В каком глаголе пишется ь?

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа.

 Мы продолжаем тему мягкий знак после шипящих.

Самостоятельная работа

– А теперь  обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

· С кем поведёш..ся, от того и ….

· Шила в мешке не  ….

· Слово не воробей, вылетит  - не …

· Что посееш.., то и ….

 2.Выполнить упр. 691. 693.Повторить параграф 121. 

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

Й урок 5 класс

Тема: «Морфологический разбор глагола».

Наш урок я предлагаю начать с отрывка из  стихотворения «Война».

Война.

Пришла проклятая война,

И наступило горе.

Объединилась вся страна

И победила вскоре.

Как много всех ушло на фронт,

Как много не вернулось.

Но все потери русские

Фашистам обернулись.

Мучительных четыре года

Шла проклятая та война,

Но все потери русские

С собою забрала.

С тех пор прошло немало лет,

Но все мы помним те победы,

И чтим, и радуемся им,

Победам наших дедов!

- О чем это стихотворение? (о войне).  - Как вы думайте, почему мы начали урок именно с этого стихотворения? С чем это связано? В чем его актуальность? (с 75-летием Великой Победы, которую мы отмечаем в этом году. Это знаменательный праздник, поскольку благодаря Великой Победе в 1945 году живы мы, наши родители, бабушки, дедушки).

- Выпишите глаголы, поставив их в неопределенную форму, укажите, на какой вопрос они отвечают.

Все ближе слышались разрывы снарядов. Черные столбы земли, перемешанной с дымом, вдруг вставали среди дороги. Шофер свернул и, проехав вдоль обочины по полю, поставил машину среди редкого кустарника. Лучшего прикрытия не было.

- Итак, с какой категорией мы работали? (с неопределенной формой) - А какой еще категории мы можем сказать по неопределенной форме? (О виде).

– Что мы знаем об этой категории? (Глаголы могут быть совершенного и несовершенного вида, которые различаются по вопросу, который им можно задать. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?, а глаголы несовершенного вида – что делать?)

Выпишите глаголы, укажите их вид.

Светило солнце, и снег уже подтаял. Все ленинградцы прислушивались к капели и улыбались. Это кончалась трудная, холодная зима. «А снегу-то конец пришёл, – говорили друг другу на улице незнакомые прохожие. В воздухе появился запах весны, весело защебетали птицы.

- А какой еще категории мы еще можем сказать по неопределенной форме?

(о спряжении).

А сейчас нам с вами предстоит небольшая экскурсия в мир звуков природы. Расслабьтесь, наслаждайтесь красотой и необычайной музыкой. Но, слушая, вместе будем называть действия, происходящие в природе, используя как можно больше синонимов. Записывать эти глаголы вы будете в тетради через запятую.

- Ребята, что перед нами? (Море, прибой)

- Что делает море? (шумит, волнуется, бурлит)

- Птицы! Их действия? (поют, щебечут, свистят)

- Дождь что делает? (идет, стучит, барабанит)

- Ветер что делает? (дует, гудит, свистит)

- Ручьи что делают? (текут, бегут, свистят).

 

- Определите спряжение глаголов, которые вы записали.

- Итак, какие морфологические категории мы с вами повторили? (Неопределенная форма, вид, спряжение).

– Какую синтаксическую роль может выполнять глагол? (В предложении глагол чаще всего является сказуемым)

Сегодня мы повторили материал о морфологических сведениях глагола и познакомились с порядком проведения морфологического разбора.

Порядок морфологического разбора глагола

1) Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2) Начальная форма (неопределённая форма).

3) Постоянные признаки:

вид; спряжение.

4) Непостоянные признаки:

время;

лицо и число (если глагол в настоящем или будущем времени);

род и число (если глагол в прошедшем времени)

5) Синтаксическая роль в предложении.

Образец морфологического разбора глагола

Над цветком летает пёстрая бабочка.

Устный разбор

1) Летает — глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос «что делает?»

2) Начальная форма — летать.

3) Постоянные признаки: несовершенный вид; I спряжение.

4) Непостоянные признаки: настоящее время, 3-е лицо, единственное число.

5)В предложении является сказуемым: бабочка (что делает?) летает

Письменный разбор

1) Летает — гл. (что делает?)

2) Н.ф. — летать.

3) несов. в.; I спр.

4) н.в., 3-е л., ед. ч.

5) сказуемое: бабочка (что делает?) летает

 

 

Домашнее задание: Выучить параграф 120.

Й урок 5 класс

Тема: Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа

- Запишите слова, объясните их правописание, выделите изученную орфограмму

Помощ.., ландыш.., задач…, глуш…, хорош.., тиш.., могуч.., богач.., луж., свеж…

- Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

– Какая часть речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит? (Мягкий знак после шипящих в глаголах.)


Изучение нового материала

– Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное? (Пословицы В них содержится народная мудрость!) Объясните их значение.
–– Выпишите выделенные слова, определите какой частью речи они являются и определите, в каких формах они стоят

· За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

· Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

 (Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч.)

– Сделайте вывод, что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь)
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах? §121. Выделите изученную орфограмму в записанных глаголах.

–Спишите, вставьте и обозначьте пропущенные орфограммы, объясните написание.

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного.









Домашнее задание: Выучить параграф 121. Выполнить упр.692.

Класс

                   Тема: Повторение по теме «Глагол».

 1. Повторите, что вы знаете о глаголе:

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида (соверш.в. – что сделать? несоверш.в. – что делать?)

Глаголы изменяются по временам (прош., настоящ., будущ.), (в настоящ. и будущ. Изменяются по лицам и родам, а в прош. – по числам и родам (в ед.ч.)).

В предложении глагол обычно бывает сказуемым.

У глагола можно определить спряжение.

2. Синтаксический разбор предложений.

Сквозь волнистые туманы пробирается луна. (повест., невоскл., простое, распростр., двусоставное).

Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит. (повест., невоскл., сложносочин., союзное, распрост.).

- Назовите глаголы и докажите, что слова являются глаголами.

- выпишите глагол пробирается и произведите морфологический разбор.

Пробирается – глагол

I.(что делает?) пробирается

Н.ф. – пробираться.

II. пост. – несов.в., I- спр.; непост. – наст.в., 3-е л.,ед.ч.

III. Луна (что делает?) пробирается.

 3. Выполните тест.(в тетрадях)

В каком глаголе пишется ь?

а) вам дремлет…ся
б) приходит…ся решать
в) не годит…ся портить
г) надумала трудит…ся





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: