Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.
Мы продолжаем тему мягкий знак после шипящих.
Самостоятельная работа
– А теперь обратимся к мудрости народа.
Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.
· С кем поведёш..ся, от того и ….
· Шила в мешке не ….
· Слово не воробей, вылетит - не …
· Что посееш.., то и ….
2.Выполнить упр. 691. 693.Повторить параграф 121.
Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.
Й урок 5 класс
Тема: «Морфологический разбор глагола».
Наш урок я предлагаю начать с отрывка из стихотворения «Война».
Война.
Пришла проклятая война,
И наступило горе.
Объединилась вся страна
И победила вскоре.
Как много всех ушло на фронт,
Как много не вернулось.
Но все потери русские
Фашистам обернулись.
Мучительных четыре года
Шла проклятая та война,
Но все потери русские
С собою забрала.
С тех пор прошло немало лет,
Но все мы помним те победы,
И чтим, и радуемся им,
Победам наших дедов!
- О чем это стихотворение? (о войне). - Как вы думайте, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? С чем это связано? В чем его актуальность? (с 75-летием Великой Победы, которую мы отмечаем в этом году. Это знаменательный праздник, поскольку благодаря Великой Победе в 1945 году живы мы, наши родители, бабушки, дедушки).
- Выпишите глаголы, поставив их в неопределенную форму, укажите, на какой вопрос они отвечают.
Все ближе слышались разрывы снарядов. Черные столбы земли, перемешанной с дымом, вдруг вставали среди дороги. Шофер свернул и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.
- Итак, с какой категорией мы работали? (с неопределенной формой) - А какой еще категории мы можем сказать по неопределенной форме? (О виде).
– Что мы знаем об этой категории? (Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, которые различаются по вопросу, который им можно задать. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида – что делать?)
Выпишите глаголы, укажите их вид.
Светило солнце, и снег уже подтаял. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончалась трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие. В воздухе появился запах весны, весело защебетали птицы.
- А какой еще категории мы еще можем сказать по неопределенной форме?
(о спряжении).
А сейчас нам с вами предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Расслабьтесь, наслаждайтесь красотой и необычайной музыкой. Но, слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Записывать эти глаголы вы будете в тетради через запятую.
- Ребята, что перед нами? (Море, прибой)
- Что делает море? (шумит, волнуется, бурлит)
- Птицы! Их действия? (поют, щебечут, свистят)
- Дождь что делает? (идет, стучит, барабанит)
- Ветер что делает? (дует, гудит, свистит)
- Ручьи что делают? (текут, бегут, свистят).
- Определите спряжение глаголов, которые вы записали.
- Итак, какие морфологические категории мы с вами повторили? (Неопределенная форма, вид, спряжение).
– Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым)
Сегодня мы повторили материал о морфологических сведениях глагола и познакомились с порядком проведения морфологического разбора.
Порядок морфологического разбора глагола
1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2) Начальная форма (неопределённая форма).
3) Постоянные признаки:
вид; спряжение.
4) Непостоянные признаки:
время;
лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);
род и число (если глагол в прошедшем времени)
5) Синтаксическая роль в предложении.
Образец морфологического разбора глагола
Над цветком летает пёстрая бабочка.
Устный разбор
1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»
2) Начальная форма — летать.
3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.
4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.
5)В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает
Письменный разбор
1) Летает — гл. (что делает?)
2) Н.ф. — летать.
3) несов. в.; I спр.
4) н.в., 3-е л., ед. ч.
5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает
Домашнее задание: Выучить параграф 120.
Й урок 5 класс
Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа
- Запишите слова, объясните их правописание, выделите изученную орфограмму
Помощ.., ландыш.., задач…, глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., луж., свеж…
- Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?
– Какая часть речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)
Изучение нового материала
– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы В них содержится народная мудрость!) Объясните их значение.
–– Выпишите выделенные слова, определите какой частью речи они являются и определите, в каких формах они стоят
· За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
· Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч.)
– Сделайте вывод, что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §121. Выделите изученную орфограмму в записанных глаголах.
–Спишите, вставьте и обозначьте пропущенные орфограммы, объясните написание.
Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного.
Домашнее задание: Выучить параграф 121. Выполнить упр.692.
Класс
Тема: Повторение по теме «Глагол».
1. Повторите, что вы знаете о глаголе:
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (соверш.в. – что сделать? несоверш.в. – что делать?)
Глаголы изменяются по временам (прош., настоящ., будущ.), (в настоящ. и будущ. Изменяются по лицам и родам, а в прош. – по числам и родам (в ед.ч.)).
В предложении глагол обычно бывает сказуемым.
У глагола можно определить спряжение.
2. Синтаксический разбор предложений.
Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (повест., невоскл., простое, распростр., двусоставное).
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (повест., невоскл., сложносочин., союзное, распрост.).
- Назовите глаголы и докажите, что слова являются глаголами.
- выпишите глагол пробирается и произведите морфологический разбор.
Пробирается – глагол
I.(что делает?) пробирается
Н.ф. – пробираться.
II. пост. – несов.в., I- спр.; непост. – наст.в., 3-е л.,ед.ч.
III. Луна (что делает?) пробирается.
3. Выполните тест.(в тетрадях)
В каком глаголе пишется ь?
а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся