П р е д в а р и т е л ь н о е и с с л е д о в а н и е

Л Е К Ц И Я

По теме № 3

Общая методика идентификационной Судебно-почерковедческой экспертизы.

 

 

План лекции:

 

ВВЕДЕНИЕ

I. Основные положения методики судебно-почерковедческой экспертизы.

       II. Общая методика идентификационной судебно-почерковедческой экспертизы

1. Предварительное исследование как первый уровень решения экспертных задач.

2. Детальное исследование.

3. Заключительная оценка результатов исследование и формирование выводов

   4. Оформление результатов исследования.

ВОПРОС № 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ

СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Методика судебно-почерковедческой экспертизы — это система ме­тодов, приемов и технических средств, определяющая процедуру и содержа­ние решения задач судебно-почерковедческой экспертизы (СПЭ).

В зависимости от степени общности решаемых задач различаются об­щая, частная и конкретная методики СПЭ.

Общая методика СПЭ устанавливает процедуру и содержание решения задач СПЭ как рода криминалистической экспертизы. В зави­симости от класса решаемых задач общими являются методика идентификационной и диагностической СПЭ.

Частная методика СПЭ определяет процедуру и содержание решения задач вида и подвида СПЭ (методика исследования рукописных текстов, подписей; цифровых записей; измененного письма т.д.).

Конкретная методика СПЭ устанавливает процедуру и содержание решения конкретной задачи СПЭ на уровне группы.

В зависимости от методов, составляющих методику судебно-почерковедческой экспертизы, выделяются качественно-описательная и количественная методики.

Качественно-описательная методика СПЭ предполагает использование традиционных (качествен­но-описательных) методов изучения и оценки признаков почерка.

Количественная методика СПЭ предполагает ис­пользование математических методов исследования в процессе анализа, сравнения, оценки признаков и результатов проведенного исследования в целом.

При неоднородности методов, составляющих методику СЭП, применя­ется комплексная методика.

Комплексная методика СПЭ — методика, сочетающая в себе раз­личные методы: качественные, количественные, модельные, инструменталь­ные и др.

Содержание общей методики идентификационной судебно-почерковедческой экспертизы (как и любой иной) образует процесс решения ее задач.

Он подразделяется на 4 самостоятельные стадии:

I. Предварительное исследование.

II. Детальное исследование.

III. Оценка результатов проведенного исследования и формирования вы­водов эксперта.

IV. Оформление результатов проведенного исследования.

Решение идентификационных задач судебно-почерковедческой экспертизы осуществляется по уровневому принципу. Сущность уровневого принципа за­ключается в неоднократной циклической реализации главных эта­пов и стадий решения той или иной экспертной задачи. Экспертное исследование проходит по спирали несколько уровней. Чаще всего их два (М.В. Бобовкин выделяет три). В зависимости от сложности решаемой задачи число уровней может быть увеличено. Основные этапы и стадии выделяемых уровней совпадают по сути, но различаются по цели, глубине и тщательности исследования и применяемым методам.

Первый уровень представляет собой решение задачи в первом приближении, на уровне версий. Исследование на данном уровне проводится в сознании эксперта, как правило, без фиксации результатов. Его суть заключается в том, что эксперт, пройдя все этапы и стадии, составляет общее представление о роде, классе, виде, подвиде и группе по­ставленного ему задания, степени его сложности, возможности решения на основе научных достижений, выдвигает экспертные версии и планирует дальнейший ход исследования.

Второй уровень направлен на окончательное решение задачи, как правило, при помощи традиционных методов исследования. Он характеризуется постепенным углублением предварительных сведений, полученных на первом уровне, и их обязательной фиксацией в специальных таблицах. Завершается этот отрезок исследования оценкой всех полученных данных и формированием выводов эксперта.

Если на втором уровне задача не решена, может быть проведен еще один виток исследования, при котором эксперт исследует объекты еще раз, более тщательно и детализировано, с применением нетрадиционных, математических методов сравнения и оценки признаков. Как показало анкетирование экспертов-практиков, данный подход более соответствует реальной логике экспертного исследования.

ВОПРОС № 2. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИОННОЙ СУДЕБНО-ПОЧЕРКОВЕДЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

П р е д в а р и т е л ь н о е  и с с л е д о в а н и е. 

Объединяет шесть этапов:

1) ознакомление с материалами дела, поступившими на экспертизу;

2) осмотр (предварительный анализ) исследуемой рукописи;

3) осмотр (предварительный анализ) сравнительного материала;

4) предварительное сравнение;

5) предварительная оценка результатов исследования и выдвижение экспертных версий;

6) планирование дальнейшего исследования.

Рассмотрим содержание этапов первого уровня.

1 этап - ознакомление с материалами, поступившими на экспертизу.

Для производства исследования эксперту-почерковеду должны быть представлены следующие материалы:

1. Постановление следователя или определение суда о назначении экс­пертизы (а также отношение органа дознания о проведении исследования).

2. Документы - вещественные доказательства (спорная рукопись).

3. Сравнительные образцы почерка лиц - предполагаемых исполнителей;

4. Иные материалы дела, которые могут облегчить проведение исследо­вания, содержащие данные об условиях выполнения рукописи и об ее испол­нителе (обычно – материалы уголовного или гражданского дела – не всегда могут присутствовать).

Ознакомление с постановлением следователя или определением суда о назначении экспертизы предполагает следующие действия эксперта:

а) проверку наличия всех документов, перечисленных в постановлении или определении суда.

Если не достает какого - либо документа или есть несоответствие ука­занному в постановлении, эксперт составляет акт об этом и, в зависимости от обстоятельств, может поступить следующим образом: вернуть материа­лы следователю без исполнения или запросить отсутствующие документы. Если при отсутствии некоторых материалов, указанных в постановлении, можно начать исследование, его начинают, делая одновременный запрос от­сутствующих документов. При этом эксперт всегда должен помнить о пра­вильном обращении с документами - вещественными доказательствами.

б) уяснение содержания задания эксперту.

Эксперт должен уяснить суть поставленных ему вопросов и опреде­лить, входят ли они в пределы его компетенции (круг специальных знаний).

Правильно поставленный вопрос звучит следующим образом: «Не вы­полнен ли рукописный текст письма, начинающийся и заканчивающийся словами..............Ивановым Иваном Ивановичем?»

Или же: «Кем, Ивановым Иваном Ивановичем или другим лицом, выполнен рукописный текст письма, начинающийся и заканчивающийся словами..............?».

При уяснении вопросов эксперт выясняет задачи предстоящего исследования: идентификационная или диагностическая.

Если эксперт не понял сущности вопросов или они могут быть истолко­ваны двояко, необходимо уточнить их смысл у следователя устно или запро­сить другие формулировки вопросов. Если вопросы сформулированы не со­всем правильно, но смысл их понятен эксперту, он имеет право их перефор­мулировать. При этом в заключении эксперта должна быть сделана ссылка: «Вопрос изложен в редакции эксперта без изменения его смыслового содержания»

в) установление наличия следственной (судебной) версии, а также версий других лиц – участников процесса об исполнителе и условиях выполнения спорной рукописи.

В целях всесторонности и полноты исследования все версии должны быть учтены при оценке исходных данных и проверены в ходе исследования.

К примеру, по мнению следователя, спорная рукопись могла быть вы­полнена с умышленным изменением признаков с целью ее маскировки. На­против, сам подозреваемый утверждает, что не выполнял данную рукопись.

г) ознакомление с обстоятельствами дела, имеющими отношение к предмету экспертизы, предполагает изучение:

- сведений об условиях выполнения спорной рукописи (поза при письме, пишущий прибор, освещение, положение материала письма и пишущего прибора и пр.)

- данных о предполагаемом исполнителе (возраст, образование, про­фессия, национальность, привычная пишущая рука, психическое и физиче­ское состояние в момент исполнения рукописи);

- данных о представленных документах (время исполнения спорной ру­кописи и сравнительных образцов, условия получения образцов и т.д.).

Все эти сведения необходимы будут эксперту для последующей объек­тивной оценки выявленных признаков, их сравнения и объяснения совпа­дающих и различающихся признаков, а также для правильной оценки резуль­татов проведенного исследования в целом.

2 этап - осмотр (предварительный анализ) исследуемой рукописи.

Предварительный осмотр спорной рукописи включает в себя:

- определение вида документа (анонимное письмо, накладная, завещание и т.п.),

- способа изготовления (оригинал, копия) 

- осмотр материалов письма (качество бумаги: писчая, техническая, мелованная, папиросная; с поврежде­ниями или без повреждений, цвет бумаги, линовка), вид пишущего прибора (обычный, необычный). Все это не­обходимо для последующей оценки сопоставимости сравнительного мате­риала спорной рукописи.

- вид и характер исследуемой рукописи, что существенно для уточнения задачи исследования. По виду рукописи подразделяются на: тексты, краткие записи, подписи. По характеру они подразделяются на: буквенные, цифровые, смешанные (буквенно-цифровые).

- объем: большой - содержащий все буквы алфавита, при этом часто и средне встречающиеся в русской скорописи буквы (а, о, и, е, к, л, м, н) должны наблюдаться не мене 10-20 раз. Обычно та­кой текст составляет не менее страницы стандартного листа бумаги;

средний - содержащий большую часть букв ал­фавита. Чаще всего такой текст составляет от 0,5страницы стан­дартного листа до 10 слов;

малый – 4-9 слов, могут повторяться только часто встречаемые буквы алфавита (а, о, и);

краткая запись – содержит 1-3 слова, при этом не относится к личным удостоверительным графическим знакам - подписям,

Определение объем исследуемой рукописи также важно для уточнения задачи экспертизы и определения достаточности почеркового ма­териала для идентификации.

- ознакомление с содержанием документа (обращают внимание на броские признаки письменной речи: уровень грамотности, наличие броских отклонений), его целевым назначением (может ли служить способом совершения преступления, способствовать его совершению).

- предварительное определение условий выполнения рукописи. Определяется по наличию (отсутствию) и степени выраженности в рукописи признаков необычности ее выполнения. При обнаружении информативных признаков в исследуемой рукописи эксперт выдвигает частную версию о необычных усло­виях ее выполнения.

- предварительное изучение идентификационных признаков в спорной рукописи (общих и частных); на данном этапе изучаются наиболее интегративные или броские общие признаки (степень выработанности, степень сложности, редко встречаемые наклон, нажим или размещение линии письма).

Предварительное изучение наиболее броских частных призна­ков почерка осуществляется с целью установления графических особенностей, характерных для исполнителя спорной рукописи. При этом необходимо опять же "в первом приближении" изучить наиболее специфичные частные признаки почерка (5-8). На основе указанных признаков экспертом в дальнейшем проводится предварительное сравнение с аналогичными особенностями по­черка, установленными в ходе осмотра (предварительного анализа) сравни­тельных образцов лица, в отношении которого была назначена экспертиза. В результате выдвигается общая версия в отношении предполагаемого испол­нителя спорной рукописи.

- определение пригодности исследуемой рукописи для идентификационного исследования.

- уточнение задания эксперту. С учетом установленных сведений задача экспер­тизы еще более конкретизируется, например: индивидуальная идентифика­ция исполнителя буквенного текста большого объема, выполненного в обычных условиях, что позволяет точнее выбрать методику исследования.

3 этап - осмотр (предварительный анализ) сравнительного материала.

Данный этап предполагает осуществление следующих экспертных дей­ствий:

- проверка наличия сравнительных образцов, изучение их достоверности;

- первоначальная оценка достаточности сравнительного материала (по количеству и качеству)

- определение условий выполнения;

- анализ сопоставимости образцов с исследуемой рукописью и отбор наиболее сопоставимых образцов

- предварительное изучение идентификационных признаков в сравнительных образцах.

В качестве сравнительных материалов в судебно-почерковедческой экс­пертизе выступают образцы почерка, которые бывают 3 видов: свободные условно-свободные и экспериментальные.

Свободные образцы - рукописи, выполненные до возбуждения уголов­ного дела и вне связи с ним. Свободными образцами могут быть: записи, автобиографии, анкеты, заявления, конспекты, накладные, библиотечные фор­муляры и т.д.

Условно-свободные образцы - это документы, выполненные предпола­гаемым исполнителем после возбуждения уголовного дела, но не в связи с назначением почерковедческой экспертизой (протокол допроса, объяснения по делу, выполненные собственноручно подозреваемым по делу и т.д.).

Экспериментальные образцы - это документы, выполненные проверяемым лицом по предложению следователя специально для проведения почерко­ведческой экспертизы. Различаются обычные (простые) и специальные эксперименталь­ные образцы почерка.

Достоверность образцов почерка, т.е. бесспорность их происхождения от определенных лиц устанавливается путем проверки их соответствия указанным в постановлении следователя, экспериментальные образцы должны быть заверены следователем, а также сравнения свободных и экспериментальных образцов между собой.

Чтобы оценить достаточность сравнительных материалов по количеству и качеству, необходимо знать требования к образцам почерка:

1) По количеству сравнительных материалов должно быть значительно больше, чем объем исследуемой рукописи. Экспериментальных образцов должно быть не менее 6-10 страниц. Необходимо соблюдать следующее пра­вило: чем меньше объем исследуемой рукописи, тем больше должно быть сравнительных материалов.

2) Для производства экспертизы желательно, а иногда и обязательно предоставление различных видов образцов (свободных, условно-свободных и экспериментальных), а также разнообразных образцов по характеру документов, содержанию и условиям выполнения. Однотипные образцы менее предпочтительны.

3) По качеству образцы почерка должны быть сопоставимы с исследуе­мой рукописью по:

- виду и характеру, его языку;

- способу выполнения букв (скорописные, печатные);

- времени исполнения;

- условиям исполнения;

- материалу письма;

- пишущему прибору;

Вопрос об условиях выполнения образцов решается на основе изучения характера документов, представленных в качестве свободных образцов, условий получения экспериментального материала, а также выраженных в образах информативных признаков необычности выполнения.

Представленные образцы могут быть сопоставимы, частично сопоставимы и несопоставимы с исследуемой рукописью. Наиболее сопоставимыми, как правило, являются экспериментальные образцы, воспроизводящие по объему и содержанию исследуемую рукопись и выполненные в сходных условиях. Разделив образцы по сопоставимости, эксперт определяет последовательность их использования.

На данном этапе исследования может возникнуть вопрос о необходимо­сти запроса дополнительных сравнительных материалов.

Предварительное изучение информативных (диагностических и иденти­фикационных) признаков в сравнительных образцах осуществляется по тем же правилам, что и в отношении спорной рукописи. Последовательно в образцах почерка изучаются наиболее «броские» идентификационные признаки, аналогичные установленным в спор­ной рукописи.

4 этап - предварительное сравнение. Складывается из предварительного сравнения установленных ранее признаков необычности выполнения рукописи, общих и частных признаков почерка.

Предварительное сравнение диагностических признаков осуществляется для выдвижения частных версий об условиях выполнения рукописей. При этом могут быть установлены как сов­падения, так и различия диагностических признаков по наличию, степени выраженности, характеру, объему и локализации проявления.

Предварительное сравнение идентификационных признаков проводится для выдвижения общей экспертной версии об исполнителе рукописи по выделенным на предыдущих этапах наиболее броским общим и частных признакам. Сравнение частных признаков – основной момент для формирования общей версии. Поскольку на данном этапе эксперт не может (да и не должен) проводить полное исследование частных признаков, ему необходимо «сжать» почерковую информацию для необходимой и достаточной для выдвижения версий. Есть два пути: 1) сравнить 6-8 наиболее броских частных признаков; 2) выбрать 2-5 одинаковых слов в спорной рукописи и в образцах и сравнить в них частные признаки в порядке их естественной последовательной зависимости (т.н. цепочки последовательно зависимых признаков). Этот прием особенно важен при исследовании сходных почерков.

5 этап - предварительная оценка всех результатов исследования и вы­движение экспертных версий.

На основе предварительной оценки результатов сравнения ди­агностиче­ских признаков происходит выдвижение част­ных экспертных версий о нормальных или необычных условиях выполнения спорной рукописи, о наиболее вероятном конкретном сбивающем факторе, чаще на альтернативной основе. Совпадение диагностических признаков позволяет выдвинуть версию об одинаковых условиях выполнения спорной рукописи и образцов. Различие – о разных условиях выполнения, о разных сбивающих факторах, о разной силе воздействия одного сбивающего фактора, либо может усилить общую версию о разных исполнителях.

Затем осуществляется предварительная оценка результатов сравнения идентификационных признаков, выдвижение общей версии и контрверсии о предполагаемом исполнителе спорной рукописи. В зависимости от сложности решаемой задачи версии могут выдвигаться с разной степенью вероятности: с высокой вероятностью или оставаться равновероятными.

Кроме того, на протяжении данного этапа эксперт формирует уже оконча­тельное мнение о специфике и сложности выполняемого исследования. Детально уясняется задание: род, класс, вид, подвид, группа, степень сложности и возможности ре­шения.

Все это позволяет эксперту точно оценить сложившуюся проблемную ситуацию и правильно спланировать дальнейшие экспертные действия.

6 этап - планирование дальнейшего исследования.

В значительной мере зависит от выдвинутых версий, контрверсий и степени их вероятности. Эксперт решает вопрос о выборе подходящей частной методики исследования, целесообразности запроса дополнительных сравнительных материалов, последовательности применения тра­диционных (качественно-описательных) и возможности применения количест­венных (вероятностно-статистических) методов исследования.

Как показывает практика, распространенной экспертной ошибкой является принятие окончательного решения об исполнителе спорной рукописи на пред­варительной стадии (без последующего развернутого исследования). Результа­том этого чаще всего бывают неверные или необоснованные выводы. Только в исключительных случаях эксперт может закончить производство экспертизы на первом уровне (предварительной стадии):

- в случае признания исследуемой рукописи непригодной к идентифика­ции;

- при отсутствии сопоставимых образцов, недостаточном количестве сравнительного материала (в подобных случаях дается вывод о невозможно­сти решения вопроса по существу - НПВ);

- при существенном различии степени выработанности спорной рукописи и образцов почерка предполагаемого исполнителя (если степень выработанности спорной рукописи значительно выше, чем в представленных образцах, при условии достаточного количества образцов и отсутствия разрыва во времени), что является основанием для категорического отрицательного вывода.

 2. Д е т а л ь н о е  и с с л е д о в а н и е

составляют четыре основных этапа:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: