Раздел 2. Закономерности композиции костюма

Студент должен:

иметь представление:

о законах организации композиции различных видах декоративно-прикладного искусства;

· о категориях и средствах композициях костюма;

знать:

· элементы композиции костюма;

· особенности взаимосвязи элементов композиции костюма;

· классификацию элементов композиции костюма;

· методику проектирования моделей гармоничных пропорций;

· виды ритма в костюме;

· виды и особенности использования зрительных иллюзий в костюме;

· особенности развития стилевых тенденций в костюме;

уметь:

· определять и гармонично сочетать элементы композиции модели;

· определять замысел и находить композиционный центр моделей;

· выполнять эскиз моделей с учетом различных пластических свойств используемых материалов;

· определять пропорции моделей и ее частей;

· использовать ритм при создании моделей одежды;

· изменять визуальное восприятие фигуры человека при помощи зрительных иллюзий на этапе разработки моделей одежды;

· выявлять и использовать модные образные тенденции при разработке моделей одежды;

· подбирать дополнения к моделям в соответствии с образными тенденциями моды.

Тема 2.1. Понятие о композиции костюма.

План:

1. Определение понятия “композиция”.

2. Категории, элементы и средства композиции.

3. Законы и правила композиции. Композиционный центр и его роль в создании одежды.

 

1. Определение понятия “композиция”

    В творческом процессе художественного проектирования современной одежды главная роль принадлежит композиции. Композиция, отражая внутреннюю гармоническую упорядоченность во внешнем проявлении, является понятием организующим, имеющим силу соединять части, составляя из них единое целое.

    Композиция – составление, объединение всех элементов формы художественного произведения в органическое единое целое, выражающее образное, идейно-художественное содержание.

    Дословно композиция (от латинского “compositio” – составление, сочинение) – построение произведения искусства.

    Понятие “композиция” первоначально применялось только в архитектуре, а затем распространилось на живопись, музыку и другие виды искусства.

    Композиция становится в руках человека одним из средств своеобразного познания и подчинения природы. В этом понимании композиция свойственна решительно всем видам искусства. Можно говорить о композиции города или отдельного архитектурного сооружения, о композиции сонаты или романса, о композиции романа, эпопеи или лирического стихотворения... Эта общность служит нередко основой сотрудничества художников, представителей различных видов искусства и рождает так называемый синтез искусств...

    Костюм, как предмет прикладного искусства, должен быть подчинён основному принципу композиции – единству формы и содержания. Причём форма костюма зависит от его содержания, а содержание определяется его назначением (для кого и для чего).

    Работа над поиском композиционного решения костюма или другого проектируемого предмета представляет собой творческий процесс, который в значительной степени является интуитивным.

    С другой стороны, композиция — довольно строгая наука и без знания ее правил и закономерностей не может быть подлинного творчества. Поэтому французский архитектор и дизайнер XX века Ле Корбюзье определил композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора.

Категории, элементы и средства композиции

    Теория композиции базируется на категориях, отражающих наиболее общие и существенные связи и отношения между рассматриваемыми явлениями. Такими категориями являются тектоника и объёмно-пространственная структура.

    Тектоника отвечает на вопрос, каким образом материально-техническая природа предмета выражена в его художественной форме.

    Тектоника формы – это художественное выражение закономерностей построения объекта с учетом пластических свойств материала.

    Форма каждого изделия рассматривается также с точки зрения определённого взаимодействия всех элементов между собой и в пространстве как объектно-пространственная структура – простая, сложная.

Компонентами (элементами) композиции являются:

· форма и силуэт;

· линии (конструктивные и декоративные);

· ткань;

· отдельные детали одежды и украшающие её декоративные элементы.

    Композиционными средствами, или приёмами композиции, являются: пропорции; статика и динамика; ритм, цвет, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, масштаб и масштабность, зрительные иллюзии.

    Целевое назначение одежды и замысел художника определяют и выбор компонентов в композиции, и выбор композиционных средств.

    Статичность формы костюма – это подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе.

    Динамичность – явление противоположное статичности. Оно олицетворяет жизнь, развитие. Контраст в измерениях формы, ее членении создает динамику.

    Симметричными являются тождественные элементы фигуры, одинаково расположенные относительно какой-либо точки, оси или плоскости, называемые центром, осью или плоскостью симметрии. Под симметрией в костюме понимается равенство правой и левой частей формы относительно центральной вертикали, разделяющей фигуру человека на две равные части.

       Асимметрия, как понятие противоположное симметрии, снимает условие равенства двух частей формы между собой.

Законы и правила композиции

1) Подчинение компонентов композиции и композиционных средств назначению одежды. Всё в композиции должно быть подчинено назначению одежды и выражать её. Существует 3 правила, выражающие этот закон:

· единство назначения одежды и её формы. Форма любой вещи должна быть целесообразно построена;

· соответствие материала назначению и форме одежды;

· единство материала и декоративной отделки в соответствии с назначением и формой одежды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: