Стихотворение К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете.»

В 1941 году поэт был потрясен седым мальчишкой, которого отец- майор на пушечном лафете вывез из Брестской крепости.

 

- Что поразило, ранило в сердце К.М.Симонова в облике мальчика?

Спящий мальчик был абсолютно седой. Ощущение драмы подчеркивает прижатая к груди спящая игрушка (видимо мальчик был совсем небольшой).

 

- Почему мальчик поседел?

За десять дней мальчик пережил страшные моменты: на его глазах погибла мама.

 

- На сколько частей можно разделить стихотворение? Определите, о чем каждая часть.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой рассказывается о встрече с седым мальчиком, а во второй автор размышляет над увиденным.

 

Но если нет, когда наступит дата.                                                                        Ему, как мне, идти в такие дни.                                                                                Во второй части поэт обращается к воображаемому собеседнику.                  

 

Обратите внимание на строки:

Ты это горе знаешь понаслышке…,

За тридевять земель, в горах Урала твой мальчик спит…,

Я верю: мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся с тобой.

-К кому обращается Симонов?

Поэт обращается к своей далекой жене, матери своего сына, которая находится далеко от линии фронта, в эвакуации на Урале.

 

- Как вы понимаете строки: Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Война не будет закончена, пока люди страдают, пока дети лишаются родителей и родины. Солдат вернется домой только тогда, когда «тот мальчишка возвратиться с нами и поцелует горсть своей земли

Вслед за отцом, по праву, как солдата,

Прощаясь с ним, меня ты помяни.

Если война не будет закончена, и время встречи не настанет, то долг сына – продолжить дело отца, встать на защиту Родины и воевать до тех пор, пока не будет освобождена последняя пядь родной земли.

 

Домашнее задание:    Выучить наизусть понравившееся стихотворение. Написать сочинение «Великая Отечественная война в жизни моей семьи».

Русский язык. 5 класс        

Тема: «Спряжение глаголов».

Обратите внимание на таблицу.

 

пишу   пишешь   пишет   пишем   пишете   пишут   несу   несёшь   несёт   несём   несёте   несут   ворчу   ворчишь   ворчит   ворчим   ворчите   ворчат   свечу   светишь   светит   светим   светите   светят

1. К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

2. Как вы это определили?

По окончаниям.

3. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания этих глаголов имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание -ют.

4.  К какому спряжению относятся глаголы первых двух столбиков?

К I спряжению.

5. Как вы это определили?

По окончаниям.

6. Что вы можете отметить общего в личных окончаниях? Какая гласная является основной?

Личные окончания глаголов в последних двух столбиках имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа – окончания -ат, -ят.

7. К какому спряжению относятся эти глаголы?

     Ко II спряжению.

. 8.А сейчас внимательно посмотрите на окончания глаголов одного и того же  спряжения. Чем они отличаются?

Они ударные и безударные.

9. По каким окончаниям легче определить спряжение глаголов?

По ударным.

10. А как определяется спряжение глаголов с безударными окончаниями?

Слово учителя:

Чтобы ответить на этот вопрос, выполним следующее задание.

Рядом с каждым глаголом напишите неопределенную форму.  (Записываем в тетрадях)

Пишем – рисуем - полем – пляшем – Чертим – чиним – маним – просим

 

Слово учителя:

Сделайте вывод, какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

Все глаголы с безударными личными окончаниями, оканчивающиеся на ИТЬ в неопределенной форме, относятся ко 2-му спряжению.

11. Что мы сделали, чтобы определить глаголы II спряжения?

Поставили в неопределённую форму.

Записатьв тетрадях, подчеркнуть.                                     

«Четвёртое лишнее» (глаголы в 3 л. ед. ч.)

1. Смотр..т, дыш..т, тревож..тся, та..т

2. Ла..т, се..т, чита..т, клее..т

3. Вид..т, пиш..т, завис..т, держ..т

 

Домашнее задание: Выполнить упражнение 669.

                               Выучить параграф 119.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow