В соответствии с конструкцией неисправности автоматической коробки передач можно разделить на следующие группы:
· неисправности гидротрансформатора;
· неисправности фрикционных муфт и тормозов;
· неисправности распределительного модуля (гидравлического блока);
· неисправности масляного насоса.
Неисправности автоматической коробки передач сопровождаются определенными внешними признаками, к которым относятся:
· пробуксовки (слабая динамика);
· рывки (удары) при переключении передач;
· отсутствие движения вперед или назад;
· шум при работе (скрип, скрежет, грохот, свист, стук и др.);
· утечки рабочей жидкости.
При диагностике неисправностей следует учитывать, что одному и тому же внешнему признаку может соответствовать несколько неисправностей коробки передач. Из всех внешних признаков отсутствие движения вперед или назад свидетельствует о самых серьезных нарушениях в механической части коробки передач.
Современная автоматическая коробка передач – сложная техническая система, включающая множественные связи между конструктивными элементами. Поэтому, выход из строя одного элемента обычно влечет за собой неисправность другого. К примеру, износ накладок фрикционных муфт приводит к засорению масла и соответственно клапанов и каналов гидравлического блока. Засорение клапанов и каналов, в свою очередь, приводит к неполному срабатыванию фрикционных муфт, их нагреву и преждевременному разрушению. Вот такой круговорот.
|
|
Постановка окончательного диагноза неисправной АКПП предполагает комплексный подход, который включает последовательное проведение компьютерной диагностики, специальных тестов, оценки качества масла, разборки и дефектовки коробки.
Основные неисправности гидротрансформатора и соответствующие им признаки приведены в таблице.
Неисправности | Внешние признаки |
износ фрикционных накладок блокировочной муфты | пробуксовка |
поломка лопастей колес | пробуксовка |
износ сальника насосного колеса | пробуксовка |
разрушение ступицы гидротрансформатора | отсутствие движения, шум |
заклинивание обгонной муфты | пробуксовка |
износ подшипников | шум |
износ шлицев ступицы турбинного колеса | пробуксовка при трогании |
срезание шлицев ступицы турбинного колеса | отсутствие движения вперед и назад |
Основными неисправностями фрикционных муфт и тормозов являются износ фрикционных накладок и нарушение уплотнения гидроцилиндров привода. Признаками указанных неисправностей являются пробуксовки, в т.ч. пробуксовки на прогретой коробке, переключение передач с толчками (ударами), металлический шум, отсутствие движения. Необходимо помнить, что процесс износа фрикционных дисков необратим.
|
|
Основные неисправности распределительного модуля и соответствующие им признаки приведены в таблице.
Неисправности | Внешние признаки |
засорение клапанов и каналов продуктами износа | пробуксовка |
ослабление (поломка) возвратной пружины клапана | толчки (удары) при включении |
обрыв или короткое замыкание обмотки клапана | толчки (удары) при включении |
износ поверхностей клапанов и каналов | пробуксовка |
физический износ клапанов (старение) | пробуксовка |
Неисправности масляного насоса сопровождаются повышенным уровнем шума, пробуксовками, отсутствием движения.
Технологический процесс ремонта автомобиля с неисправной АКПП на СТОА построен следующим образом:
1. Входная диагностика;
2. Демонтаж коробки с автомобиля;
3. Разборка и дефектация ее деталей и узлов;
4. Согласование с заказчиком вопроса используемых запасных частей и стоимости ремонта;
5. Сборка коробки;
6. Установка на автомобиль;
7. Выходная диагностика.
Контрольные вопросы
1. Перечислите неисправности АКПП
2. Опишите неисправности механической и гидравлической части
автоматической коробки передач
3. Расскажите этапы ремонт АКПП на СТОА