Жилые и служебные помещения

План лекции:

Жилые и служебные помещения

Помещения для топлива и коффеpдамы

Доступ в помещения

Расположение и констpукция водогазонепpоницаемых и огнезащитных пеpебоpок

Цель занятия:

Знать: -расположение и назначение служебных и жилых помещений;

-расположение помещение для топлива;

- расположение и назначение коффердама;

- как осуществляется доступ в помещения;

- расположение переборок.

 

Жилые и служебные помещения

Судовые помещения образуются путем разделения надстроек и отсеков корпуса выгородками на отдельные замкнутые пространства.

Уставом службы все судовые помещения подразделяются на: служебные, жилые и общего пользования. Служебные помещения, место, где размещены технические средства, медслужба, хранятся грузы, судовые запасы, выполняются различные судовые работы, а также пищеблок и пассажирские.

Жилые помещения — каюты, в которых размещается судовой экипаж. В каютах запрещается хранить взрывоопасные, легковоспламеняющиеся и ядовитые вещества и материалы, а также пользоваться электронагревательными приборами. Помещения общего пользования— для приема пищи, отдыха, проведения культурно-массовых мероприятий и санитарно-гигиенические.

Кают-компания — место для коллективного отдыха, занятий, совещаний и приема пищи командным составом.

 

Помещения для топлива и коффеpдамы

На самоходных судах топливо для силовой установки хранят в специальных отсеках: топливных цистернах — для жидкого топлива и угольных ямах (топливо — уголь) —для твердого топлива. Отсек (топливную цистерну) делят по ширине судна одной-двумя продольными переборками, чтобы жидкое топливо не переливалось на один борт и не увеличивало крен (наклонение) судна.

Если рядом с цистерной располагается жилое помещение или грузовой трюм, то между ними устраивают узкий (500—600 мм по длине судна) отсек, называемый коффердамом (оставляют пустым или оборудуют вытяжными вентиляционными трубами, которые выводят на открытую палубу). Переборки, отделяющие коффердам, должны быть водо- и газонепроницаемыми. При хранении топлива в вставных цистернах, расположенных в машинном отделении, устройство коффердама не требуется. На нефтеналивных судах коффердам размещают в носу за форпиком и грузовыми танками — отсеки для перевозки жидких грузов.

 

Доступ в помещение

На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все помещения. Для этой цели к дверным замкам всех помещений должно быть предусмотрено два комплекта ключей. Во время общесудовой тревоги каюты

экипажа и другие жилые помещения должны быть открыты.

Ключи первого комплекта должны храниться:

· от помещений станций пожаротушения и от дверей запасных выходов — в специальных шкафчиках, размещенных у входа в эти помещения непосредственно у запасных выходов,

· от специальных помещений и помещений с материальными ценностями — у заведующих помещениями;

· от всех прочих запираемых на замок помещений — у заведующих помещениями, а после окончания рабочего дня — у назначенных приказом по судну лиц вахтенной или пожарной службы;

· от кают членов экипажа — у членов экипажа.

Ключи второго комплекта от всех помещений, за исключением кают членов экипажа, хранятся на специальной доске, размещенной в установленном приказом по судну помещении. Доска с ключами запирается на замок, опечатывается и находится под наблюдением лиц вахтенной службы, а ключ от нее должен храниться у вахтенного помощника капитана. Вторые комплекты ключей от кают членов экипажа с занумерованными бирками должны находиться на хранении у старшего помощника капитана, а при его отсутствии — у вахтенного помощника капитана.

8.1

4. Расположение и конструкция водогазонепроницаемых
и огнезащитных пеpебоpок

Поперечные и продольные переборки создают водонепроницаемость между отсеками, являются жесткими связями корпуса и обеспечивают вместе с поперечными и продольными связями прочность судна.

Для ограничения распространения огня (при пожаре) устанавливаются огнезадерживающие переборки. Общее их количество и места расположения различны. Обычно поперечные огнезадерживающие переборки располагают в корпусе судна от борта до борта, в надстройках — по всей ширине, в междупалубном пространстве — по всей высоте. В огнезадерживающих переборках проемы имеют противопожарные двери с ручным (на месте) и дистанционным управлением (по закрытию и открытию их).

Внутри корпуса и надстроек пассажирских судов следующие конструктивные элементы должны быть огнестойкими:

· шахты машинных и котельных помещений; выгородки трапов;

· переборки и палубы, отделяющие посты управления от смежных помещений;

· переборки и палубы, отделяющие жилые помещения от хозяйственных, машинных и котельных помещений, а также от грузовых трюмов и помещений для хранения топлива;

· переборки и палубы кладовых для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов, а также камбузов и всех прочих помещений, в которых хранится или используется топливо;

· переборки и палубы проходов, служащие для эвакуации пассажиров и экипажа.

По согласованию с Регистром перечисленные конструктивные элементы могут быть выполнены как огнезадерживающие конструкции.

Пассажирские суда длиной 65 м и более должны быть разделены на главные вертикальные противопожарные зоны поперечными огнестойкими переборками типа А-30.

По согласованию с Регистром в зависимости от конструктивных особенностей судна, количества горючих материалов в помещениях и применения повышенных активных средств борьбы с пожаром могут быть допущены другие конструкции, но не ниже типа В-15.

Расстояние между огнестойкими или огнезадерживающими переборками рекомендуется принимать не более 40 м.

Огнестойкая или огнезадерживающая переборка должна простираться от борта до борта по всей ширине корпуса, надстройки и рубки, а по высоте — от днища до верхней палубы пассажирской надстройки (рубки).

Огнестойкая или огнезадерживающая переборка может быть выполнена с уступом, причем тип конструкции участка палубы, образующего этот уступ, должен быть не ниже типа конструкции вертикальной противопожарной переборки.

Двери и проходы в переборках, должны быть равноценными по огнестойкости самой переборке и должны открываться и закрываться с обеих сторон переборки усилиями одного человека.

Двери должны быть самозакрывающегося типа. На посту управления должен быть указатель положения дверей («Открыто» — «Закрыто»).

Прочие отверстия, прорезаемые в переборке, должны быть заделаны негорючим материалом таким образом, чтобы не была нарушена огнестойкость переборки.

Закрытия отверстий в других огнезадерживающих конструкциях должны быть уплотнены так, чтобы они сохраняли непроницаемость для пламени.

Трапы, проходящие только через одну палубу, должны быть выгорожены на одной из двух палуб огнезадерживающими конструкциями и самозакрывающимися дверями.

Трапы, проходящие более чем через одну палубу, должны быть выгорожены на всех палубах огнезадерживающими и самозакрывающимися дверями, из выгородок трапов должны быть выходы на открытую палубу или в коридоры, ведущие на открытые палубы.

 

Задание:

1. Изучить представленный материал.

2. Составить конспект.

3. Вставить в конспект иллюстрации (фото) люковых закрытий разных типов.

4. Для отчета и оценки прислать конспект в виде файла или фото (если рукописный) на указанный адрес эл. почты (OBKalyakin@sevsu.ru). Срок – до 19.04.2020 включительно.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: