Геометрический вид формы – это соотношение размеров формы по трем координатам пространства.
Форма одежды может развиваться в одном направлении – быть вытянутой в длину. Такая форма называется линейной. Плоскостная форма активно выражена в 2-х измерениях, объемная – развита в 3-х направлениях (рис. 2.2.2).
Формы, приближающиеся к кубу, шару, выражают наибольшую объемность, а формы, приближающиеся к вытянутой линии, – наименьшую объемность.
Для характеристики геометрического вида формы наибольшее распространение получили вербальный и графический способы.

Рис. 2.2.2. Примеры линейных, плоскостных, объемных форм одежды
Вербальная характеристика геометрического вида формы сводится к описанию ее набором слов. В этом случае прибегают к образному сравнению: с геометрическими фигурами (“прямоугольник”, ”овал”,” трапеция” и т.п.) или с их сочетаниями; с предметами (“фонарик”, “бочонок”, “амфора”, “зонтик”, ”песочные часы”, “тюльпан”, “рыбка”, “колокольчик” и т.д.); с буквами и цифрами (форма “А”, “Д”, “Н”, ”I”, ”Х”, “8”). Некоторые формы в практике проектирования одежды получили определенные названия: “редингот”, “годе”, “принцесс”. Вербальная характеристика не несет количественной информации о форме.
Графическая характеристика геометрического вида формы существует в виде рисунка, фотографии, голограммы, скульптурного изображения образца изделия или выполняется при помощи каркасов. Различают точечные, линейные и сетчатые каркасы, представляющие собой системы точек или линий (горизонтальных и вертикальных сечений), выбранных на поверхности формы.
Чаще всего графическая характеристика геометрического вида формы задается в виде рисунка (рис.2.2.3), который может быть представлен как эскиз модели (рисунок любой техники, в свободной манере передающий идею формы) и как технический рисунок, выполненный с соблюдением определенных правил, в том числе размеров и пропорций типовой фигуры.

Рис. 2.2.2. Силуэтная характеристика формы: “овал” и “трапеция” (А-силуэт), Х-силуэт и прямоугольник.
Структура — это совокупность устойчивых связей или отношений между составными частями объекта, обеспечивающих его целостность, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
Однако структура — это не просто устойчивый «скелет» какой-либо формы, а совокупность правил, по которым из одной формы можно получить вторую, третью и т. д. путем перестановки ее элементов и некоторых других образований.
Как объемно-пространственная структурная организация костюма форма неразрывно связана с фигурой человека, являющейся опорой, как бы каркасом, на который надевается костюм. Поскольку костюм является объектом и источником информации, символ и форма в костюме тесно связанные между собой понятия. Форма как один из структурных элементов костюма участвует в передаче определенной информации о стиле, моде, эстетических и научных концепциях данного времени, уровне материальной культуры общества, а также об образе определенного человека.
Костюм становится костюмом только тогда, когда он надет на фигуру, но человеческая фигура редко бывает в статическом состоянии. Следовательно, форму костюма можно рассматривать только в связи с образом человека, пропорциями и движениями его фигуры.
Итак, костюм является динамической системой, постоянно меняющей свое положение. Однако движение следует рассматривать не только как механический фактор, но и как временной. Историческая смена форм костюма связана с постепенно меняющимися условиями жизни людей, изменениями их эстетических взглядов и т. д. исторический костюм позволяет проследить за тем, как форма трансформировалась во времени, сохраняя некоторое постоянство признаков благодаря способности костюма фиксировать наиболее устоявшиеся черты времени.
Временное развитие формы является ее важнейшим признаком. Развитие формы во времени означает преемственность, появление эталона, стандарта современной формы, идеала для своего времени, идеала, смена которого ведет к смене стиля, его развитию, новизне формы костюма.
Следовательно, под формой костюма следует понимать динамическую модель пространственно-временной системы, обладающей многоуровневой структурой связи между ее элементами, человеческой фигурой и средой.
Человек и костюм — система движущаяся. Форма одежды следует за фигурой с изменяющейся скоростью, приобретая меняющийся рисунок. При движении фигуры меняет свою пластику и материал, какой бы плотности и жесткости он ни был. Вместе с ним меняется и форма костюма во всех его фрагментах. При движении фигуры в костюме происходит интенсивное взаимодействие форм фигуры и костюма с пространством.
Вот почему костюм называют объемно-пространственной структурой. Следовательно, проектируя форму модели, художник-модельер организует не только материально ощутимую субстанцию — форму, — но и пространство, входящее с в нею контакт.
В зависимости от тенденций времени и пластики материалов, из которых костюм выполняется, он может иметь разный объем: быть костюмом-оболочкой, то есть повторять очертания фигуры или состоять из форм больших пластических объемов.
Формы одежды как объемно-пространственные структуры зависят от множества факторов, среди которых главным, постоянным и неизменным фактором, влияющим на форму одежды, является тело человека.
Подведем итоги:
Форма костюма характеризуется определенными параметрами. Основные из них: геометрический вид, структура, конструкция, материал и пропорции. Основным законом существования формы является цельность ее организации, а это значит, что все элементы формы костюма должны обладать общими свойствами, и сама форма должна быть правильно организована с точки зрения тектоники, которая выражается прежде всего через пропорции.
Вопросы для повторения:
1. Что такое форма?
2. Какие объективные свойства характеризуют форму?






