведениях он охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Его самое известное произведение - цикл детских книг о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, оказавшей большое влияние на российскую культуру. Он написал множество фантастики, научных трудов и стихов. Также книги Булычёва были экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого российского фантаста.

Словарная работа.

- Чтобы при прочтении было всё понятно, ясны все слова, давайте узнаем их лексическое значение.

Трюм - внутреннее помещение корабля

Космокатер - космический катер

Иллюминатор - хорошо закрывающееся окно

Кают-компания - общее помещение на судне

Развевалась - разносилась в стороны ветром

Отсек - изолированная или отдаленная часть специального помещения

Обыкновенные - обычные

Огнемёт - оружие

Постановка целового вопроса.

- Ребята, после того, как мы прочитаем это произведение, вы должны будете ответить мне на такой вопрос: От чьего имени ведётся рассказ?

Первичное чтение произведения

- Откройте свой учебник на странице 150. Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня знакомимся.

- Я буду читать, а вы внимательно следите и слушайте. Потом будете отвечать на вопросы.

Проверка первичного восприятия.

- Какие слова вам были ещё непонятны?

- От чьего имени ведётся рассказ? (Рассказ ведется от лица папы Алисы).

- Почему вы так считаете? (Потому что Алиса называет его папой).

- О какой находке говорится в рассказе? (О кустиках).

- В чём заключается ошибка исследователей? (В том, что они изъяли кустики из естественной среды, поместили в ящик с песком и забыли полить).

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

VII. Повторное чтение.

(Дети читают по цепочке).

VIII. Глубокий анализ произведения.

- Кто главные герои произведения? (Алиса Селезнёва, Профессор Селезнёв, Зелёный механик, Полосков Генадий).

- Охарактеризуйте Алису. Какой она была? (Находчивой, отзывчивой, доброй).

- Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер? (Это взрослый человек, ученый-биолог, смелый и сильный, с уравновешенным мужественным характером).

- Где нашли растения? Как они выглядели? (В песчаных барханах. Кусты были невысокие; с длинными серебристыми с изнанки листьями; с короткими, толстыми корнями).

- Что испугало героев? (Благозвучное пение).

- Откуда доносилось пение? Что это предвещало? (С внутреннего помещения корабля. Это предвещало большую опасность).

- Кто такой Зелёный? (Механик).

- Как выглядели кустики во время нападения? Найдите отрывок в тексте и зачитайте его.

- Какими средствами профессор и Зелёный хотели отразить нападение растений? (Профессор оборонялся шваброй, а Зелёный побежал за огнемётом).

- Как Алиса догадалась, что нужно кустикам? Найдите отрывок в тексте и зачитайте его.

- Зачитайте последнее слово профессора Селезнёва о жизни растений в пустыне.

- Привязанность Алисы к маленькому кустику: Чем она его баловала? Что больше всего полюбил малыш? (Алиса часто его поливала водой и однажды дала компот, после чего он никому не давал прохода и выпрашивал лакомство).

- Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? (Герои вначале испугались нападения, решили сражаться всеми возможными способами, закрыть воинственные кусты в трюме. Потом, когда они узнали, чего хотели на самом деле кусты, отношение людей к ним изменилось).

- В чём необычность, фантастичность всего произошедшего? (Необычность и фантастичность рассказа в том, что в нем оживают обычные кусты и нападают на людей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: