Автоматизация звука х

Знакомство с буквой Х

Изучение следует начинать с подготовительного этапа: рассказать детям сказку или стихотворение. Можно придумать загадку, ответом на вопрос в которой будет являться слово, начинающееся на эту букву:

Щекастый зверек, похожий на мышку, живет в клетке, бегает в колесе (Хомяк).Отгадай легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Так у ребенка получится вызвать интерес к изучаемой теме и превратить урок в увлекательную игру. Чтобы ученику было легче понять, как произносится звук, нужно рассмотреть, какой должна быть правильная артикуляция при произношении, то есть правильное расположение речевых органов во рту. При произношении твердого [х] кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, его задняя часть должна образовывать щелочку. Голосовые связки находятся в раскрытом положении, но голоса при произношении звука быть не должно.

Задания для дошкольников — печатная буква Х

Научиться писать печатную Х детям помогут следующие задания:

· сложить букву Х при помощи пальцев;

· нарисовать ее в воздухе;

· попробовать сложить Х при помощи раздаточного материала (спички, палочки);

· аккуратно по клеточкам нарисовать Х в прописи.

Пишем в прописях.

Можно рассказать стихотворение: "На лужайке дом стоит, ну а путь к нему закрыт". При этом ребенок должен изобразить двумя руками крышу дома, а затем закрытый путь — скрестить руки.

Автоматизация звука х

Автоматизация [х] происходит строго после того, как ребенок научился произносить его изолированно, слышать в слогах и не путать с другими звуками. Следует произносить текст громко и четко, выделяя голосом автоматизируемый звук. При необходимости повторить несколько раз. Закрепление должно происходить в начале, середине и конце для лучшего усвоения и запоминания материала.

Для автоматизации произношения звука [х] в начале слов произносим громко и четко: хвост, холодильник, хобот, хоккей, храм, хата, хлеб.

Для автоматизации произношения звука [х] в середине нужно растягивать [х], повторяя несколько раз следующие слова: вахта, шахта, пихта, яхта, засуха, лоханка, сахар.

Для автоматизации произношения звука [х] в конце произносят следующие слова: мох, шорох, в закромах, дух, цех, мех.

Значение незнакомых слов нужно обязательно объяснить ребенку, иначе такие задания будут неэффективными.

Также необходимо объяснить ребенку, что звук [х] может слышаться там, где есть буква Х, и там, где ее нет, и привести в качестве примера фразу "Пух мягкий".

Знакомство с буквой Х.

Когда ребенок познакомился с буквой Х, научился различать звук [х] в слогах и предложениях, нужно дать характеристику звука и объяснить, к какой группе он относится:

1. Согласный.

2. Твердый.

3. Глухой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: