Правовой статус члена комиссии такой же, что и у кандидата

Полномочия членов комиссий с правом совещательного голоса начинаются со дня предоставления кандидатом, избирательным объединением документов для регистрации.

Права:

1. выступать на заседаниях избиркома;

2. вносить предложения;

3. знакомиться с документами и материалами избирательных комиссий;

4. получать копии этих документов;

5. обжаловать действия комиссии в вышестоящую комиссию или суд.

Лишены права:

1. выдавать и подписывать бюллетени, открепительные удостоверения;

2. участвовать в сортировке, подсчёте и погашении бюллетеней;

3. составлять протокол об итогах голосования, о результатах выборов;

4. участвовать в голосовании при принятии решений;

5. подписывать решения комиссий.
Однако при совершении указанных действий члены комиссий с совещательным голосом присутствовать вправе.

3. Доверенные лица – это лица, назначенные кандидатами, избирательными объединениями.

Регистрация осуществляется избирательной комиссией на основании письменного заявления претендента и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом.

Доверенными лицами не могут быть:

1. сами кандидаты;

2. главы местных администраций; должностные лица;

3. работники аппаратов избирательных комиссий.
Права:

1. доверенные лица ведут агитационную работу;

2. имеют полномочия наблюдателя.

Число доверенных лиц:
1. у кандидата в Президенты – до 600 человек;

2. политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов – до 1000 доверенных лиц.

4. Наблюдатели – граждане России, уполномоченные осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчётом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определение результатов выборов, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Наблюдатели назначаются зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением. Выдаётся удостоверение, указывается номер избирательного участка, куда направляется наблюдатель.

Права наблюдателя:

1. знакомиться со списками избирателей;

2. находиться в помещении для голосования;

3. присутствовать при голосовании вне помещения избирательного участка;

4. наблюдать за подсчётом выданных и погашенных бюллетеней;

5. носить нагрудный знак с обозначением своего статуса;

6. получать от комиссии заверенные копии данных протоколов;

7. обжаловать действия избиркома в суд или вышестоящую избирательную комиссию.

Наблюдателю запрещается:

1. выдавать избирателям бюллетени;

2. заполнять за них бюллетени;

3. расписываться за избирателя;

4. предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

5. проводить агитацию среди избирателей;

Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного или общественного объединения.

Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры, члены комиссий с правом решающего голоса.

Иностранный наблюдатель есть представитель иностранной или международной организации, наделённый правом наблюдать. Международные наблюдатели аккредитуются ЦИК РФ.

5. Уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений обладают своим полем деятельности. Их количество не ограничивается законом.

Права:

1. осуществляют координацию с избирательными комиссиями;

2. присутствуют при проверке комиссии подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата;

3. решают финансовые вопросы.

 

 «Избирательные комиссии»

Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов в органы государственной власти и местного самоуправления (ЦИК РФ; избиркомы субъектов РФ; муниципальных образований; окружные комиссии; территориальные – районные, городские; участковые комиссии; временные избиркомы).

ЦИК РФ (15 человек) организует любые федеральные выборы.

В ЦИК: 5 членов назначаются Государственной Думой РФ; 5 – Советом Федерации РФ;

5 – Президентом РФ. Член ЦИК должен иметь высшее юридическое образование и учёную степень в области права.

Комиссии субъектов РФ (от 10 до 14 человек) организует выборы в региональные органы госвласти.

Срок полномочий – 4 года.

Избиркомы муниципальных образований (от 5 до 11 человек)– в органы местного самоуправления и референдумов.

Решения вышестоящей комиссии являются общеобязательными для нижестоящих.

Срок полномочий окружных комиссий истекает через 2 месяца после опубликования результатов при отсутствии жалоб.

Полномочия участковых комиссий через 10 дней со дня опубликования результатов выборов.

Составы избиркомов формируются на основе предложений политических партий, избирательных объединений, общественных объединений.

В комиссию может быть назначено не более 1-го представителя от каждой политпартии и т.д.

Выдвигать своих претендентов в избиркомы также могут: представительные органы местного самоуправления; избиркомы субъектов РФ предыдущего состава; ЦИК РФ (при формировании комиссий субъектов); собрания избирателей по месту службы, учёбы, жительства и работы; избиркомы предыдущих составов.

С заявлением в суд о расформировании комиссии могут обратиться:

ЦИК РФ в отношении регионального избиркома;

комиссия Субъекта Федерации в отношении окружной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, территориальной и участковой комиссии;

группа депутатов Государственной Думы, членов СФ, депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа местного самоуправления (не менее 1/3 от общего числа депутатов соответствующего органа).

Заявление в суд о расформировании избирательной комиссии, организующей выборы, может быть подано в период после окончания избирательной компании, но не позднее чем через 3 месяца со дня окончания выборов.

Иная комиссия может быть расформирована в период избирательной компании, но не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. Заявления принимаются судом к рассмотрению немедленно.

Решения по ним выносятся не позднее, чем через 14 дней, а в период компании – не позднее, чем через 3 дня с момента подачи заявления в суд. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально.

В состав новой комиссии не могут попасть бывшие члены комиссии, выведенные из состава по решению суда.

Причины расформирования комиссий:

1. нарушения избирательных прав граждан;

2. неисполнение комиссией решения суда или вышестоящей комиссией, решений Центризбиркома, избирательной комиссией субъекта Федерации;

3. невыполнение комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшее за собой назначение выборов временной избирательной комиссией.

 

 «Избирательные объединения»

Избирательными объединениями признаются:

1. политические партии, имеющие право участвовать в выборах;

2. региональные отделения или иные структурные подзразделения политических партий, также допущенные к выборам;

3. общественные объединения при проведении выборов в органы местного самоуправления (должно быть зарегистрировано не позднее, чем за 1 год до дня голосования; Устав объединения должен предусматривать участие в выборах).

Численность партии должна составлять не менее 50 тысяч человек.

Если партия в течение 5-ти лет не принимала участия в выборах, подлежит ликвидации.

Основания участия партий в выборах:

1. выборы депутатов Госдумы по федеральному списку;

2. выборы Президента РФ;

3. региональные выборы депутатов законодательных органов;

4. выборы в органы местного самоуправления.

Права политических партий и других избирательных объединений:

1. формирование избирательных комиссий;

2. выдвижение кандидатов (списка кандидатов);

3. предвыборная агитация;

4. контроль за ходом голосования, подсчётом голосов и установлением результатов выборов;

5. представление в избирательную комиссию финансового отчёта о размерах своего избирательного фонда, об источниках его формирования, а также обо всех затратах из этого фонда

 «Органы государственной власти и местного самоуправления»

1. Отношения, связанные с назначением выборов.
В соответствии со ст.10 Федерального закона от 12 июня 2002 года выборы назначают уполномоченные на то органы или должностные лица:
А) Президент РФ;
Б) Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
В) законодательные органы государственной власти субъектов Федерации;
Г) представительные органы местного самоуправления.

2. Регистрация избирателей осуществляется главой местной администрации муниципального образования на 1 января и 1 июля каждого года.

3. Соответствующий законодательный орган государственной власти, представительный орган местного самоуправления утверждают схему избирательных округов. На них же лежит обязанность опубликования такой схемы, включая её географическое изображение.
Избирательные участки образуются главами местных администраций по согласованию с избирательными комиссиями.

4. Государственные органы, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, транспортные средства, средства связи, техническое оборудование; предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы.

5. А) Федеральные органы (Совет Федерации, Госдума, Президент РФ) назначают членов ЦИК РФ;
Б) избирательные комиссии субъектов РФ: половина комиссии назначается законодательным органом региона, а другая половина – высшим должностным лицом субъекта РФ;
В) состав избирательной комиссии муниципального образования назначается представительным органом местного самоуправления.

6. Органы государственной и муниципальной власти обязаны информировать граждан о выборах. Им запрещено информировать избирателей о кандидатах, избирательных объединениях. Им запрещено проводить агитацию
Они обязаны содействовать зарегистрированным кандидатам в организации и проведении собраний, встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций. Заявления о выделении помещений для проведения встреч с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления.

7. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предусмотреть финансовые средства.
Главные распорядители денежных средств – организующие выборы избирательные комиссии. Их финансирование осуществляется в 10-дневный срок со дня официального опубликования решения о назначении выборов.
Не перечисление средств в установленные сроки может повлечь административные санкции (штраф от 30 до 50 МРОТ на должностных лиц). Дело возбуждает прокурор, решение выносит мировой судья.

 

 «СМИ, используемые для информационного обеспечения выборов»

Под СМИ понимается периодическое издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа (ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 г. «О СМИ»).

СМИ подразделяются:

1. на государственные организации телерадиовещания, государственные периодические печатные издания;

2. муниципальные организации телерадиовещания; муниципальные периодические печатные издания;

3. негосударственные организации телерадиовещания и периодические печатные издания.

Государственные и муниципальные СМИ предоставляют эфирное время и печатную площадь за плату, а также бесплатно. При этом они должны обеспечить равные условия всем кандидатам.

СМИ должны опубликовать не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов сведения о размере и других условиях оплаты эфирного времени и печатной площади.

Организации, осуществляющие выпуск СМИ, обязаны отказаться от обнародования агитационных материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству и деловой репутации любого кандидата.

В случаях нарушения СМИ порядка проведения предвыборной агитации избирательная комиссия вправе обратиться в правоохранительные органы, суд, органы исполнительной власти о пресечении противоправной деятельности СМИ.

Избирательная комиссия вправе самостоятельно принимать решения о наложении административных взысканиях:

1. штраф на граждан – от 5 до 25 МРОТ;

2. на должностных лиц – от 10 до 50 МРОТ;

3. на юридических лиц – от 300 до 1000 МРОТ

 

 «Понятие и значение выборов, их виды»

Выборы – форма непосредственной демократии; способ формирования представительных органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституция РФ: «Выборы – это высшее непосредственное выражение власти народа, форма его прямого волеизъявления, источник политической силы народного представительства (ч. 2, 3 ст.3).

Согласно Федеральному закону от 19 сентября 1997 г. выборы в РФ – это:

1. выборы Президента РФ;

2. депутатов Государственной думы РФ;

3. органы местного самоуправления (законодательных, представительных органов, глав муниципальных образований).

Виды выборов:

1. Прямые – когда граждане голосуют непосредственно за кандидата (список кандидатов), против всех кандидатов;

2. Непрямые (косвенные) – когда из процесса формирования органов власти исключены избиратели. Половина членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ избирается депутатами законодательных органов государственной власти субъектов Федерации.

3. Очередные выборы – в связи истечением установленного срока полномочий органа или выборного должностного лица.

4. Досрочные – досрочное прекращение полномочий органа власти иливыборного должностного лица.

5. Повторные – проводятся по причине признания очередных, досрочных (внеочередных) или дополнительных выборов несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы назначаются, если в многомандатных округах не все мандаты оказались замещёнными.

6. Дополнительные – если произошло досрочное прекращение полномочий депутатов. Они отличаются от досрочных выборов тем, что связаны с выбытием какого-либо из депутатов по одномандатному избирательному округу.

Дополнительные выборы не назначаются, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более 1-го года. Голосование на дополнительных выборах должно проводиться не позднее чем через один год со дня досрочного прекращения полномочий депутата.

 

 «Избирательные системы»

Избирательная система – порядок формирования выборных органов и система распределения мест после установления результатов голосования.

В Российской Федерации в последние годы получили распространение несколько видов избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Суть мажоритарной системы – разделение территории на несколько округов (одномандатных и многомандатных), от каждого из которых избирается один или несколько депутатов. Максимальное число мандатов, приходившийся на один многомандатный округ, не может превышать 5-ти.

Мажоритарная система имеет разновидности:

1. относительного большинства;

2. абсолютного большинства.

Система относительного большинства допускает избрание кандидата, набравшего наибольшее число голосов (больше голосов, чем получили другие кандидаты) по отношению к другим кандидатам. Она применяется при выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, депутатов региональных органов государственной власти.

Система абсолютного большинства применяется преимущественно при избрании руководителей муниципальных образований, Президента РФ, т.е. высших должностных лиц местной, региональной и федеральной властей. Кандидаты на указанные должности должны набрать более половины (более 50%) голосов избирателей, пришедших на выборы.

Законом о выборах Президента РФ установлено: избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

При мажоритарной система территория делится на избирательные округа. Но из этого правила есть исключения. При проведении выборов глав муниципальных образований, руководителей субъектов Федерации и Президента РФ территория избирательного округа совпадает с территорией муниципального образования, субъекта Федерации и всёй страны соответственно.

Пропорциональная система применяется на выборах в представительные (законодательные) органы. Федеральное законодательство предусматривает право муниципальных образований закреплять в собственных Уставах как мажоритарную, так и пропорциональную систему выборов.

Пропорциональная система предполагает, что депутатские места в представительном органе распределяются между списками кандидатов от разных избирательных объединений и блоков.

Пропорциональная система применяется на выборах в Государственную Думу РФ (по партийным спискам; партия должна преодолеть 7% барьер).
















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: