Знакомство с буквой Х
Изучение следует начинать с подготовительного этапа: рассказать детям сказку или стихотворение. Можно придумать загадку, ответом на вопрос в которой будет являться слово, начинающееся на эту букву:
Щекастый зверек, похожий на мышку, живет в клетке, бегает в колесе (Хомяк).Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Так у ребенка получится вызвать интерес к изучаемой теме и превратить урок в увлекательную игру. Чтобы ученику было легче понять, как произносится звук, нужно рассмотреть, какой должна быть правильная артикуляция при произношении, то есть правильное расположение речевых органов во рту. При произношении твердого [х] кончик языка опущен и отодвинут от нижних резцов, его задняя часть должна образовывать щелочку. Голосовые связки находятся в раскрытом положении, но голоса при произношении звука быть не должно.
Задания для дошкольников — печатная буква Х
Научиться писать печатную Х детям помогут следующие задания:
|
|
· сложить букву Х при помощи пальцев;
· нарисовать ее в воздухе;
· попробовать сложить Х при помощи раздаточного материала (спички, палочки);
· аккуратно по клеточкам нарисовать Х в прописи.
Пишем в прописях.
Можно рассказать стихотворение: "На лужайке дом стоит, ну а путь к нему закрыт". При этом ребенок должен изобразить двумя руками крышу дома, а затем закрытый путь — скрестить руки.
Автоматизация звука х
Автоматизация [х] происходит строго после того, как ребенок научился произносить его изолированно, слышать в слогах и не путать с другими звуками. Следует произносить текст громко и четко, выделяя голосом автоматизируемый звук. При необходимости повторить несколько раз. Закрепление должно происходить в начале, середине и конце для лучшего усвоения и запоминания материала.
Для автоматизации произношения звука [х] в начале слов произносим громко и четко: хвост, холодильник, хобот, хоккей, храм, хата, хлеб.
Для автоматизации произношения звука [х] в середине нужно растягивать [х], повторяя несколько раз следующие слова: вахта, шахта, пихта, яхта, засуха, лоханка, сахар.
Для автоматизации произношения звука [х] в конце произносят следующие слова: мох, шорох, в закромах, дух, цех, мех.
Значение незнакомых слов нужно обязательно объяснить ребенку, иначе такие задания будут неэффективными.
Также необходимо объяснить ребенку, что звук [х] может слышаться там, где есть буква Х, и там, где ее нет, и привести в качестве примера фразу "Пух мягкий".
Знакомство с буквой Х.
Когда ребенок познакомился с буквой Х, научился различать звук [х] в слогах и предложениях, нужно дать характеристику звука и объяснить, к какой группе он относится:
1. Согласный.
2. Твердый.
3. Глухой.