Чтение стихотворения А.А. Прокофьева «Аленушка» стр.165

- Во время прочтения подумайте над таким вопросом: О чем это стихотворение?  В каких строчках выражена его идеал?

- Скажите, о чем это стихотворение? В каких строчках выражен его идеал?

-Можно ли описать картину строчками стихотворения А. Прокофьева? Если да,  то  какими?

- Что из описанного в стихотворении отсутствует на картине?

- Можно ли считать стихотворения А. Прокофьеваа словесным описанием    картины художника? Почему?

- Мы прочитали два стихотворения одинаковых по названию, но авторы этих стихотворений разные.

- Давайте  с вами сопоставим эти два стихотворения.

1. Скажите, какова тема стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?

2. Какова идея стихотворения у Кедрина и у Прокофьева?

3. Можно ли считать стихотворение двух поэтов словесным пересказом картины Васнецова?

 - Скажите, в чем заключается схожесть стихотворений?                                       

Итог.

-Тем не менее, это 2 разных стихотворения. Одни и те же явления и события по-разному отражаются в сознании разных людей. Художник по-своему осмысливает действительность, «пропускает через себя». Дмитрий Кедрин и Александр Прокофьев по-разному выразили своё впечатление от картины Васнецова «Алёнушка», передав в своих стихотворениях любовь к родной земли

 Домашнее задание:

Выразительно читать стихи. Стр.163-169. Написать анализ одного из стихотворений.

      

Литература                  5- класс

  Тема:: ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...».

 

1.Чтение текста

 

    В этом году мы празднуем 75-летний юбилей Победы в Великой Отечественной войне. Война, которая шла долгих 4 года получила название Великой Отечественной. Как, по-вашему, можно объяснить такое название?

   Война получила определение Великой Отечественной, так как она была долгой, трудной, в ней, так или иначе, участвовал каждый советский человек. Вов была освободительной, солдаты сражались за свою Родину.

Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников.

 

         Сегодня мы познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов: Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.

В годы войны оба поэта были военными журналистами. Нам военных дорогах они часто встречали детей. Эти встречи надолго оставались в памяти и стали основой для стихотворений.

 

Стихотворение А.Т. Твардовского «Рассказ танкиста». Чтение стихотворения.

 

- О каком событии рассказывается в стихотворении?

Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.

 

- Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»?

Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.

 

- Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой?

Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.

 

- Описание боя.

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен,

Мы прорывались к площади вперед.
А он гвоздит – не выглянуть из башен,

И черт его поймет, откуда бьет.

 

Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.

 

- После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку.

Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.

 

- Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста?

Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.).

 

- О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут?

Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг – защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.

 

- Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему?

Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.

 

- Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» – баллада.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: