| Фаза жизненного цикла | Этап | Этап определения и контроля за эффективностью | Задачи управления риском |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
| Предпроектное обоснование инвестиций | Концепция | Определение эффективности | • Идентификация факторов рисков и неопределенности • Определение значимости факторов рисков и неопределенности экспертными методами • Анализ чувствительности |
| Технико-экономическое обоснование (ТЭО) | • Дерево решений • Проверка устойчивости • Определение точки безубыточности • Формализованное описание неопределенности и рисков • Анализ сценариев • Метод Монте-Карло | ||
| Разработка плана | План | Разработка сметы и бюджета | • Корректировка дерева решений • Распределение рисков • Определение структуры и объема резервирования средств на покрытие непредвиденных расходов • Учет рисков в финансовом плане проекта - налоговый риск - риск неуплаты задолженностей - риск незавершенного строительства |
| Рабочая документация | • Корректировка параметров проекта по результатам анализа рисков • Разработка сметы проекта с учетом непредвиденных расходов | ||
| Реализация | Контракты | Мониторинг эффективности осуществления | • Формирование рабочего бюджета • Страхование рисков • Метод частных рисков |
| Строительство | • Контроль за использованием средств на непредвиденные расходы • Корректировка бюджета | ||
| Завершение | Сдача-приемка | Анализ эффективности осуществления | • Анализ использования средств на непредвиденные расходы |
| Окончание осуществления | • Анализ и обобщение фактических проявлений рисков и неопределенности по результатам осуществления запланированной деятельности |
Управление рисками — специфическая область менеджмента, требующая знаний в области теории фирмы, страхового дела, анализа хозяйственной деятельности предприятия, математических методов оптимизации экономических задач и т. д.
Управление рисками проводится на всех фазах осуществления определенной целенаправленной деятельности предприятия с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий. Модель организации работ по управлению риском приведена на рис. 5.12.
Указанные работы организуются и осуществляются риск-менеджером в тесном взаимодействии со всеми участниками.
Процесс управления рисками предполагает проведение определенных шагов, в том числе:
• выявление предполагаемых рисков;
• анализ и оценки рисков предприятия;
• выбор методов управления рисками;
• применение выбранных методов;
• оценку результатов управления рисками.
|
|
Рис. 5.12. Модель организации работ по управлению рисковыми видами деятельности
Анализ рисков инвестиционных видов деятельности предполагает подход к риску не как к статическому, неизменному, а как к управляемому параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Отсюда следует вывод о необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации. На изучение этих возможностей и связанной с этим методологией направлена так называемая концепция приемлемого риска.
Концепция приемлемого риска основывается на признании невозможности полного устранения риска, с одной стороны, и всегда существующей возможности найти такие "антирисковые" меры, которые обеспечили бы приемлемый для данного хозяйственного агента уровень риска, с другой.
В применении к инвестиционной деятельности реализация концепции приемлемого риска происходит через интеграцию комплекса процедур — оценки рисков предприятия и управления рисками предприятия.
Характеризуя в целом весь арсенал методов управления рисками предприятия, необходимо подчеркнуть их конкретную практическую направленность, позволяющую не только обобрать и проранжировать факторы рисков, но и:
• смоделировать процесс осуществления деятельности предприятия;
• оценить с определенной вероятностью последствия возникновения неблагоприятных ситуаций;
• подобрать методы минимизации их воздействия или предложить компенсирующие риски мероприятия;
• проследить за динамикой поведения фактических параметров деятельности предприятия в ходе ее осуществления;
• скорректировать их изменение в нужном направлении.
Цель управления рисками предприятия не только способствует углублению анализа хозяйственной деятельности, но и повышает эффективность инвестиционных решений. Роль главного исполнителя всех процедур, связанных с управлением риском, ложится на плечи соответствующего менеджера (администратора) или команды с его участием.
Методы управления рисками могут и должны стать средством эффективного осуществления хозяйственной деятельности не только на уровне предприятий, но и на всех уровнях государственного управления — федеральном, региональном и местном.
Итак, управление рисками — новое для российской экономики направление, которое появилось при переходе экономики к рыночной системе хозяйствования. Качественное управление риском повышает шансы системы управления предприятием добиться успеха в долгосрочной перспективе, значительно уменьшает опасность неэффективного осуществления хозяйственной деятельности.
Важно не только выявить потенциальные риски предприятия, но и оценить их влияние на результаты, своевременно принять решения о снижении рисков, причем осуществлять управление рисками на всех стадиях деятельности и адекватно документировать процессы управления рисками предприятия для применения этих знаний в дальнейшей практике управления предприятием.







